Виды формы и методы финансового контроля

Виды, формы и методы финансового контроля

Финансовый контроль является проявлением контрольной функции финансов и представляет собой практическую деятельность специальных органов или специалистов по проверке законности совершения финансовых операций.

Существуют различные виды финансового контроля в зависимости от органов, его осуществляющих:

I. Государственный финансовый контроль:

II. Негосударственный финансовый контроль:

В процессе осуществления финансового контроля применяются следующие методы:

1) Проверка. Проверяются отдельные вопросы финансово-хозяйственной предприятия, организации на основе отчетных и других документов.

2) Обследование – охватывает более широкий круг показателей или вопросов. При этом может проводится опрос, анкетирование, может осуществляться наблюдение за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.

3) Анализ – изучение отдельных вопросов для установления причинно-следственных связей с применением специальных экономико-математических методов.

4) Ревизия – наиболее полный и обстоятельный метод контроля за ФХД предприятия по первичным и бухгалтерским документам. В отличие от проверок ревизия – более комплексный метод.

В процессе проверки, ревизии используются различные приемы финансового контроля – приемы документального и фактического контроля. Документальный контроль означает проверку документов. Сначала осуществляется формальная проверка – наличие реквизитов, подписей, печатей, отсутствие исправлений, подчисток. Затем проводится юридическая проверка – соответствие документа или совершенной операции действующего законодательству. Встречная проверка – очень эффективный, но трудоемкий метод, при котором проводится сопоставление данных проверяемого предприятия с данными его контрагентов (проверка по счетам-фактурам). Фактический контроль связан с проверкой материальных ценностей, денежных средств. Наиболее распространенный способ – инвентаризация – сводится к сопоставлению фактических ценностей документальным данным бухгалтерского учета.

В зависимости от периода проведения различат формы финансового контроля:

1) предварительный – осуществляется перед совершением финансовой операции или перед началом выполнения финансовых планов;

2) текущий – проводится в ходе реализации финансовых планов, программ;

3) последующий – по результатам выполнения планов и совершения финансовых операций.

Дата добавления: 2015-09-20 ; просмотров: 460 | Нарушение авторских прав

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Организация финансового контроля, его виды, формы и методы

Существуют различные формы, виды и методы финансового контроля.

Под формами контроля понимаются отдельные стороны проявления содержания контроля в зависимости от времени совершения контрольных действий. Выделяют следующие формы финансового контроля: предварительный, текущий, последующий.

Предварительный контроль проводится до совершения хозяйственных и финансовых операций. Его цель предупредить незаконные действия, нецелевое расходование средств, предотвратить другие нарушения и несоблюдение действующего законодательства. Предварительный контроль по своей сути является наиболее эффективной формой контроля, так как носит предупреждающий характер. Он осуществляется в процессе планирования, рассмотрения (до утверждения) планов, смет, бюджетов, а также проектов, законодательных актов, касающихся финансовых вопросов.

Такой контроль производят:

-главные бухгалтеры субъектов хозяйствования, иных юридических лиц путем проверки правильности составления платежных документов, соблюдения установленных норм расходов, тарифов, обоснованности расчетов по налогам и др.

− министерства и ведомства путем анализа проектов финансовых планов, смет подведомственных предприятий, организаций, учреждений;

− кредитные учреждения путем проверки правильности оформления платежных документов до оплаты, контролируя наличие средств на счете;

− финансовые органы при рассмотрении проектов бюджетов, при финансировании бюджетных учреждений (до перечисления средств);

− налоговые органы при постановке юридических и физических лиц на налоговый учет, а также при проверке расчетов по налогам до их уплаты в бюджет.

Текущий (оперативный) контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, смет, бюджета, а точнее — во время оформления и совершения операций. Например, в момент перечисления в бюджет налогов и неналоговых платежей, при открытии кредитов, перечислении бюджетных средств распорядителям кредитов и т. д. Эта форма контроля тесно связана с бухгалтерским учетом. Текущий финансовый контроль возложен на работников экономических служб субъектов хозяйствования, иных юридических лиц, которые следят за своевременным выполнением производственной программы и реализацией готовой продукции, выполнением обязательств перед бюджетом, использованием средств но целевому назначению и т. п. Текущий контроль проводится ежедневно, систематически, путем рассмотрения текущей финансовой информации, анализа для оперативного устранения сбоев, нарушений, закрепления положительного опыта работы.

Последующий контроль осуществляют практически все контрольные органы. Суть последующего контроля состоит в том, что он проводится после совершения операций. При последующем контроле устанавливаются достоверность отчетов, полнота отражения доходов, законность и целесообразность расходов, их целевое направление. На основе последующего контроля принимаются меры по устранению совершенных нарушений: наказываются виновные лица, принимаются меры по возмещению ущерба государству, в случае необходимости вносятся предложения по внесению изменений в действующее законодательство.

