Валютным контролем является деятельность

Валютный контроль

Под валютным контролем законодатель понимает деятельность государства, направленную на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля являются Центральный банк РФ и Правительство РФ в соответствии с российским законодательством. Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля, в частности, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю и уполномоченные банки.

Под механизмом валютного контроля понимается совокупность специальных институтов, органов, лиц, участвующих в процессе валютного контроля (субъектная составляющая), а также набор форм и методов контрольной деятельности (функциональная составляющая).

Нормативно-правовую базу механизма валютного контроля составляют федеральные законы: «О валютном регулировании и валютном контроле», «О государственном регулировании внешне-торговой деятельности», «О банках и банковской деятельности» и другие; Таможенный кодекс РФ; многочисленные подзаконные акты, в том числе Указ Президента РФ от 21 ноября 1995 г. № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 6 марта 1993 г. № 205 «Об усилении валютного и экспортного контроля и о развитии валютного рынка», нормативные правовые акты ЦБ РФ и ГТК РФ, а также международные договоры Российской Федерации.

Основными целями валютного контроля являются:

  • определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
  • проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации; обоснованности платежей в иностранной валюте; полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в рублях.

Объектом валютного контроля являются валютные операции, под которыми понимаются урегулированные национальным законодательством или международными соглашениями сделки и иные действия, чьим предметом являются валюта и валютные ценности (иностранная валюта; ценные бумаги в иностранной валюте; драгоценные металлы в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и иных бытовых изделий из этих металлов и лома таких изделий; природные драгоценные камни — алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, кроме ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий). Участники валютного обращения обязаны:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

  • представлять вышеуказанным организациям все запрашиваемые ими документы и информацию, касающуюся проводимых и проведенных ими валютных операций;
  • в течение пяти лет сохранять всю документацию, касающуюся каждой проведенной валютной операции;
  • устранять выявленные нарушения валютного регулирования немедленно по получении соответствующего указания валютного контролера.

Валютный контроль может осуществляться на разных стадиях проведения валютных операций.

Одно из основных направлений валютного контроля — контроль за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров.

Цель этого контроля — обеспечить поступления валютной выручки в Российскую Федерацию на счета экспортеров в уполномоченных банках. Зачисление валютной выручки на другие счета допускается только с разрешения ЦБ РФ. Для этого существует так называемый «паспорт экспортной сделки», порядок ведения которого определен совместной Инструкцией ЦБ РФ и Государственного таможенного комитета РФ от 12 октября 1993г.

Другое направление валютного контроля — защита валюты Российской Федерации, российских валютных ценностей в целом. Отсюда контроль за ввозом/вывозом, переводом и пересылкой за границу и из-за границы российской валюты, иностранной валюты и внутреннего валютного рынка России), а также других валютных ценностей.

Система организаций, осуществляющих контроль за правомерностью валютных операций, является двухступенчатой. В нее входят органы валютного контроля и их агенты.

Органы валютного контроля наделены большим объемом прав. Они имеют нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами Российской Федерации, осуществляют контроль за правомерностью валютных операций, за соответствием этих операций законодательству и условиям лицензий и разрешений, проводят проверки валютных операций, определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов, а также руководят агентами валютного контроля при осуществлении ими контрольных функций.

Должностные лица органов и агентов валютного контроля имеют право:

а) проверять все необходимые документы, в том числе наличие лицензий и разрешений на проведение валютных операций, получать объяснения и справки, изымать документы, свидетельствующие о нарушениях валютного законодательства;

б) приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае непредставления документов и информации;

в) приостанавливать действие лицензий или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций;

г) направлять в суд, арбитражный суд иски о признании недействительными сделок, противоречащих валютному законодательству, а также о взыскании всего полученного по этим сделкам в доход государства; направлять в суд иски о ликвидации юридического лица, в деятельности которого выявлены нарушения законодательства;

д) направлять материалы проверок, в ходе которых установлены нарушения валютного законодательства, в правоохранительные органы с ходатайством о возбуждении уголовного дела.

В случае выявления тех или иных нарушений органы валютного контроля вправе самостоятельно применять разрешенные законодательством санкции.

За нарушения валютного законодательства предусмотрена ответственность как административная, гражданско-правовая, так и уголовная в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

В тех случаях, когда в качестве санкции за нарушения положений валютного законодательства является взыскание соответствующих сумм в доход государства, валютный контролер вправе с юридических лиц осуществлять взыскание в бесспорном порядке, с физических лиц — в судебном.

