Внутренний контроль достоверность финансовой отчетности

Система внутреннего контроля и ее влияние на финансовую отчетность

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 23.12.2018 2018-12-23

Статья просмотрена: 336 раз

Библиографическое описание:

Латыпова М. А., Давлетбаева Н. Б. Система внутреннего контроля и ее влияние на финансовую отчетность // Молодой ученый. — 2018. — №51. — С. 245-248. — URL https://moluch.ru/archive/237/55052/ (дата обращения: 20.02.2020).

Финансовая отчетность — это комплект документов, содержащих информацию о результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В соответствии с МСФО (IAS) 1 «Предоставление финансовой отчетности», полный комплект финансовой отчетности включает: отчет о финансовом положении на дату окончания периода; отчет о совокупной прибыли за период; отчет об изменениях собственного капитала; отчет о движении денежных средств; и примечания, состоящие из краткого обзора основных принципов учетной политики и прочей пояснительной информации 1.

Цель составления финансовой отчетности — это представление информации о финансовом положении, финансовых результатах и движении денежных средств предприятия, которая будет полезна широкому кругу пользователей при принятии ими экономических решений. То есть финансовая отчетность составляется не просто для внутреннего пользования, а для того, чтобы пользователь, прочитав ее, получил понимание того, что компания имеет и на какую сумму, что ему ожидать в будущем и он на основании этого будет принимать решение.

Финансовая отчетность также показывает результаты управления ресурсами, доверенными руководству компании. Ресурсы в финансовой отчетности представлены активами, обязательствами, капиталом, доходами, расходами и другими показателями. И результаты управления данными ресурсами влияют на принятие решения учредителей и инвесторов. Финансовой отчетности присущи фундаментальные характеристики, представленные на рисунке 1.

Рис. 1. Фундаментальные качественные характеристики финансовой отчетности

Уместность помогает пользователю оценивать прошлые, настоящие и будущие события. Внутри уместности находится характер и существенность. Характер информации должен помогать, пользователям принимать решения. Существенность, определяет значимость той или иной операции, если операция или событие существенны, то об этом пользователь обязательно должен знать, и наоборот если операции были мелкие то их описывать не обязательно, так как пользователь может в них «потеряться». Критерии и порог существенности, каждая компания определяет самостоятельно.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Достоверное представление включает в себя нейтральность, полноту и точность. Нейтральность означает, что компания должна адекватно раскрывать информацию ничего не приукрашать то, чего не надо, и ничего не прятать, если есть неблаговидные операции. Полнота характеризует то, что все требования по ведению учета выполнены в соответствии с МСФО и в полном объеме и это отражено в финансовой отчетности. Точность  это значит, что операции отражены в том периоде и в той сумме, в котором операция была совершена.

Таким образом, при ведении бухгалтерского учета и при составлении финансовой и налоговой отчетности должны соблюдаться эти принципы, и компания должна стремиться, максимально надежно представлять информацию, содержащуюся отчетах.

Но, к сожалению, случается, что финансовая отчетность содержит искажения, то есть она не достоверна и не справедлива, потому что это может быть связано элементарно с ошибкой, которая является не преднамеренной неточностью в финансовой отчетности. Искажение может выражаться в арифметической ошибке или описке в учетных записях, или это может быть неправильное применение и понимание учетной политики, или упущение фактов и их неверная интерпретация. То есть, если все это происходит, то это — ошибка, но есть и мошенничество. Мошенничество и недобросовестные действия отличаются от ошибки преднамеренностью и умышленностью действий.

МСА 240 «Ответственность аудитора в отношении мошенничества

в ходе аудита финансовой отчетности» дает определение мошенничеству как преднамеренному действию, совершенному одним или несколькими лицами из числа руководства субъекта, лицами, наделенными руководящими полномочиями, сотрудниками, имеющие признаки обмана с целью получения несправедливого или незаконного преимущества 2. Таким образом, можно сказать, что мошенничество — это неправильное отражение хозяйственных операций и предоставление на этой основе заранее искаженной, недостоверной отчетной информации ее пользователям.

