Ведомственный государственный финансовый контроль

Государственный вневедомственный финансовый контроль

Виды, формы и методы финансового контроля

Для осуществления финансового контроля в Республике Беларусь создана и действует многообразная система органов. Необходимость такого многообразия объясняется сложностью и широтой финансовой деятельности государства, огромным количеством участников этой деятельности, а также много­гранностью ее сфер.

Финансовый контроль по органам, его осуществляющим, подразделяется на государственный вневедомственный, ве­домственный и независимый финансовый контроль.

осуществляется специально уполномоченными органами от имени государства на объектах, не находящихся в подчинении контролирующего органа. В систему специальных контроли­рующих органов, осуществляющих данный вид, входят:

— Комитет государственного контроля, его департамент
финансовых расследований и территориальные органы;

— Министерство по налогам и сборам и его органы на местах;

— Министерство финансов и его органы на местах;

— Национальный банк и банки второго уровня;

— органы управления государственными внебюджетными
фондами;

Комитет государственного контроля является органом, создание которого предусмотрено Конституцией Республики Беларусь (ст. 129-131).

Компетенция, организация и порядок деятельности Комитета государственного контроля определены в Законе от 9 февраля 2000 г. «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» ‘.

Контрольные полномочия Комитета государственного контроля и его территориальных органов распространяются на государственные органы, банки, страховые организации, иные юридические лица, индивидуальных предпринимателей.

Методами работы Комитета государственного контроля являются ревизии и проверки.

По результатам проведенных контрольных мероприятий Комитет государственного контроля направляет материалы проверок (ревизий) в государственные органы для рассмотре­ния и принятия по ним необходимых мер.

Комитету государственного контроля и его территориаль­ным органам предоставлены полномочия по применению эко­номических санкций и мер административного воздействия (ст. 18-21 указанного Закона).

Важная роль в контроле за соблюдением законодатель­ства о налогах и предпринимательстве принадлежит Мини-

1 НРПА. 2000. № 18. 2/144; 2004. № 189. 2/1089. 704

стерству по налогам и сборам, в структуру которого входят департамент по контролю за производством и оборотом алко­гольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий Мини­стерства по налогам и сборам, управления, отделы, а также инспекции по областям и г. Минску, районам, городам, райо­нам в городах.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Полномочия государственных налоговых органов и их дол­жностных лиц в области финансового контроля установлены Об­щей частью Налогового кодекса Республики Беларусь, Законом от 2 февраля 1994 г. «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь» ‘ и постановлением Совета Министров Рес­публики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1592 2 , утвердившим Положение о Министерстве по налогам и сборам.

Министерство финансов Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь. Значитель­ное место в деятельности Минфина занимают контрольные полно­мочия, закрепленные в Положении о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1585 3 .

Финансовый контроль возложен на департаменты, глав­ные управления, отделы и другие подразделения Минфина, а также на специально созданное в его структуре Главное конт­рольно-ревизионное управление (ГКРУ).

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 1993 г. № 846 4 создана система органов госу­дарственного казначейства, в которую вошли Главное госу­дарственное казначейство Минфина и территориальные органы государственного казначейства.

1 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1994. № 7. Ст. 94; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1997. № 28. Ст. 485; НРПА. 2003. № 8. 2/932; 2/933.

2 НРПА. 2001. № 106. 5/9345; 2003. № 32. 5/12118; 2004. № 142. 5/14786.

3 НРПА. 2001. № 105. 5/9328, № 117. 5/9544; 2002 № 143. 5/11674; 2003. № 26. 5/12024, № 128 5/13369; 2004. № 53. 5/13967.

4 Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь. 1993. № 35.
23 Зак 2388 705

Система органов государственного казначейства осуществ­ляет контроль за исполнением бюджета Республики Беларусь.

Несмотря на то что банковская система Республики Бела­русь не относится к специальным контролирующим органам, однако контрольно-надзорные полномочия Национального банка Республики Беларусь и иных банков занимают достаточ­но большой удельный вес в деятельности банковской системы.

Согласно ст. 34 Банковского кодекса Национальный банк осуществляет регулирование деятельности банков и небанков­ских кредитно-финансовых организаций и надзор за нею, про­водит постоянный контроль за соблюдением ими банковского законодательства.

Для выполнения указанной функции Национальный банк устанавливает экономические нормативы и осуществляет надзор за их выполнением, проводит проверки деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, направляет для исполнения предписания об устранении выяв­ленных нарушений и применяет предусмотренные законода­тельством Республики Беларусь санкции к нарушителям.