Так, за нарушение резидентами порядка зачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках Министерства РФ по налогам и сборам или Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю налагается штраф в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по курсу ЦБ РФ. При этом уплата штрафа не освобождает предприятие от обязательного перевода валютной выручки на счета в уполномоченные банки Российской Федерации.

При необоснованном повышении расходов в иностранной валюте, влекущим занижение сумм экспортной выручки, подлежащих обязательной продаже на внутреннем рынке Российской Федерации, производится списание в безакцептном порядке данных сумм в иностранной валюте или в рублях по курсу ЦБ РФ на момент взыскания в размере завышения расходов.

Читайте так же:  Заполнение формы налога на имущество

При признании судом, арбитражным судом сделок с валютными ценностями недействительными в бесспорном порядке взыскивается штраф в размере необоснованно полученных сумм в иностранной валюте либо эквивалент в рублях по курсу ЦБ РФ на дату списания средств с расчетного счета. При повторном признании сделок недействительными налагается штраф в пятикратном размере необоснованно полученных сумм.

За нарушение порядка зачисления сумм выручки предприятий от реализации товаров (услуг) за иностранную валюту с уполномоченных банков взыскивается штраф в размерах, установленных Уставом ЦБ РФ, а с уполномоченных предприятий — штраф в размере сумм, которые не были учтены или были учтены ненадлежащим образом.

Взыскание вправе производить только организация, отнесенная законодательством к органам валютного контроля.

Действия агентов валютного контроля могут быть обжалованы органам валютного контроля, а действия последних — в судебном порядке.

Уполномоченные банки осуществляют контроль за соответствием валютных операций, проводимых клиентами, действующему валютному законодательству и представляют в Центральный банк РФ отчетность о проводимых валютных операциях.

Правительство РФ в качестве органа валютного контроля в пределах своей компетенции издает нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации.

Таможенные органы осуществляют валютный контроль применительно к таможенному контролю, т.е. используют формы, методы и правила таможенного контроля, закрепленные в ст. 180—190 Таможенного кодекса РФ. С это целью в составе таможенных органов действуют специально созданные структурные подразделения:

  • в ГТК РФ — Управление валютного контроля;
  • в региональных таможенных управлениях — отделы таможенной стоимости и валютного контроля (ОТС и ВК);
  • в таможнях — отделы таможенного оформления и таможенного контроля (ОТО), а также ОТС и ВК;
  • в таможенных постах — ОТО.

Объектами валютного контроля, осуществляемого таможенными органами, являются: валюта РФ; ценные бумаги в валюте РФ; валютные ценности; валютные операции, связанные с перемещением товаров и транспортных средств (ст. 199 Таможенного кодекса РФ).

Федеральная служба по валютному и экспортному контролю (ВЭК) России

ВЭК России — это центральный орган федеральной исполнительной власти, образованный для реализации функций Правительства РФ по валютному и экспортному контролю. В основе нормативно-правовой базы ее деятельность лежит Указ Президента РФ от 24 сентября 1993 г. № 1444 «О Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю».

Главная задача ВЭК России — проведение единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением российского законодательства в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономиеских операций.

Основные направления деятельности ВЭК России следующие:

В целях реализации возложенных на нее задач Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю наделена следующими правами:

Структурными подразделениями ВЭК России, осуществляющими свою деятельность непосредственно в субъектах Российской Федерации, являются территориальные органы по валютному и экспортному контролю (региональные центры, отделения и представительства). Являясь полномочными представителями ВЭК России в субъектах Российской Федерации, территориальные органы в тесном взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют свою деятельность и координируют в пределах своей компетенции деятельность других агентов валютного и экспортного контроля в целях реализации общегосударственной политики, направленной на создание единой системы контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций.

Статья 11. Органы валютного контроля и агенты валютного контроля

Статья 11. Органы валютного контроля и агенты валютного контроля

1. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами валютного контроля и агентами валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

3. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

5. Контроль за совершением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

6. Правительство Российской Федерации обеспечивает разграничение функций и взаимодействие федеральных органов исполнительной власти в области валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

7. Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля в пределах их компетенции и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля.