Последующий финансовый контроль осуществляется посредством проведения контрольных мероприятий. Под контрольным мероприятием понимается проведение проверок, обследований, ревизий, анализа, других контрольных действий.

Эффективность контроля во многом зависит от разнообразия видов финансового контроля.

Проверка применяется для изучения определенного круга вопросов и отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, иных юридических лиц.

Проверки классифицирую по следующим признакам:

1) по организационному признаку — плановые и внеплановые.

Проведение планового контроля предусматривается в планах работы контрольных органов. Внеплановый контроль проводится при неудовлетворительном состоянии финансово-хозяйственной деятельности, а также по требованию следственных и других органов;

2) по кругу вопросов — комплексные и тематические. При комплексной проверке проверяются все стороны и участки финансово-хозяйственной деятельности проверяемого объекта, а при тематической — отдельные вопросы и некоторые стороны;

3) по объему проверяемых объектов — сплошные, выборочные, комбинированные.

При сплошном контроле проверяются все без исключения документы и бухгалтерские записи за проверяемый период времени.

При выборочном — лишь определенная часть. При комбинированном — сочетание этих двух способов. Например, если при выборочном методе установлено много нарушений по определенному участку, то его, как правило, проверяют сплошным методом.

Обследование— комплекс контрольных действий, в процессе которых устанавливается состояние контролируемого объекта по отдельным интересующим проверяющих вопросам. При обследовании проводятся опросы, анкетирование, составляются таблицы, которые анализируются, делаются выводы, все эти действия по своей сути близки к анализу. Обследование может проводиться с целью выявления тенденции и совершенствования действующего механизма, уточнения законодательства. Результаты обследования могут быть положены в основу будущей проверки.

Читайте так же:  Досудебное и судебное урегулирование налоговых споров

Ревизия — это комплексная документальная проверка производственной и хозяйственно-финансовой деятельности субъекта хозяйствования, иного юридического лица, при которой устанавливаются законность, достоверность и экономическая целесообразность совершенных хозяйственных операций, а также устанавливается правильность постановки и ведения бухгалтерского учета в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами; проверка достоверности учетных, отчетных и статистических показателей; проверка эффективности, результативности ведомственного, в том числе внутрихозяйственного контроля.

По результатам ревизии составляется акт, на основе которого разрабатываются мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений, возмещение ущерба, а также на мобилизацию средств внутренних резервов.

При осуществлении финансового контроля широко используется анализ.

Анализ— это оценка финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования, иного юридического лица, выявление причин тех или иных результатов его деятельности, определение факторов улучшения имеющегося положения. Анализ может проводиться как самим юридическим лицом, так и органами, осуществляющими контроль, — финансовыми органами, банками, аудиторскими фирмами.

При проведении контрольных мероприятий применяются различные методы (приемы, способы) установления достоверности и правильности операций:

− формальный (визуальный) метод, который заключается в проверке правильности оформления документов;

− метод фактической проверки (инвентаризация денежных средств и товарно-материальных ценностей);

− метод встречной проверки, когда достоверность хозяйственной операции подтверждается через партнеров, клиентов;

− корреспондентский метод — сопоставление одной и той же операции, отраженной в различных документах, в подразделениях подконтрольного объекта;

− аналитическо-нормативный метод, когда проверяется соблюдение установленных норм и нормативов;

− метод изучения законности операции — установление соответствия произведенной операции действующим законодательным и нормативным актам.

Проведение контрольного мероприятия состоит из нескольких этапов: подготовительного (составление программы и плана проверки), непосредственно проверки, согласования и подписания акта (справки), реализации материалов проверки, контроля за устранением выявленных нарушений. Если в ходе проверки не было установлено каких-либо нарушений составляется справка, во всех остальных случаях — акт.

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

Вопрос 22. Виды финансового контроля: понятие, краткая характеристика

Финансовый контроль — проверка законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований.