Контрольно-надзорные полномочия Национального банка Республики Беларусь распространяются на коммерческие бан­ки и небанковские кредитно-финансовые организации.

На органы управления государственными внебюджетны­ми фондами также возложена функция контроля. Фонд соци­альной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь осуществляет контроль за пра­вильным расходованием средств, своевременным и полным поступлением в Фонд страховых взносов и согласно действу­ющему законодательству принимает соответствующие меры к страхователям, нарушающим порядок уплаты этих взносов.

Контроль за своевременной уплатой плательщиками нало­га на добавленную стоимость, акцизов, таможенной пошлины и других видов таможенных платежей при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь осуществляют таможенные органы.

Ведомственный финансовый контроль проводится силами самого ведомства. В министерствах, государственных комите-

тах и других центральных органах управления образуются самостоятельные контрольно-ревизионные подразделения (уп­равления, отделы).

Читайте так же:  Что сначала вычет по ипотеке или имущественный

Контроль проводится на предприятиях, в организациях и учреждениях, находящихся в административной (ведомствен­ной) подчиненности от контролирующего органа, в целях обеспечения соблюдения подведомственными предприятиями, объединениями, организациями и учреждениями требований законодательства в области производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, сохранности и эффективности ис­пользования переданного предприятиям на правах владения, пользования и распоряжения имущества, целевого и эффектив­ного использования средств, выделяемых из государственного бюджета, по всем направлениям и видам расходов.

Правовую базу данного вида контроля составляют: Указ Пре­зидента Республики Беларусь от 25 мая 2000 г. № 293 «О мерах по усилению ведомственного контроля в Республике Беларусь» ‘ и по­становление Совета Министров от 9 января 2002 г. № 22 «О неко­торых вопросах осуществления ведомственного контроля» 2 , которым утверждено Положение о ведомственном контроле за фи­нансово-хозяйственной деятельностью организаций.

Внутрихозяйственный контроль

представляет собой про­верку производственной и хозяйственной деятельности пред­приятия в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемой бухгалтерией, финансовым отделом и некото­рыми другими экономическими службами самого хозяйствую­щего субъекта

Основным звеном в системе внутрихозяйственного контро­ля является главный бухгалтер. Его полномочия в области финансового контроля урегулированы в Законе Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. в редакции от 25 июня 2001 г. «О бухгалтерском учете и отчетности» 3 .

Независимый финансовый контроль

это контроль, осуще­ствляемый независимой организацией от своего имени на объек­тах, не находящихся в подчинении контролирующего органа.

1 НРПА. 2000. № 52. 1/1312; 2002. № 15. 1/3449; 2004. № 26. 1/5311.

2 НРПА. 2002. № 8. 5/9753.

3 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1994. № 34.
Ст. 566; НРПА. 2001. № 63. 2/785, 2004. № 77. 2/1027.

Независимый финансовый контроль является новым видом контроля, который появился в связи с развитием в республике рыночных отношений, международных экономических связей, ук­реплением разнообразных форм собственности, банковского и страхового дела. Осуществляется он системой аудита и регулиру­ется Законом Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г. в редак­ции от 18 декабря 2002 г. «Об аудиторской деятельности» ‘.

Аудиторская деятельность (аудит) — предпринимательс­кая деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других до­кументов организаций, их обособленных подразделений, ин­дивидуальных предпринимателей (аудируемые лица), а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (фи­нансовой) отчетности и соответствии совершенных финансо­вых (хозяйственных) операций законодательству.

Под формой финансового контроля понимают отдельные стороны проявления содержания и организации контрольных действий. В зависимости от времени совершения контрольных действий выделяют три основные формы финансового контро­ля — предварительный, текущий и последующий.

Основными методами финансового контроля являются ревизия и проверка. Все вопросы, касающиеся проведения ре­визий и проверок, регулируются Указом Президента Респуб­лики Беларусь от 15 ноября 1999 г. № 673 «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка при­менения экономических санкций» 2 , утвердившим Порядок организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяй­ственной деятельности и применения экономических санкций.

Проверка (ревизия) проводится на основании предписания руководителя контролирующего органа или его заместителя. На проведение каждой проверки (ревизии) выдается предписа-

2 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1994. № 35. Ст. 573; НРПА. 2003. № 2. 2/913.