Статья 22. Валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2005 г. N 90-ФЗ в статью 22 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 22. Валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля

1. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

ГАРАНТ:

Часть вторая статьи 22 настоящего Федерального закона вступает в силу со дня официального опубликования

2. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 9 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 452-ФЗ

3. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 285-ФЗ в часть 4 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, осуществляющими виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 285-ФЗ в часть 5 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения

5. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, осуществляющими виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 285-ФЗ в часть 6 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения

Читайте так же:  Налоговый вычет за лечение в сумма

6. Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков и не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с органами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Соглашение об обмене документами и информацией, связанными с проведением резидентами и нерезидентами валютных операций, между Центральным банком Российской Федерации и Федеральной налоговой службой (Москва, 1 августа 2008 г.)

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают федеральным органам исполнительной власти, являющимся органами валютного контроля, информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 13 статьи 23 настоящего Федерального закона.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 22 настоящего Федерального закона

Статья 10. Цель и направления валютного контроля

Статья 10. Цель и направления валютного контроля

1. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

2. Основными направлениями валютного контроля являются:

а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Валютный контроль: понятие и значение

Валютный контроль – это контроль государства за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Важным является разработка и применение системы мер валютного контроля. Деятельность во внешней торговле сопровождается операциями, связанными с движением валютных средств. Такая деятельность должна контролироваться в особом порядке. IX Конгресс ИНТОСАИ, который проходил в г. Лиме в 1977 году принял документ, определяющий руководящие принципы валютного контроля. Было отмечено, что контроль не является самоцелью, он осуществляется для того, чтобы исправить ошибки и просчеты в принятых стандартах во избежание нарушения принципа законности. В отдельных случаях контроль позволяет привлекать к ответственности виновных, проводить профилактические мероприятия по предотвращению нарушений.

Последующий валютный контроль

Когда все валютные операции выполнены, наступает момент проведения мероприятий последующего валютного контроля, а именно:

  • сопоставление данных, в частности, документальных, сопровождающих валютную операцию;
  • контроль над исполнением обязательств согласно условиям валютного договора;
  • проверка истинности и полноты отчетных и учетных данных относительно валютных операций резидентов и нерезидентов и пр.

Основная цель мероприятий последующего контроля – предупредить потенциальные нарушения в сфере валютных правоотношений, выявить их и пресечь.

Итогом реализации мероприятий последующего контроля становятся:

  • подготовка уполномоченными органами предписаний с указаниями для субъектов валютного правоотношения по устранению обнаруженных нарушений соответствующих нормативных актов в сфере валютного регулирования (Закон о валютном регулировании, ст.23, ч.2);
  • выдача клиенту отказа в проведении валютной операции;
  • выдача клиенту отказа в открытии счета, если не были предоставлены необходимые документы, либо содержащаяся в них информация была признана недостоверной (Закон о валютном регулировании, ст.23, ч.5).

Замечание 1

Последующий валютный контроль отличает более глубокое исследование осуществленных валютных операций конкретного участника валютного правоотношения за отдельный период. Таким образом, последующий валютный контроль становится также маркером качественности осуществленных ранее мероприятий предварительного и текущего контроля.

Обязательства органов валютного контроля

Агенты, в полномочия которых входит валютный контроль, а также их должностные лица обязаны:

  1. Осуществлять контроль за тем как резиденты и нерезиденты соблюдают акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов, которые занимаются валютным регулированием.
  2. Представлять органам, которые занимаются контролем валюты все данные о валютных операциях, проводимые с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ.

Агенты и органы контроля над операциями с валютой и их должностные лица обязуются сохранять коммерческую, банковскую и служебную тайну в соответствии с законодательством РФ, которая стала им известна при вступлении в свои полномочия.

Агенты и органы валютного контроля обладая информацией о нарушении актов валютного законодательства Российской Федерации и актов валютного регулирования лицом, которое осуществляет валютные операции, при открытии вклада (счета) в банке за пределами территории РФ, имеют право применить к нему санкции в соответствии с законодательством Российской Федерации, или передать информацию иным органам контролирующим валюту, которые при этом имеют право применять санкции.

Агенты и органы контролирующие валюту, а также должностные лица несут полную ответственность, предусмотренную законодательством РФ, за отказ от исполнения функций, установленных валютным законодательством и за нарушение прав резидентов и нерезидентов.

Методы валютного контроля

Видео (кликните для воспроизведения).

Очевидно, что реализация контрольных мероприятий относительно валютных правоотношений предполагает применение своей методологии.

Методы, применяемые при осуществлении валютного контроля, есть система, совокупность подкрепленных законодательно и адаптированных к данной сфере правоотношений контролирующих приемов и средств.