Виды финансового контроля:

По содержанию:

а) бюджетный — проводимый такими органами, как парламент, Счетная палата РФ, Правительство РФ, Федеральное казначейство и т.д.;

б) налоговый — осуществляют налоговые и другие органы;

в) банковский — проводится ЦБ РФ

г) валютный — осуществляют Правительство РФ, ЦБ РФ, иные органы и агенты валютного контроля;

д) контроль за страховой деятельностью — осуществляется Министерством финансов РФ;

в зависимости от времени осуществления:

а) предварительный — осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других нормативных расчетов, открытии кредитов и перечислении бюджетных средств; (пример: заключение о проекте бюджета)

б) текущий — проводится непосредственно в процессе операций по расходованию и поступлению денежных средств. На основе данных оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения текущий контроль помогает предотвратить совершение финансовых правонарушений, а также регулировать финансовые риски; (Пример: казна)

в) последующий — проводится после совершения денежных операций с целью дополнительной проверки их законности и обоснованности. Эта форма контроля осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также методом проверок и ревизий непосредственно на месте, на предприятиях, в учреждениях и организациях; (Пример: аудит, анализ исполнения бюджета и др)

в зависимости от оснований проведения:

в зависимости от органов, осуществляющих финансовый контроль:

а) контроль представительных органов власти:

б) президентский контроль

в) контроль исполнительных органов власти общей компетенции.

Г) ведомственный контроль

Д) аудиторский контроль

Е) общественный финансовый контроль.

В зависимости от сферы бюджетных правоотношений:

*Внешний (контрольная деятельность счетной палаты РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

*внутренний (контрольная деятельность федеральной службы бюджетного надзора, органов государственного и муниципального контроля, и т.д.

Вопрос 23. Формы и методы финансового контроля: понятие и краткая характеристика.

— это способы выражения содержания финансового контроля, которые модифицируются с изменением содержания финансового контроля

— это способ конкретного выражения и организации конкретных действий, направленная на выполнение функций финансового контроля.

1 Правовое положение проверяющей и проверяемой стороны

2. Объект и цель контроля

3. Полномочия органов и особенности их деятельности

4. Основания возникновения контрольных правоотношений.

Формы финансового контроля:

Наблюдение – форма финансового контроля, направленная на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого субъекта.

Обследование – форма финансового контроля, при проведении которой используются такие приемы как анкетирование и опрос.

Проверка – форма финансового контроля, в ходе которой используются балансовые, отчетные и расходные документы, в целях выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения последствий.

Анализ – форма финансового контроля, направленная на выявление нарушений финансовой дисциплины, с помощью аналитических приемов и методов.

Ревизия – форма финансового контроля, которая проводится в целях установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте.

Формы и методы осуществления государственного и муниципального контроля в бюджетной сфере

+ с 2013 новая форма – Санкционирование операций – совершение разрешительной надписи после проверки документов, представляемых в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и на соответствие указанно1 в них информации требованиям законодательства.

Методы осуществления конкретной деятельности Счетной палаты

Вопрос 24. Ревизия и проверка как метод финансового контроля. Понятие, особенности, виды.

Ревизия – это система конкретных действий по документальной и фактической проверке обоснованности совершаемых организаций хозяйственных и финансовых операций, в ревизуемом периоде и достигнутых результатов его финансово-хозяйственной деятельности.

Черты ревизии:

· Назначается уполномоченным государственным органом

· Проводят только уполномоченные органы и субъекты

Ревизии могут проводить:

· ФС по финансово-бюджетному надзору

· Контрольно-ревизионные подразделения министерств и ведомств

Классификация:

1. По содержанию:

· Документальная (различные финансовые документы)

· Фактическая (деньги, ценные бумаги, материальные ценности).

2. По времени осуществления:

3. По обследуемому периоду:

· Фронтальная (проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период)

· Выборочная (проверка за короткий период времени)

Читайте так же:  Ведение отчетности ип программа

4. По объему деятельности:

Комплексные (в различных областях)

Тематические (обследование какой-то одной сферы финансовой деятельности).

Акт ревизии – документ, который подписывается лицами, проводившими ревизию, руководителем, главным бухгалтером проверяемого юридического лица, и имеющий важное юридическое значение.

· Факты нарушения финансовой дисциплины

· Лица, виновные в нарушениях.

Вопрос 25. Счетная палата РФ как орган государственного финансового контроля.

Счетная палата является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), образуемым в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и подотчетным Федеральному Собранию.

Задачами Счетной палаты являются:

1) организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2) аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации;

3) определение эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, в том числе для целей стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации;

Видео (кликните для воспроизведения).

4) анализ выявленных недостатков и нарушений в процессе формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, выработка предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом в пределах компетенции;

5) развитие возможностей и методов аудита (контроля) эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, включая выбор и оценку ключевых национальных показателей и индикаторов социально-экономического развития Российской Федерации;

6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет федеральных и иных ресурсов, в пределах компетенции Счетной палаты;

7) определение достоверности бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и годового отчета об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

8) контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных кредитных организациях Российской Федерации;

9) обеспечение в пределах своей компетенции мер по противодействию коррупции.

Счетная палата образуется в составе Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты.