1/788; 2001. № 117. 1/3286; 2003. № 127. 1/5083;

1 НРПА. 1999. № 89 2004. № 86. 1/5546.

пие, в котором указываются: наименование контролирующего органа, проводящего проверку, и субъекта предпринимательс­кой деятельности, в отношении которого проводится проверка (ревизия); фамилия, имя, отчество проверяющего, его долж­ность (состав ревизионной группы), тема проверки (ревизии) и срок ее проведения.

Срок проведения проверки (ревизии) определяется в при­казе (распоряжении) о ее проведении исходя из объема работы с учетом конкретных задач и особенностей проверяемого субъекта. Общий срок проведения проверки (ревизии) не дол­жен превышать 30 рабочих дней. Этот срок может быть прод­лен руководителем органа, назначившего ревизию, или его заместителем.

По результатам ревизии (проверки) финансово-хозяй­ственной деятельности, а также в случае выявления серьезных нарушений законодательства составляют акт. Результаты ре­визий, в ходе которых не установлено нарушений, оформля­ются справкой.

Наличие большого количества контролирующих органов потребовало со стороны государства принятия мер, направ­ленных на координацию их деятельности при проведении про­верок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности организаций. С этой целью Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. № 673 образован Совет по ко­ординации контрольной деятельности и утверждено Положе­ние об этом Совете.

Глава 42

Дата добавления: 2014-10-15 ; Просмотров: 579 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ведомственный финансовый контроль

Статью подготовил категорийный менеджер по работе с ключевыми клиентами Умберг Эмиль Дмитриевич. Связаться с автором

Вернуться назад на Ведомственный контроль

Ведомственный финансовый контроль — это контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений.

Его осуществляют самостоятельные структурные контрольно-ревизионные подразделения (управления, отделы, группы) министерств, ведомств, подчиненные непосредственно руководителям этих органов.

Работа контрольно-ревизионных подразделений находится под контролем Министерства финансов РФ, финансовых органов субъектов Федерации.

Не реже одного раза в год министерства и ведомства докладывают о состоянии контрольно-ревизионной работы Правительству РФ.

К основным задачам ведомственного контроля относятся: контроль за выполнением плановых заданий, экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью государственной собственности, правильностью постановки бухгалтерского учета, состоянием контрольно-ревизионной работы, а также пресечение фактов приписок, бесхозяйственности, расточительства и всякого рода излишеств.

Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности назначаются в каждом отдельном случае руководителем соответствующего органа.

Читайте так же:  Комплект документов для налогового вычета за обучение

Они проводятся в коммерческих организациях комплексно один раз в год, а в бюджетных учреждениях — один раз в два года.

При проведении ревизий ревизоры обязаны опираться на трудовые коллективы, общественные организации, принимать участие в выработке предложений по устранению выявленных нарушений.

Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» обращено особое внимание контрольно-ревизионных подразделений органов исполнительной власти, как и других органов государственного финансового контроля, на проверку поступления и расходования государственных бюджетных и внебюджетных средств.

Признано необходимым проведение не реже одного раза в год комплексных ревизий и тематических ревизий в органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета.

Средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписанию соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления ука-занных нарушений.

В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяйственный финансовый контроль, т.е. контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, отделами планирования и нормирования заработной платы и др.). Контрольные функции в данном случае — необходимое условие процесса повседневной финансово-хозяйственной деятельности.

Важную роль и наиболее широкие функции внутрихозяйственного финансового контроля выполняет бухгалтерская служба предприятий, организаций, учреждений, ведущая бухгалтерский учет.

Возросшее значение бухгалтерского учета в организации хозяйственной деятельности, обеспечении законности и целесообразности хозяйственных операций, использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов проявилось в принятии впервые в стране Федерального закона «О бухгалтерском учете».

До него эта сфера регулировалась в основном правовыми актами Министерства финансов или, реже, постановлениями Правительства. Законодательный акт усиливает правовую основу организации бухгалтерского учета.

Вопрос. Ведомственный и внутрихозяйственный (внутренний) финансовый контроль

Ведомственный финансовый контроль — это контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений.* Его осуществляют самостоятельные структурные контрольно-ревизионные подразделения (управления, отделы, группы) министерств, ведомств, подчиненные непосредственно руководителям этих органов. Работа контрольно-ревизионных подразделений находится под контролем Министерства финансов РФ, финансовых органов субъектов Федерации. Не реже одного раза в год министерства и ведомства докладывают о состоянии контрольно-ревизионной работы Правительству РФ.