Как и в любой другой сфере, правильность и адекватность выбора метода валютного регулирования контролирующими органами определяет качество конечного результата, эффективность осуществленных контролирующих действий и процедур, содействует соблюдению законных прав подконтрольных субъектов и нормальному течению хозяйственной деятельности.

Осуществление валютного контроля подразумевает достижение разнообразных целей и задач, следовательно, присутствует необходимость в дифференциации используемых подходов, принципов, поиске оптимальных сочетаний тех или иных способов контроля, оценки и анализа.

Выбор метода, применяемого для контроля валютных правоотношений, опирается на ряд факторов:

  • специфика осуществления конкретных валютных операций;
  • правовой статус и специфика деятельности контролирующих органов;
  • тип подконтрольного объекта;
  • формы проведения контроля и пр.

В целом различают два базовых метода валютного контроля:

  • проверка. Сущность проверки как метода заключается в исследовании правильности осуществления валютных операций с привлечением всех возможных источников данных, в частности, документальных.

Объектом для проверки становятся всевозможные валютные операции резидентов и нерезидентов и операции по открытию и ведению счетов;

  • запрос. В рамках этого метода органы, осуществляющие валютный контроль, истребуют сведения о конкретных валютных операциях и/или счетах. Применения такого метода как запрос предполагает наличие соответствующих полномочий у агентов валютного контроля – требовать от субъектов валютного правоотношения предоставления необходимой информации. В свою очередь, агенты валютного контроля обязаны по соответствующему запросу предоставить эти данные органам валютного контроля.

Пример 3

Примером использования запроса как метода может быть взаимодействие профессиональных участников рынка ценных бумаг и Банка России. Участники рынка имеют право запрашивать и консолидировать данные о совершаемых резидентами и нерезидентами операциях с внешними и внутренними ценными бумагами, предоставляя далее эти документы и сведения в Банк России на основании его запроса.

Читайте так же:  Выплата дивидендов нерезиденту налоги

Закон о валютном регулировании в статье 23 определяет ключевые виды мероприятий валютного контроля:

  • контроль над соблюдением субъектами валютных правоотношений нормативных актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
  • анализ истинности и полноты учетных и отчетных данных относительно осуществленных валютных операций;
  • запрос и анализ полученных сведений, в том числе документальных, связанных с осуществлением валютных операций, открытием и ведением счетов. Срок представления запрошенной информации органами и агентами валютного контроля – не более 7 дней с момента поступления запроса.

Замечание 3

В общем, необходимо отметить, что специфика контролирующих процедур в сфере валютных правоотношений – применение мер государственного принуждения, в частности, выдача предписаний, предполагающих согласно законодательству РФ несение ответственности за нарушение норм валютного законодательства или устранение выявленных нарушений.

Органы и агенты валютного регулирования

Один из самых известных видов финансового контроля — это валютный контроль, зависящий от операций проводимых над валютами. В России этот контроль управляется правительством нашей страны, а также агентами и определенными органами валютного регулирования.

Какие органы контролируют валютный контроль?

В России это ЦБ Российской Федерации, главный федеральный орган, который занимается исполнительной властью, основываясь на полномочиях полученных от правительства Российской Федерации.

Один из федеральных органов исполнительной власти, являющейся при этом органом контроля валюты, к которому относится служба Федерального надзора по финансово-бюджетного делам (которая была основана в середине 2004 года в июне) подотчетна Минфину России. Ее задача – следить за тем, чтобы резиденты и нерезидентами соблюдали законодательство Российской Федерации в области валютных операций, а также вести запрос актов у органов занимающихся регулированием валюты, ее контролем, и отслеживанием соответствия проведения валютных операций по лицензионным условиям и разрешениям.

ЦБ Российской Федерации занимается постоянным контролем операций проводимых над валютой во всех различных организациях по выдаче кредитов и на валютных биржах.

Агентами валютного контроля являются банки в чьи полномочия входит деятельность, подотчетная ЦБ России, гос. корпорация «Банк внешнеэкономической деятельности и развития», банки не являющиеся уполномоченными в профессиональном участии на рынке держателей бумаг и реестра имеющих большую ценность, которые подотчетны органу федеральной исполнительной власти на рынке ценных бумаг, к ним же можно отнести налоговые, и таможенные органы (Федеральной службы основанная в июле 2004 года государственным комитетом России, а также службой по налогам созданной в 2004 году в июле на основе Министерства Российской Федерации по сборам и налогам).