Счетная палата обладает следующими полномочиями:

1) осуществляет контрольную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности;

2) направляет по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий соответственно представления, предписания, уведомления о применении бюджетных мер принуждения, информационные письма, а также при выявлении данных, указывающих на признаки составов преступлений, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы;

3) получает в сроки, установленные для осуществления своих функций, информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления внешнего государственного аудита (контроля), включая действующую государственную и ведомственную статистическую или иную отчетность, а также осуществляет формирование предложений к плану статистических работ и запрос данных государственной статистики;

4) получает постоянный доступ к федеральным государственным информационным системам, необходимый для осуществления внешнего государственного аудита (контроля);

5) запрашивает сведения о составе данных ведомственных информационных систем объектов аудита (контроля);

6) привлекает к участию в проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий государственные контрольные, правоохранительные и иные органы и их представителей, а также на договорной основе аудиторские, научно-исследовательские, экспертные и иные учреждения и организации, отдельных специалистов, экспертов, переводчиков;

7) осуществляет по обращениям контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований или законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления оценку (анализ) деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, дает заключения о соответствии деятельности этих органов законодательству о внешнем государственном (муниципальном) финансовом контроле и рекомендации по повышению ее эффективности;

8) организовывает взаимодействие с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе по вопросам планирования и проведения на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

9) оказывает контрольно-счетным органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований организационную, правовую, информационную, методическую и иную помощь, содействует в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

10) анализирует и формирует предложения по составу макроэкономических и других ключевых показателей (индикаторов) социально-экономического развития Российской Федерации, а также критериев и методов их оценки;

11) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

9. Финансовый контроль: понятие, виды, формы и методы

Финансовый контроль это регламентированная нормами права дея тельность государственных, муниципальных, общественных и иных хо­зяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности фи­нансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Виды финансового контроля

По контролирующим субъектам финансовый конт­роль может быть государственным, внутрихозяйственным, финансо­во-кредитных органов, общественным и неза­висимым (аудиторским).

По направлениям (объектам) финансового контроля он подразделяется на: бюджетный, налоговый, страховой, банковский, инвестиционный, таможенный, валютный и др.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения за­конности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван пре­дупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денеж­ных средств, определять целенаправленность и эффективность использования фондов финансовых ресурсов.

Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами (органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами), в значительной степени зависит от степени организации контрольно-ревизионной работы.

Под формой финансового контроля понимают способы конкретного вы­ражения и организации контрольных действий. В зависимости от време­ни совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля — предварительный, текущий и последующий, которые осуществляются в соответствующих формах.

Предварительный финансовый контроль производится до совершения финансово-хозяйственных операций в форме: проверки финансово-плановых документов, проверки приходно-расходных документов при их подписании руководителем и главным бухгалтером (оформления 1 и 2 подписи), регистрации и утверждения штатных расписаний, проверки и визирования договоров, проверки авансовых отчетов и др. Кроме того, предварительный контроль осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной си­стемы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других нормативных расчетов, открытии лимитов бюджетных назначений и перечисле­нии бюджетных средств, оплаты расходных документов через территориальные органы федерального казначейства.

Читайте так же:  Налог за обучение возврат сроки

Последующий контроль проводится после совершения финансово-хозяйственных операций с целью дополнительной проверки их законности и обоснованности, целесообразности и экономической эффективности. Эта форма контроля осуществляется в форме: ревизии, разнообразных проверок (тематических, оперативных, углубленных, кустовых и др.), анализа отчетов и балансов, а также с использованием других форм непосредственно на месте на пред­приятиях, в учреждениях и организациях.

Текущий (оперативный) контроль проводится непосредственно в про­цессе операций по расходованию и поступлению денежных средств, является разновидностью управленческого финансового контроля, осуществляемого на всех стадиях управленческого решения, связанного с образованием, распределением и использованием фондов финансовых ресурсов и осуществляется форме мониторинга (наблюдения). На основе данных оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения текущий контроль помогает предотвратить совер­шение финансовых правонарушений, а также регулировать финансовые риски, обеспечивает достижение целей управления. Объектом текущего контроля является документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств, исполнением бюджетов и смет. Фактические затраты регулярно сопоставляются с действующими нормами по расхо­дованию средств с целью оперативного выявления отклонений.

Под методами контроля понимают приемы и способы его осуществле­ния. Основные методы финансового контроля объединяются в 4 группы:

Методы документального контроля, которые основываются на проверке документов, подтверждающих совершение финансово-хозяйственных операций (проверка существа операции, ее счетная проверка и др.).

Методы фактического контроля основываются на проверке фактического наличия денежных, материальных и иных средств (активов), установления их соответствия данным бухгалтерского учета (инвентаризация, контрольная закупка, контрольный обмер или вскрытие и др.).