К основным задачам ведомственного контроля относятся: контроль за выполнением плановых заданий, экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью государственной собственности, правильностью постановки бухгалтерского учета, состоянием контрольно-ревизионной работы, а также пресечение фактов приписок, бесхозяйственности, расточительства и всякого рода излишеств.

Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности назначаются в каждом отдельном случае руководителем соответствующего органа. Они проводятся в коммерческих организациях комплексно один раз в год, а в бюджетных учреждениях — один раз в два года..

В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяйственный финансовый контроль, т.е. контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, отделами планирования и нормирования заработной платы и др.). Контрольные функции в данном случае — необходимое условие процесса повседневной финансово-хозяйственной деятельности. Важную роль и наиболее широкие функции внутрихозяйственного финансового контроля выполняет бухгалтерская служба предприятий, организаций, учреждений, ведущая бухгалтерский учет.

впервые в стране Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г.*

23 вопрос. Аудиторский финансовый контроль. Аудиторское заключение: содержание и правовое значение.

В соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.

Основные задачи аудиторского контроля — установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ; проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов.

Аудиторский контроль — независимый вневедомственный финансовый контроль. Его могут проводить специальные уполномоченные органы – как отдельные физ.лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные), которые могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме акционерного общества открытого типа. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Гос.реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Лицензии на осуществление специального аудита выдаются: Центральным банком РФ для проведения банковского аудита; Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ для проведения аудита страховых организаций. Лицензии на проведение общего аудита, а также аудита бирж, инвестиционных фондов выдает Министерство финансов РФ.

Аудиторские фирмы и аудиторы не имеют права одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью. Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, инициативная — по решению хозяйствующего субъекта.

Результат аудиторской проверки оформляется в виде аудиторского заключения. Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов.

Качество аудиторского заключения может быть проверено органом, выдавшим лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению хозяйствующего субъекта, собственной инициативе или предложению прокурора. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для хозяйствующего субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску органа, выдавшего лицензию: понесенные убытки, расходы на проведение перепроверки, штраф.

Читайте так же:  Возмещение ндс и налог на прибыль

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 2252 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ведомственный финансовый контроль на современном этапе

Родион КОЗИКОВ, аспирант Академии бюджета и казначейства Министерства финансов РФ

Журнал «Бюджет» №6 июнь 2007 г.

Рекомендуем посмотреть

Финансы

«Бюджетный учет» для бухгалтеров казенных, бюджетных и автономных учреждений

Выставки, форумы, конференции

Учебный центр «Бюджет»: ваша возможность повысить квалификацию

Финансовый контроль

Журнал «Финконтроль» для финансовых контролеров и проверяемых

Финансы

Закон о федеральном бюджете на 2020 год изменят

Финансы

Доходы федерального бюджета пересмотрены в сторону увеличения

Финансы

Ключевая ставка снижена до 6%

Финансы

Предварительная оценка исполнения федерального бюджета за 2019 год

Что такое ведомственный контроль организации

Порядок осуществления ведомственного контроля устанавливается специально разработанными в каждой государственной структуре нормативными актами. Однако вне зависимости от того, какое ведомство осуществляет ревизию, цели и типы его не меняются. Кроме того, существуют общепринятые правила проведения таких мероприятий.

Типы проверок

Различают два вида проверок: плановые и внеплановые. Первый тип проверок проводится на основании ежегодного плана. В нем указывается список проверяемых организаций, даты ревизий и структура, ответственная за них. Обычно план размещается на официальном сайте администрации региона.

Внеплановые ревизии проводятся, в случае если в вышестоящую инстанцию поступил сигнал о том, что на подведомственном предприятии нарушаются какие-либо нормы законодательства или же руководитель не представил отчет об устранении ранее выявленных нарушений. О такой ревизии необходимо оповещать не позже, чем за 1 день до нее.

Виды ведомственного контроля

Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства ( статья 351.1 ТК РФ ) осуществляется федеральной инспекцией труда. Предметом проверки при этом являются условия трудовых договоров, оплата труда, соблюдение времени работы и отдыха, правил охраны труда, уровень рабочей дисциплины и т.д. Для оценки вышеназванных параметров проверяющим понадобятся все локальные нормативные акты организации, в которых оговариваются нормы труда.