Что же касается таможенной службы в России, то она как агент валютного контроля, занимается контролем и осуществлением. Эта служба в первую очередь отслеживает валютные перемещения лицами за границу РФ, и все валютные операции, которые тесно связанны с доставкой товара и транспортировкой средств через границу, а также:

  • Занимается обеспечением всей деятельности в области контроля валюты федеральными органами исполнительной власти и правительства нашей страны, которое является органами валютного контроля, и взаимодействует с ЦБ России.
  • Занимается обеспечением сотрудничества банков не являющихся уполномоченными в участии на рынке профессиональных ценных бумаг, а также налоговых и таможенных органов, которые как главный агент валютного контроля ЦБ РФ являются правительством России.

ЦБ Российской Федерации в свою очередь занимается обеспечением взаимодействия с другими органами валютного рынка, точно также как налоговыми и уполномоченными банками таможенных органов, которые соблюдая законодательство РФ выступают в роли агентов валютного рынка.

Цель валютного контроля

Целью является недопущение нарушений валютного законодательства при осуществлении операций с валютой. Все операции этого вида подлежат валютному контролю независимо от того проводятся они с валютными ограничениями или без них. Если валютная операция проводится без ограничений, ряд мер пассивного контроля все равно предусмотрен. К таким мерам относятся: предоставление данных статистики, паспорт сделки и пр. Органы валютного контроля таким образом накапливают информацию для последующей корректировки государственной политики в этой области.

Понятие валютного контроля является разновидностью контроля финансового со своими отличительными особенностями. Основной формой валютного контроля являются проверки:

  • операций с валютой на соответствие законодательству;
  • наличия лицензий и соглашений;
  • выполнения обязательств в иностранной валюте резидентами перед государством;
  • обоснованности валютных платежей;
  • учета и отчетности по валютным операциям.

Замечание 1

Сущность валютного контроля в использовании организационно-правовых способов и средств для выяснения соответствия деятельности подконтрольных субъектов законам, анализе результатов, выявлении отклонений, принятии мер по исключению этих отклонений и привлечении к ответственности виновных.

Валютный контроль – функция государственного управления, являющаяся видом государственного финансового контроля.

Основная цель как финансового, так и валютного контроля в обеспечении успешной реализации валютной политики государства.

Контроль за операциями с валютой можно рассматривать как многоаспектный вид контроля. Во-первых, он является государственной функцией управления и обеспечивает проверку, наблюдение, анализ, что характеризует его как функцию. Во-вторых, это определенная стадия конкретных государственных действий. В-третьих, это форма обратной связи при регулировании валютных отношений. В процессе контроля осуществляется постоянный мониторинг действий участников правоотношений, связанных с валютой. Результаты анализируются и оцениваются, в валютное законодательство вносятся корректировки. В-четвертых, валютный контроль обеспечивает соблюдение ограничений в валютной сфере, поэтому он является средством поддержания правопорядка.

Предварительный контроль

Как логично вытекает из самого названия, предварительный контроль – это действия, совершаемые до проведения валютных операций, необходимые для окончательного их одобрения.

Примером предварительного валютного контроля является проверка соответствующим органом достоверности данных:

  • достоверность документации перед тем, как выдать разрешение на проведение валютных операций в рамках кредитного договора;
  • соответствие данных, указанных клиентом в расчетном документе, информации, зафиксированной в документах-основаниях для осуществления валютных операций, перед тем, как произвести банковскую операцию по обслуживанию банковского валютного счета;
  • соответствие оформленных расчетных документов резидентами и нерезидентами соответствующим нормам, установленным Банком России, перед осуществлением любых банковских валютных операций и пр.

Итог предварительных контролирующих действий может быть оформлен различными видами документации: разрешений, заключений и т.д.

Действия предварительного контроля играют важнейшую роль в укреплении финансовой дисциплины, в общем, и предупреждении валютных правонарушений, в частности.

Текущий валютный контроль

Мероприятия текущего валютного контроля реализуются в процессе проведения валютных операций:

  • открытие валютного счета;
  • купля или продажа зарубежной валюты или иных валютных ценностей;
  • проведение международных расчетов и пр.
Читайте так же:  Законодательство российской федерации о валютном контроле

Действия текущего валютного контроля осуществляются соответствующими органами и агентами валютного контроля.