Расчетно-аналитические методы, которые основываются на причинно-следственных взаимосвязях между событиями и явлениями, а также плановыми, учетными и отчетными данными (логическая оценка сведений, анализ бухгалтерской отчетности, выборка и группировка данных и др.)

Информативные методы — получение дополнительной информации, подтверждающей вид и размер финансового нарушения, причины и виновных лиц, обстоятельства и иные факты его совершений (письменные объяснения, справки и др.).

Основным методом финансового контроля является ревизия, которая про­водится с целью установления законности, целесообразности и экономической эффективности каждой финансовой операции и деятельности должностных лиц по их совершению, оценке состояния финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ре­визий. Они проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчет­ности, фактического наличия денежных средств. Как правило, ревизии проводятся на основе заранее составленной про­граммы работы ревизоров, которые наделены широкими правами:

проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгал­терскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, цен­ных бумаг, товарно-материальных ценностей и основных фондов;

проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать скла­ды, кассы, кладовые;

привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии;

получать от должностных и материально-ответственных лиц письмен­ные разъяснения по возникающим в ходе ревизии вопросам и др.

Ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах: министерствах, федеральных службах и агентствах. Пла­новые ревизии организаций, совершающих кассовые операции, проводятся не реже одного раза в год, а — не совершающих кассовые операции, — не реже двух раз в год.

Формы и методы финансового контроля

Госфинконтроль

Система госконтроля (муниципального контроля) базируется на положениях IX раздела Бюджетного кодекса РФ и осуществляется для обеспечения соблюдения бюджетного законодательства и других норм, регулирующих бюджетные правоотношении. Его разделяют на:

внешний и внутренний;

предварительный и последующий (ст. 265 БК РФ).

Субъектами госфинконтроля являются основные контролирующие органы и структуры, а объектами – все участники бюджетного процесса. В их качестве выступают органы власти и их подразделения, внебюджетные фонды и компании всех форм собственности, получающие дотации или субвенции, а также акционерные общества и иные компании с участием в них государства.

Методы финансового контроля: фактическая проверка

Методы финансового контроля, относящиеся к рассматриваемой группе, могут включать:

  • проверку качества инфраструктуры предприятия;
  • проведение замеров, тестов;
  • инвентаризацию.

Что касается первого пункта — инфраструктура, которой располагает предприятие, может проверяться на предмет соответствия нормам СанПиНа, экологического законодательства, различных ГОСТов, внутрикорпоративным нормам.

Замеры и тесты могут помочь проверяющим при поиске недостатков выпускаемых предприятием товаров, с выявлением несоответствия помещений требованиям законов в части обеспечения безопасности труда, а если речь идет о внутренней проверке — выявлением слабых мест в организации производства.

Инвентаризация — дополняющий метод, предназначенный для выявления недостатков в комплектности тех или иных элементов. Как с точки зрения объективных потребностей бизнеса, так и в контексте соответствия заявленных в отчетности объемов производственных фондов фактическим.

Основные подходы к классификации видов, форм и методов финансового контроля

Финансовый контроль — это совокупность мероприятий компетентных экономических субъектов, которые связаны с проверкой и анализом элементов финансовой инфраструктуры, управления и отчетности в той или иной организации. Рассмотрим их сущность подробнее.

Форма финансового контроля — признак, отражающий способ осуществления тем или иным субъектом контроля своих действий. Современные российские эксперты выделяют 3 ключевые формы финансового контроля:

Вид финансового контроля — признак, позволяющий отнести соответствующие контрольные мероприятия к той или иной категории. Актуальные теоретические концепции предполагают классификацию видов финансового контроля по следующим базовым основаниям:

  • субъект контроля;
  • направление контроля;
  • сроки выполнения.

Таким образом, фактически соответствующие виды и формы финансового контроля можно рассматривать как сходные признаки. Применение данной аналогии прослеживается во многих публикациях российских экспертов.

Метод финансового контроля — это признак, отражающий специфику конкретного инструмента осуществления проверок, задействуемого субъектом финансового контроля. Выделяют 3 основные категории:

  • методы, которые связаны с проверкой документов;
  • методы, которые связаны с проверкой содержания деятельности фирмы;
  • методы, которые связаны с проверкой компетенций.

Изучим подробнее ключевые признаки финансового контроля — виды, формы и методы — в соотнесении с отмеченными основаниями для их классификации.

Субъекты финансового контроля: внутрикорпоративные и внутриведомственные структуры

Работа внутрикорпоративных или внутриведомственных субъектов финансового контроля (ими могут быть службы и отделы финансового анализа или же структуры для проведения внутреннего аудита) характеризуется, как правило, существенно более узкой направленностью в сравнении с теми действиями, которые могут осуществлять структуры, рассмотренные выше.