Ведомственный контроль за ОРД (оперативно-розыскной деятелньостью) осуществляется вышестоящими инстанциями органов внутренних дел с целью улучшения качества работы правоохранительных органов.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется вышестоящими государственными структурами в отношении нижестоящих. Целью таких проверок является мониторинг финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также выявление нарушений, связанных с незаконным использованием средств.

Типы надзора

В зависимости о того, кто проводит инспектирование предприятия, можно выделить два вида контроля:

Первый вид — это проверка, которую проводит учредитель (ведомство, учредившее организацию). Проще понять различия в этих понятиях на примере. Если в поликлинику приходят проверяющие из вышестоящей инстанции, относящейся к Министерству здравоохранения, и проверяют, например, качество предоставляемых услуг и соблюдение норм, установленных законодательством в сфере охраны здоровья, — это ведомственный контроль качества медицинской помощи.

Если же в поликлинике проводится ревизия со стороны налоговых органов, Пенсионного фонда, СЭС — это вневедомственное инспектирование. Также вневедомственную проверку качества медицинской помощи в медицинской организации могут проводить страховые компании, медицинские ассоциации (например, Российская медицинская ассоциация или Национальная медицинская палата) и Общество по защите прав потребителей.

Какие цели ставит ведомственный надзор

Рассматриваемый вид надзора преследует следующие задачи:

  • проверка соответствия деятельности нижестоящих структур требованиям законодательства;
  • выявление и предотвращение нарушений нормативных актов;
  • внедрение мер по эффективному использованию материальных ресурсов;
  • выявление неиспользуемых ресурсов.

Из перечисленных задач вытекают функции такого контроля. Они могут варьироваться в зависимости от нормативно-правовых актов, разработанных в отдельных Министерствах в отношении подведомственных проверяющих органов, но общая концепция работы таких структур заключается в:

  • планировании и проведении проверок;
  • координации работы проверяющих органов;
  • разработке нормативных документов, регламентирующих ревизии;
  • анализе, выявленных нарушений;
  • обеспечении надзора за устранение нарушений;
  • подготовка отчетов о выполненной работе.

Внутренние проверки

Если ведомственный контроль осуществляется в отношении нижестоящих структур, то внутренние проверки проводятся специально созданными комиссиями внутри предприятия. Обычно ответственность за проведение таких ревизий ложится на руководителей, работников бухгалтерии или специально созданного надзорного подразделения, которое подчиняется руководителю. Проверка осуществляется в соответствии с инструкцией, утвержденной на предприятии, поскольку общих методических рекомендаций по ее проведению в настоящее время не существует. Ее цель:

  • обеспечение правильного функционирования всех структур организации;
  • оценка рациональности расходования всех материальных ресурсов;
  • оценка правильности ведения учета, подготовки отчетности и расчета с сотрудниками.

По результатам ревизии комиссия составляет акт, в котором указываются выявленные нарушения, а также рекомендации по их устранению. Таким образом, ведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль — два инструмента, способствующих оптимизации работы предприятия.

Финансовый контроль

Вопрос 4. Ведомственный и внутрихозяйственный

Неотъемлемой и составной частью функционирования финансов в рамках государства, его территориального образования и конкретного предприятия является ведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль.

Ведомственный финансовый контрольэто контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений.

В основе ведомственного и внутрихозяйственного контроля лежит использование системы приемов документального и фактического контроля.

Непосредственным предметом ведомственного и внутрихозяйственного финансового контроля выступают:

· бюджетные показатели (составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета, составление и утверждение отчета о его исполнении);

· финансовые показатели деятельности субъектов хозяйствования (прибыль, доходы, амортизация, себестоимость, рентабельность, основные и оборотные фонды и др.);

· налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды; показатели, характеризующие денежно-кредитные отношения; страховой рынок, другие операции и действия, имеющие стоимостную форму.

В итоге, ведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль призван обеспечить интересы и права не только органов управления субъектами хозяйствования, но и работников предприятия. Его целью является содействие успешной реализации финансовой политики государства в рамках хозяйствующих субъектов, обеспечение эффективности процесса формирования, распределения и использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики страны.