Примерами текущего валютного контроля являются следующие мероприятия:

  • в процессе осуществления расчетной операции по валютному счету: проверка банком идентичности данных, содержащихся в справке о валютной операции и документах-основаниях для ее проведения;
  • в процессе осуществления расчетной операции по валютному счету: соответствие заполненной резидентом справки о валютной операции нормам, установленным Банком России;
  • при пересечении таможенной границы России: органы таможни контролируют соответствие оформленной декларации на вывоз валюты установленному регламенту и пр.

Текущий валютный контроль также носит название оперативного из-за его особенности, заключающейся в одновременном его осуществлении совместно с проведением операций хозяйственного или финансового характера. Основой оперативного контроля являются такие источники информации как:

  • данные бухгалтерского учета;
  • документы и содержащиеся в них данные, которые предоставляют резиденты;
  • первичные документы и пр.

Использование сведений из указанных документов позволяет как резидентам, так и органам контроля оперативно реагировать в случае изменений в финансовой деятельности, выявлять случаи потенциального нарушения законодательства в области оборота валюты.

Механизм контроля за валютными операциями

Валютный контроль реализуется при помощи специфического механизма, который является способом организации и функционирования управленческой контролирующей деятельности. В широком смысле под термином «механизм» следует понимать согласованное воздействие субъектов на явления окружающей действительности.

Механизм валютного контроля выступает как организационно-правовая система государственного воздействия на общественные отношения, возникающие в сфере совершения валютных сделок и операций в целях соблюдения валютной дисциплины участниками валютных правоотношений.

Контроль – совокупность мер гос. регулирования, направленных на обеспечение экономической безопасности и соблюдения интересов государства в правоотношениях. Валютный контроль – деятельность специальных органов, направленная на соблюдение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования участниками валютных правоотношений.

В Законе о валютном регулировании определены принципы валютного контроля:

  • невмешательство государства в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  • единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
  • единство системы регулирования и контроля;
  • защита прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении операций в валюте.

Подход объединения принципов регулирования и контроля законодатель объясняет тем, что эти две системы должны эффективно функционировать и быть согласованными, так как порядок проведения валютных операций может быть обеспечен только посредством контроля за их соблюдением валютного законодательства. Например, правительство РФ и Банк России наделены одновременно функциями по валютному регулированию и контролю.

Валютные ограничения отменяются и закрепляются, это существенно влияет на механизм валютного контроля. Появление ограничений означает то, что у резидентов и нерезидентов возникают дополнительные обязанности, поэтому появляются новые объекты контроля. Права и обязанности резидентов, которые установлены в рамках ограничений, обуславливают проведение различного рода мероприятий, касающихся контроля в валютной сфере.

Контролю подлежат все без исключения валютные операции независимо от того, совершаются они свободно либо с валютными ограничениями.

Регулирование системы валютного контроля осуществляется по двум направлениям:

  • создание организационных структур и наделение их властными полномочиями в пределах возложенных на них функций;
  • определение правовых форм взаимоотношений участников валютных операций между собой и с органами валютного контроля.

Меры валютного контроля являются производными от валютных ограничений, но они не тождественны. Посредством ограничений государство регулирует операции с валютой, а через меры контроля происходит процесс слежения за соблюдением установленных требований.

Существуют меры валютного контроля, которые прямо ограничивают проведение валютной операции. Например, банк может отказать в проведении валютной операции при отсутствии необходимых для валютного контроля документов.

Есть случаи, когда мероприятия валютного контроля становятся ограничительными мерами.

Это происходит в случаях необоснованного ввода государством процедур контроля, которые делают законные операции затруднительными или вовсе невозможными. В этом случае меры валютного контроля начинают выполнять не контролирующую, а регулирующую функцию. Происходит воздействие на добросовестных участников валютных отношений.

Механизм валютного контроля функционирует качественно, когда существуют границы внутреннего взаимодействия субъектов контроля друг с другом, что предполагает наличие субординации между субъектами. Конечная цель валютного контроля – обеспечение соблюдения валютной дисциплины.

Классификация валютного контроля

Классифицировать валютный контроль можно по нескольким основаниям.

Валютный контроль по сути – одна из управленческих функций государства в области финансов, соответственно, существуют различные уровни его реализации в зависимости от вида контролирующего органа:

  • валютный контроль, осуществляемый органами валютного контроля (Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба, Банк России). Ранее функции органа валютного контроля исполнял Росфиннадзор. В 2016 году этот орган федеральной исполнительной власти был упразднен, а его полномочия были переданы иным органам;
  • валютный контроль, организация которого производится агентами валютного контроля (участники рынка ценных бумаг, банки, обладающие, соответствующими полномочиями).