Читайте так же:  Налоговый вычет ипотека сроки подачи документов

Методы осуществления финансового контроля

Основными методами финансового контроля являются ревизия и проверка. У них одинаковые цели – контролирование установленных законодательных норм РФ при ведении хозяйственной деятельности, достоверности учета и обоснованности операций в соответствии с действующими нормами, согласованными сметами и другой рабочей документацией, но характеристики заметно отличаются.

Ревизия предполагает осуществление контролирующих действий сплошным порядком. Т.е. проверяются все документы, оформленные по каждой операции в рассматриваемом периоде, анализируются на предмет законности и правильности их фиксации в учете, а также контролируется фактическое исполнение операций, тем самым реализуется принцип комплексности ревизии.

Под проверкой же подразумевается единичное контролирующее действие, охватывающее ограниченный период времени, либо исследование какого-то одного аспекта деятельности. Ей присущ выборочный характер, и не исключена возможность выпадения из поля зрения проверяющего какого-либо факта, влияющего на итоги проверки.

Проверки разделяются на:

выездные (проводимые на территории проверяемого объекта) и камеральные (проходят по месту нахождения контролирующего органа, который запрашивает необходимые документы);

оперативные, т.е. нацеленные на общее улучшение деятельности;

тематические, целью которых является освещение одного или нескольких аспектов;

углубленные, т.е. охватывающие обширный круг вопросов;

проверки, осуществляемые в рамках проведения ревизии вышестоящей организации. Они проводятся в разрезе отдельных вопросов, а их результаты входят в акт ревизии вышестоящего предприятия.

Однако ревизии и проверки как методы государственного финансового контроля сходны между собой по признакам:

полноты охвата – полные (по всем направлениям) и частичные (по отдельным аспектам);

глубины осуществления – сквозные (проводимые одномоментно во всех подразделениях выше- и нижестоящих организаций) и локальные (на одном подразделении или на нескольких, но по различной тематике);

относительно плана – плановые и внеплановые (при установлении нарушений, по предписанию следственных, вышестоящих и других структур);

степени охвата – сплошные (по всем операциям за рассматриваемый период), выборочные (по той части операций, которая подпадает под проверку) и комбинированные (одна часть из сторон деятельности проверяется сплошным порядком, другая – выборочным);

очередности исследований – первичные, дополнительные и повторные;

характера проверяемого материала – документальные и фактические (проверка реальности исполнения операции).

Методы муниципального финансового контроля, как ревизия, так и проверка, нацелены на проведение контролирующих действий по соответствию использования средств в соответствии с утвержденными сметами, по их целевой направленности, обеспечению сохранности денежных ресурсов, обоснованности расходования бюджетных средств, своевременности расчетов с бюджетом и фондами, формированию прибыли и ее распределению.

Формы, виды и основные методы финансового контроля

Методы финансового контроля, а также его виды и формы представлены в довольно широком спектре разновидностей. Изучим те, которые используются чаще всего.

Классификация видов контроля по срокам

Изучим теперь сущность различных видов финансового контроля в рамках классификации, рассмотренной выше. Первое ее основание, которое мы исследуем, — сроки выполнения контроля. Таковые могут соответствовать оперативным, плановым, внеплановым проверкам.

Оперативные финансовые проверки отличаются, прежде всего, непродолжительностью, а также в достаточной мере высокой частотой проведения. Они могут осуществляться субъектом контроля раз в неделю либо ежемесячно.

Плановые проверки, в свою очередь, считаются более длительными. Проводятся они обычно не так часто — раз в год, полугодие, иногда — раз в несколько лет. Проверяемая организация, как правило, имеет достаточно времени, чтобы подготовиться к плановому финансовому контролю.

Оперативные и плановые проверки имеют общий признак — наличие графика осуществления субъектами финансового контроля проверок. Даже если проверки проводятся очень часто, например, еженедельно, то руководство фирмы, как правило, заранее знает конкретное время визита проверяющих, а также то, что они будут изучать.

В свою очередь внеплановые проверки могут осуществляться без предупреждения, проводиться вне привязки к какому-либо графику и с любой частотой. Информация о том, чем будут заниматься проверяющие, а также о том, какие документы они могут запрашивать, непосредственно до проведения внепланового контроля может быть закрыта для проверяемых организаций.

Правовые основы госфинконтроля

Кроме БК РФ проведение госконтроля регулируется и другими нормами, в т.ч. законом о деятельности контрольно-счетных органов № 6-ФЗ от 07.02.2011, постановлениями Правительства РФ, распоряжениями органов власти, иными разъяснениями уполномоченных в сфере контроля органов разных уровней власти.