Читайте так же:  Раздел 1 декларации по земельному налогу

В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяйственный финансовый контроль,т.е. контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (кадрами, бухгалтерией, финансовым отделом, отделами планирования и нормирования заработной платы и др.). Контрольные функции в данном случае – необходимое условие процесса повседневной финансово-хозяйственной деятельности. Важную роль и наиболее широкие функции внутрихозяйственного финансового контроля выполняет бухгалтерская служба предприятий, организаций, учреждений, ведущая бухгалтерский учет. Возросшее значение бухгалтерского учета в организации хозяйственной деятельности, обеспечении законности и целесообразности хозяйственных операций, использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов проявилось в принятии впервые в стране Федерального закона «О бухгалтерском учете». До него эта сфера регулировалась в основном правовыми актами Министерства финансов или, реже, постановлениями Правительства. Законодательный акт усиливает правовую основу организации бухгалтерского учета.

В соответствии с указанным законом,бухгалтерский учетпредставляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Основной задачей бухгалтерского учета является формирование и обеспечение полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций, использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Упомянутый Закон распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях несут их руководители.

В контексте внутриведомственного и внутрихозяйственного контроля в мировой практике широко используется аудиторский контроль.Становление рыночных отношений, формирование новой налоговой системы, денежного рынка, возникновение различных форм собственности, развитие банковского и страхового дела, расширение внешнеэкономических связей и предпринимательской деятельности вызвали необходимость создания системы аудита и в Российской Федерации.

Аудиторская деятельность представляет собой важное направление в получении достоверной экономической информации о функционировании отдельных предприятий, организаций и учреждений.

Аудиторская деятельность, аудит — предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее — аудируемые лица).

Аудиторская деятельность — это своего рода услуги. Аудиторские услуги — это услуги квалифицированных специалистов по обеспечению достоверности финансово-экономической информации. В современных условиях наличие достоверной экономической информации имеет важное значение. Обладание достоверной информацией позволяет избежать значительных погрешностей при оценке и прогнозировании социально-экономического развития, эффективности принятия тех или иных конкретных решений, а также оказывать влияние на экономическую конъюнктуру.

Финансовый контроль, осуществляемый государственными органами и органами местного самоуправления, дополняется общественным финансовым контролем,который основан на положениях Конституции РФ: праве на участие в управлении делами государства, обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Такой контроль могут осуществлять как отдельные граждане, так и трудовые коллективы, а также общественные объединения (в частности, профсоюзы и другие). Помимо этого государственные органы могут привлекать общественность к выполнению своих контрольных функций. В соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» они вправе вносить свои предложения по вопросам общественной жизни в органы государственной власти; участвовать в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления; представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов, а также других граждан в органах государственной власти и местного самоуправления. Реализация всех этих прав связана с участием в осуществлении контроля, в частности, финансового контроля.

Вывод: В финансовый контроль входит организация и контроль за исполнением нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы финансово-хозяйственной деятельности; организация контроля за целевым использованием денежных средств и товарно-материальных ценностей в подразделении; контроль за исполнением договоров, состоянием дебиторской и кредиторской задолженности; контроль за списанием с балансов в установленном порядке отслуживших сроки эксплуатации основных средств, устранением выявленных нарушений.

Заключение

Современное толкование понятия «финансовый контроль» отличают многоплановость его целей и многогранность задач. В настоящее время финансовый контроль — это не только проверка правильности ведения финансовой документации, соблюдения финансово-хозяйственного законодательства, выявление нарушений финансовой дисциплины. Это прежде всего важнейшая функция управления финансовыми, а через них и экономическими процессами, имеющая специальную целевую направленность, определенное содержание и специфические способы осуществления.

Литература

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. 30.12.2008).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации, Часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. 26.11.2008) и Часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ. (ред. 30.12.2008)

3. Финансовое право: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. — 4-е изд. – М.: Норма, 2008. – 768 с.

4. Прокопенко, А.Н. Финансовое право [Текст] / Ю.Н. Канибер, А.Н. Прокопенко, С.А. Сойников, Е.В. Чиненов: Белгород: БелЮИ МВД России, 2006.

5.Крохина, Ю.А. Финансовое право России [Текст] / Ю.А. Крохина. М.: Норма, 2006.

6. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ.

7. Федеральный закон от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате РФ».

8. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов РФ».

Читайте так же:  Торговый сбор ставки таблица

9. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 «О федеральном казначействе».

10. Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 278 «Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора».

11. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 330 «Об утверждении положения о Федеральной службе страхового надзора».

12. Постановление Правительства РФ от 23.06.2004 № 307 «Об утверждении положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу».

13. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе».

14. Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 № 459 «О Федеральной таможенной службе».