Каждый из органов, осуществляющих валютный контроль, владеет спецификой наделенных полномочий. Таким образом, различают:

  • опосредованный валютный контроль, осуществляемый Правительством РФ и заключающийся в подготовке соответствующих нормативных актов и присвоении статуса органа валютного контроля органам исполнительной власти;
  • непосредственный валютный контроль, мероприятия которого реализуют прочие органы валютного контроля и агенты валютного контроля.

Объектом валютного контроля могут быть различные валютные операции, и, в зависимости от особенностей этих объектов, выделяют следующие виды валютного контроля:

  • над операциями резидентов;
  • над операциями нерезидентов;
  • над операциями, сопутствующими открытию и ведению счетов.

Полномочия органов валютного контроля

Банки, уполномоченные, как агенты валютного контроля, занимаются передачей налоговым и таможенным органам информации по выполняемым ими функциям в роли агентов по контролю валюты, установленной ЦБ Российской Федерации.

Агенты и органы основная деятельность которых валютный контроль, и лица чьи пределы компетенции действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе:

  1. Заниматься проверкой поведения и отслеживанием актов валютного законодательства Российской Федерации на наличие мер по соблюдению резидентами и нерезидентами актов валютного регулирования.
  2. Заниматься полной проверкой достоверности, а также получать отчетность по операциям над валютой среди резидентов и нерезидентов.
  3. Заниматься запросами и получением информации, документации, основываясь на которой проводятся операции связанные с валютой, открытием и ведением счетов.

Замечание 3

Важно отметить, что есть определенный срок, отведенный для предоставления документов при запросе валютного контроля от агентов и органов, который обязательно должен вписываться в рамки не менее семи рабочих дней со дня подачи этого запроса.

Органы, которые занимаются контролированием валюты и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

  1. Предоставлять предписания, свидетельствующие об устранении обнаруженных нарушений актов валютного законодательства нашей страны, а также актов, которые относятся к органу валютного регулирования.
  2. Заниматься применением мер установленных законодательством РФ в плане несения ответственности при нарушении актов относящихся к органам валютного регулирования и актов, которые имеют отношение к валютному законодательству.
Читайте так же:  Какой налог на роскошь в россии

Для отслеживания контроля валюты, агенты имеют право на запрос и получение от резидентов следующих документов (копий документов), которые тесно связаны с проведением операций над валютой, а также открытием, и ведением этих счетов:

Если рассмотреть агентов валютного контроля, то они могут лишь требовать предоставление документов, которые имеют непосредственное отношение к проводимой валютной операции.

Валютная дисциплина

Валютная дисциплина – это добровольное признание и надлежащее исполнение субъектами валютного права правил и предписаний уполномоченных органов государственной власти в сфере валютного регулирования и валютного контроля в целях реализации валютной политики государства.

Это правосознание субъекта валютного права, которому необходим механизм валютного контроля и юридической ответственности. Здесь контроль выступает в роли предупреждения, предохранения, способствуя соблюдению установленного порядка в правоотношениях, связанных с валютой. Вместе с мерами юр. ответственности контроль дает гарантию соблюдения валютной дисциплины, применяя меры предупредительного, пресекательного, обеспечительного и правовосстановительного характера.

Структуру валютного контроля образуют три уровня: Правительство РФ, органы валютного контроля, агенты валютного контроля. У каждого субъекта имеется свой круг полномочий. Можно выделить четыре основных группы процедур валютного контроля:

  • сбор сведений о валютных операциях;
  • обработка и систематизация данных;
  • предупреждение правонарушений в области валютных операций;
  • выявление правонарушений.

Данные процедуры чаще всего применяются в комплексе, и эффективными они будут только тогда, когда органы и агенты валютного контроля будут надлежащим образом выполнять свои обязанности. Деятельность этих субъектов связана с принятием индивидуально-правовых актов – предписаний, протоколов и пр.

Действенный механизм валютного контроля необходим для того, чтобы обеспечить экономические интересы страны. Контроль за операциями позволяет учитывать внешнеэкономические сделки, выявлять нарушения, не ущемляя при этом прав субъектов, подвергшихся контролю. Поэтому в РФ резиденты и нерезиденты имеют право:

  • быть ознакомленными с проверочными актами и другими документами;
  • обжаловать решения и действия контролирующих органов в суде;
  • требовать возмещения ущерба, причиненного неправомерными действиями.