Опираясь на принятую в РФ подведомственность, главные администраторы бюджетных доходов контролируют деятельность участников процесса на федеральном уровне и в субъектах РФ, а те в свою очередь осуществляют контроль операций получателей средств соответствующих бюджетов.

Субъекты финансового контроля: органы власти

Органы исполнительной власти, которые чаще всего становятся субъектами контроля, — это Минфин, Федеральная служба по финансовому мониторингу, ФНС, ФТС, государственные внебюджетные фонды, Федеральное казначейство, а также структуры, подчиняющиеся им по вертикали в регионах.

Можно отметить, что компетентное ведомство часто предопределяет конкретное наименование того или иного вида контроля. Например, ФНС проводит налоговый контроль, ФТС — таможенный.

Подробнее о налоговых проверках читайте в статье «Налоговая проверка — что это такое и каков порядок?».

Что касается органов законодательной власти, финансовый контроль чаще всего осуществляет Счетная палата, формируемая при участии обоих палат парламента РФ — Госдумы и Совета Федерации. В субъектах РФ также формируются счетные палаты — при участии региональных парламентов.

Правоохранительные структуры, которые могут применять финансовый контроль, — МВД, ФСБ, Генеральная прокуратура. Данные ведомства также функционируют централизованно — федеральным структурам подчиняются региональные.

Формы и методы финансового контроля

Существуют такие формы госфинконтроля (ст. 265 БК РФ):

предварительный, осуществляемый в процессе обсуждения и согласования проектов и решений по бюджету или другим финансовым аспектам;

текущий, проводимый непосредственно в ходе исполнения бюджетов, деятельности компаний;

последующий, осуществляемый при утверждении отчетности об исполнении бюджетов.

Как правило, организуется предварительный контроль в период, когда решения по формированию доходных смет и расходованию средств только подготавливаются, т.е. во время, предшествующее утверждению документов и проведению планируемых мероприятий. Подобный контроль актуален перед выполнением финансового мероприятия, например, при подготовке производства для приема госзаказа. Его цель – обеспечение продуктивного использование ресурсов, пресечение неправомерных действий по их расходованию.

Читайте так же:  Налоговый вычет два собственника

Текущий контроль преследует те же цели – непосредственно при ведении деятельности соблюсти все аспекты финансовой дисциплины. На базе данных управленческого, оперативного, бухгалтерского учета и проводимого наблюдения эта форма контроля пресекает совершение финансовых нарушений, снижая риски финансовых потерь. Отметим, что во множестве случаев подобный контроль не обособлен в отдельную форму, а считается одним из этапов предварительного.

Последующий контроль проводится по факту уже свершившихся операций. Он необходим в качестве дополнительной проверки законности проведенных мероприятий и соблюдения установленных лимитов.

Кроме того, виды и методы финансового контроля предполагают контроль внутренний (производимый ведомственными структурами) и внешний, проводимый государственными или муниципальными контролирующими структурами.

Формы финансового контроля: предварительный, текущий, последующий

Итак, есть 3 основные формы контрольной деятельности — предварительный, текущий, а также последующий финансовый контроль.

Предварительный контроль предполагает осуществление субъектом контрольных действий еще до того, как проверяемая организация реализует некие юридически значимые мероприятия. Например, расходование бюджетных средств по тем или иным статьям, если речь идет о государственной или муниципальной организации, либо инвестирование нераспределенной прибыли, если рассматривать деятельность коммерческих фирм.

Предварительный контроль предполагает проверку готовности соответствующих организаций к проведению финансового мероприятия. Проверяющий должен удостовериться в законности мероприятия, а также в том, что его проведение удовлетворяет интересам аффилированных лиц (инвесторов, вышестоящих менеджеров, государства, муниципалитета). Предварительный контроль позволяет выявить недоработки, допущенные организацией в части подготовки документов, необходимых для реализации того или иного мероприятия.

Текущий контроль предполагает проверку содержания финансовых мероприятий непосредственно в период их осуществления. Обычно подобные действия связаны с проверкой оправдательных документов, сопровождающих сделки, либо, например, мониторингом качества работы ответственных подразделений — бухгалтерии, финансовых отделов, склада, логистических служб, от которых зависит успешность решения задач, связанных с управлением финансами организации.

Последующий контроль — совокупность действий субъекта контроля, предполагающая проверку финансовых мероприятий, которые уже реализованы компанией. Он помогает выявить несоответствие результатов данных мероприятий закону, определить обоснованность тех или иных финансовых операций, сформировать рекомендации, направленные на улучшение реализации в будущем подобных мероприятий.