Дата добавления: 2015-03-31 ; Просмотров: 3221 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Министерство юстиции как орган осуществляющий ведомственный финансовый контроль

В современных условиях усиления влияния государства на сложные и многообразные финансовые отношения в обществе, с использованием в числе прочих средств бюджетов различных уровней, роль и значение финансового контроля очевидно возрастают. Нерациональное и нецелевое использование бюджетных средств, формируемых, в сущности, усилиями всего общества, вызывает объективную необходимость совершенствования правовых и организационных основ финансового контроля. Понятно, что приоритетным направлением в деятельности любых контрольно-ревизионных органов во взаимодействии с правоохранительными органами является контроль за целевым и рациональным использованием и сохранностью средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, а также других государственных финансовых активов.

Такой подход объясним с позиции обеспечения интересов государства. И если в частном хозяйстве решающим моментом является размер доходов, то в государственном — эту роль играет объем необходимых расходов: государство не может отказаться от выполнения своих необходимых функций. Из этого посыла следует явный вывод о необходимости контроля за государственными расходами.

Государственный финансовый контроль осуществляется на федеральном, региональном, местном и ведомственном уровнях. Так как все виды такого контроля между собой взаимосвязаны, а ведомственный финансовый контроль является разновидностью финансового контроля вообще, стоит рассмотреть, что понимается в юридической литературе под финансовым контролем.

Под финансовым контролем следует понимать многоаспектную межотраслевую систему надзора наделенных контрольными функциями государственных и общественных органов за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений и организаций с целью объективной оценки экономической эффективности деятельности, установления законности и целесообразности хозяйственных и финансовых операций и выявления резервов доходов государственного бюджета.

Ведомственный финансовый контроль — это контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений и служб.

Ведомственный финансовый контроль организуется в целях выявления, устранения и предупреждения недостатков в финансово-хозяйственной деятельности распорядителей (получателей) бюджетных средств — объектов финансового контроля, в нашем случае, подведомственных Минюсту России.

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики (государственное управление) и нормативно-правовое регулирование в сфере юстиции, а также координирующее деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

К подведомственным учреждениям Министерству Юстиции относятся:

1. научный центр правовой информации

2. государственное учреждение «Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения»

3. Российская правовая академия

4. Федеральные казенные учреждения «Государственные юридические бюро»

5. Судебно-экспертные учреждения: ФБУ РФЦСЭ и региональные лаборатории судебной экспертизы

6. Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы

К подведомственным федеральным службам Министерству Юстиции относятся:

1. Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России)

2. Федеральная служба судебных приставов (ФССП России)

Контрольная деятельность осуществляется путем проведения контрольных мероприятий (ревизий, проверок) на объектах контроля за определенный период времени в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств. В зависимости от характера, объема, сложности и специфики деятельности подведомственных служб контроль проводятся:

· федеральными государственными гражданскими служащими структурных подразделений Департамента организации и контроля или главных управлений Минюста России по субъектам Российской Федерации, на которых возложено осуществление функций финансового контроля;

· возглавляемыми работниками финансового контроля ревизионными группами, в состав которых входят сотрудники подведомственных Минюсту России федеральных служб, территориальных органов, федеральных бюджетных и федеральных казенных учреждений Минюста России, обладающие необходимыми профессиональными знаниями и навыками, выполняющие обязанности и пользующиеся правами работников финансового контроля.

Задачи ведомственного финансового контроля Минюста России:

а) контроль за соблюдением объектами контроля законодательных, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и актов Минюста России;

б) контроль за соблюдением объектами контроля законности, эффективности и целесообразности использования средств федерального бюджета, материальных и трудовых ресурсов, формированием и использованием средств, полученных от приносящей доход деятельности, законностью хозяйственных операций, обеспечением сохранности государственной собственности;

в) контроль за состоянием бюджетного (бухгалтерского) учета, формированием достоверной и полной отчетности по результатам деятельности объектов контроля;

г) контроль за своевременным и полным устранением выявленных по результатам контрольных мероприятий нарушений и недостатков, принятием решений по возмещению причиненного государству ущерба;

д) систематическое обобщение и анализ материалов контрольных мероприятий, подготовка докладов Министру юстиции Российской Федерации или начальникам главных управлений о результатах и состоянии контрольной деятельности;

е) разработка мер по совершенствованию ведомственного финансового контроля.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9762 — | 7584 — или читать все.

Источники

Ведомственный государственный финансовый контроль
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here