У резидентов и нерезидентов, совершающих валютные операции также есть и обязанности:

  • представлять документы по валютным операциям и счетам;
  • вести учет по совершенным валютным операциям;
  • сохранять отчетные материалы в течение 3-х лет;
  • выполнять предписания органов валютного контроля об устранении нарушений.

В любой финансовой сфере контроль необходим, в валютной особенно, поэтому очень важно разработать законодательство без просчетов и ошибок. Несовершенство закона используется в преступных целях, наносящих ущерб экономике.

Российское валютное законодательство разрабатывалось в 1980-90-е гг. В публичной финансовой деятельности шли негативные процессы, сокращались резервы государства в иностранной валюте, внешний долг России нарастал, наблюдался отток капитала за рубеж, национальная денежная единица обесценивалась. Все это оказывало влияние на валютную политику государства и ее правовое оформление.

В мире наблюдаются тенденции к отмене ограничений в валютной сфере. Но мировой опыт показывает, что справиться с финансовыми проблемами без установления жесткого валютного контроля за международным движением платежей и капиталов, очень сложно. Это под силу только странам с мощным экономическим и финансовым капиталом. Сегодня Россия не может полностью отказаться от мер валютного регулирования и контроля. Для того, чтобы Россия была интегрирована в международную хозяйственную систему, необходимо компромиссное решение, где бы сочетались либерализация правил операций с валютой и сохранение оптимальной структуры платежного баланса. Россия присоединилась к международной борьбе с отмыванием денег. Эти вопросы по-прежнему остаются актуальными.

Валютный контроль: формы и методы

Финансово-правовая теория и ее практическое применение в сфере валютного контроля используют несколько его форм:

Каждая из указанных форм фактически отражает конкретный набор организационных действий, необходимых для осуществления контроля. Форма валютного контроля также раскрывает его сущность и проявления, связанные со временем реализации контролирующих действий.

Из каких принципов состоит валютный контроль?

Приоритетными являются меры касающиеся экономики, которые проявляются в своевременной реализации государственной политики в области органов валютного регулирования. Далее идет во все не нужное вмешательство государства, а также его органов во все операции резидентов и нерезидентов над валютой.

Очень важный принцип кроется в политике Российской Федерации, а именно во внешней и внутренней единой валюте, осуществлении валютных операций, целью которых является обеспечение государственной защиты в сфере интересов экономики, прав резидентов, и нерезидентов.

Теперь стоит рассмотреть контроль над валютой и его основные направления такие как:

  • Необходимое наличие лицензий и разрешений соответствующих проводимыми операционными действиями по законодательству.
  • Выполнения обязательств по продаже зарубежной валюты на внутреннем валютном рынке нашей страны, а также обязанности в проверке резидентов в зарубежной валюте перед государством.
  • Проверка иностранной валюты на обоснованность платежей.
  • Полная проверка и объективный отчет валютных операций, и операции проводимые нерезидентами в валюте России.

Обязательства лиц, выполняющих валютные операции

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

  1. Предоставлять агентам и органам контроля валюты документацию и информацию, которая предусмотрена законодательством Российской Федерации по валютным операциям.
  2. Заниматься ведением учета (в установленном порядке) и составлять отчетность по проводимым ими операциями над валютой, обеспечивая при этом сохранность соответствующей документации и материалов в течение срока не менее трех лет со дня совершения производимой валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
  3. Выполнять все предписания органов валютного контроля касающиеся устранения выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов по регуляции валютой.

Если же будет замечено нарушение отчетности и правил учета по валютным сделкам, а также за непредоставление органам валютного контроля информации и документов, касающихся резидентов и нерезидентов, эти лица могут быть наказаны, а именно оштрафованы в пределах суммы, которая была учтена ненадлежащим образом.

При повторном нарушении назначенных до этого правил, а также за отказ от выполнения или за недоброкачественное выполнение предписаний органов валютного контроля у резидентов, включая уполномоченные банки, и у нерезидентов ЦБ Российской Федерации взыскиваются в доход государства суммы, которые были получены по недействительным сделкам, при этом и штрафы. Также отзываются лицензии или приостанавливается действие резидентов и нерезидентов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Должностные лица юридических лиц — резидентов и юридических лиц — нерезидентов, которые обвиняются в нарушении операций над валютой по законодательству Российской Федерации, несут уголовную (ст. 191-193 УК РФ), административную (ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях) и гражданско-правовую ответственность.

Источники

Валютным контролем является деятельность
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here