Субъекты финансового контроля: банки, аудиторы

Субъектом финансового контроля может быть как ЦБ, так и коммерческие кредитные учреждения. При этом вторые в аспекте проведения основных финансовых мероприятий подотчетны ЦБ.

Аудиторы могут быть внешними и внутренними (или ведомственными). Первые, как правило, осуществляют финансовый контроль на коммерческой основе, как услугу. При этом результаты подобных проверок обычно предоставляются для какого-либо внешнего субъекта, например, инвестора или банка.

Внутренний аудит — подвид внутрикорпоративного или ведомственного финансового контроля. Его результаты обычно используются в пределах конкретной организации. Чаще всего он реализуется внутренними службами компании. Но иногда фирмы обращаются и к внешним аудиторам, предоставляющим услуги в форме аутсорсинга.

Методы финансового контроля: документальная проверка

Данная группа методов — ключевая с точки зрения проведения ревизий документооборота, о которых мы рассказали выше. По мнению многих экспертов, рассматриваемая группа методов финансового контроля — основная, наиболее востребованная проверяющимис точки зрения решения поставленных перед ними задач.

Методы, относящиеся к рассматриваемой группе, предусматривают:

Классификация видов контроля по субъектам

Спектр возможных субъектов финансового контроля весьма широкий. Современные российские эксперты определяют следующие основные группы:

  • органы исполнительной власти (не связанные с правоохранительными структурами);
  • органы законодательной власти;
  • банки;
  • правоохранительные структуры;
  • аудиторы;
  • вышестоящие организации;
  • общественные организации;
  • внутрикорпоративные и ведомственные структуры.

Изучим их специфику подробнее.

Классификация видов контроля: направления проверок

Еще одно основание для классификации видов финансового контроля, которое выделяют российские исследователи — направление проверок. Оно представлено 3 основными категориями:

  • ревизии документооборота;
  • технические проверки;
  • проверки отчетности.

Что касается первого направления финансового контроля, проверяющие в данном случае чаще всего исследуют юридически значимые источники, на основании которых организация принимает те или иные решения по управлению капиталом.

В техническом аспекте может проверяться инфраструктура, задействуемая для реализации юридически значимых действий, например, тех, что связаны с подписанием банковских и иных документов с помощью ЭЦП. Данное направление проверок в ряде аспектов может быть связано с ревизионными мероприятиями, например, если требуется установить, соответствует ли ПО для электронных ключей требованиям законодательства.

Третье направление проверок предполагает изучение проверяющей структурой документов, имеющих отношение к бухгалтерской, налоговой и управленческой отчетности. Это могут быть первичные документы, унифицированные формы, бланки, внутрикорпоративные источники, выписки.

Субъекты финансового контроля: вышестоящие структуры, общественники

Финансовый контроль может быть инициирован и проведен учреждением, которому подотчетна фирма или бюджетная организация, — холдингом, центральным офисом, главным управлением, центральным аппаратом и т. д.

Вполне возможно инициирование процедур финансового контроля общественными объединениями. При этом таковые могут являться как самостоятельными субъектами проверок (если в их составе есть компетентные сотрудники, способные проводить соответствующий контроль), так и направлять обращения в адрес иных субъектов контроля, работа которых каким-либо образом связана с организацией, на которую обратили внимание общественники.

finansovyy_kontrol.jpg

Похожие публикации

Необходимость проведения финансового контроля продиктована важной функцией финансов, определяющей надзор за их формированием, целесообразностью и расходованием по целевой направленности.

Организация контроля на всех уровнях объединяет следующие элементы:

Субъекты контроля, т. е. проводящие его органы;

Объекты контроля – проверяемые организации и структуры;

Правовая база, регулирующая правоотношения между ними;

Формы и методы финансового контроля.

Среди разновидностей финконтроля различают аудит, банковский, государственный (муниципальный), внутриведомственный, общественный, корпоративный контроль. Рассмотрим какие методы при проведении контроля применяет государство.

Методы финансового контроля: проверка компетентности

Проверка системы компетенций предполагает работу главным образом в направлении кадрового менеджмента. Проверяющие, задействующие рассматриваемую группу методов, взаимодействуют с сотрудниками, отвечающими за управление финансами предприятия, и выясняют, насколько их уровень опыта и навыков позволяет решать поставленные задачи.

Видео (кликните для воспроизведения).

Данные методы финансового контроля могут быть представлены тестированием, интервьюированием, проведением фокус-групп, мониторингом производственных возможностей работников, проведением опросов, изучением личных карточек сотрудников, профилей в соцсетях, в ряде случаев — выходом на контакт с предыдущими работодателями или образовательными учреждениями, в которых учились работники фирмы.

Источники

Виды формы и методы финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here