Есть понятие корпоративное мошенничество — это когда идет искажение, присвоение активов компании, осуществляемое обманным путем и характеризующееся умышленным воздействием на финансово-хозяйственную деятельность компании. В корпоративном мошенничестве может быть несколько составляющих, имеющих отличительные признаки, такие как хищение активов компании и коррупционные действия.

Существует так же понятие мошенничество с финансовой отчетностью это схемы, которые позволяют фальсифицировать финансовую отчетность в целях, как ее улучшения, так и ухудшения, тем самым внося заблуждения в контролирующий орган, инвесторов банки т.д., то есть вноситься продуманная искаженная информация, и документы компании отражают эти искажения.

И еще один составляющий фактор — это неценовая коррупция, то есть использование персоналом компании своего служебного положения с целью личного обогащения, осуществляемое за вознаграждение, но без фактического изъятия активов у компании.

Все вышеперечисленные факторы составляют конструктор мошенничества. Эти схемы могут реализовываться как отдельно, так и во взаимосвязи, «помогая друг другу».

Таким образом для снижения риска искажения финансовой отчетности и предупреждения того или иного вида мошенничества, компании требуется сформированная и действующая система внутреннего контроля. Которая как часть современной системы управления позволяет вести упорядочено и эффективно финансово-хозяйственную деятельность компании.

В МСА 400 «Оценка рисков и внутренний контроль»  определение «система внутреннего контроля» включает совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а так же своевременной подготовки достоверной финансовой отчетности 3.

То есть данные стандарты говорят, как компании необходимо действовать при формировании системы внутреннего контроля. Внутренний контроль должен включает в себя пять основных элементов: контрольная среда, оценка рисков, информационная система, деятельность по контролю и мониторинг. Вся эта система была отражена в модели COSO.

Читайте так же:  Как сделать декларацию по земельному налогу

Модель COSO  модель риска и контроля были разработаны в США. Конец 80-х годов ХХ столетия был тяжелым для США. Крах сотен финансовых институтов принес миллиардные убытки инвесторам, дебиторам и правительству. Поэтому была создана специальная комиссия, в состав которой входили: бухгалтера, аудиторы и финансовые менеджеры. По результатам проведенной работы комиссия рекомендовала спонсирующим организациям разработать интегрированное руководство по внутреннему контролю. Для реализации был создан COSO комитет. Модели риска и контроля, предложенные COSO, послужили основой для ряда других моделей риска и контроля, разработанных в других странах, аналогичными COSO, и различными консультационными фирмами.

Пять элементов, из которых состоит внутренний контроль — модель COSO представлены на рисунке 2. Содержание элементов системы внутреннего контроля модели COSO представлены на рисунке 3.

Рис. 2. Модель COSO

Сущность модели COSO является то, что все пять аспектов должны, применятся, как на этапе операции, так и на этапе составления финансовой отчетности. То есть, когда каждый раз отражается хозяйственная операция, необходимо чтобы все эти пять аспектов нашли в ней отражение. Например, контрольная среда — это то как образовалась операция, есть ли основания для проведения операции, какие риски связаны с отражением данной операции, какие проводятся контрольные процедуры, подтверждается ли данная операция документально, каким образом передается информация от поставщика к покупателю или между подразделениями о данной операции и в конце мониторинг то есть, проверяется, что все эти четыре пункта выполняются в соответствии с требованиями бизнес-процессов. Точно так же данные аспекты применяются на этапе составления финансовой и налоговой отчетности, потому что искажение на одной из этих площадок, повлечет риск в финансовом и налоговом учете. На всех этапах, на всех моментах выполнения операции и отражения ее в бухгалтерском учете и финансовой отчетности все эти пять компонентов должны быть применены.

Модель COSO применяет внутренний контроль как процесс, осуществляемый советом директоров менеджментом и остальным персоналом компании, предназначенной для достижения «разумной уверенности» касательно достижения целей в следующих категориях: эффективность и продуктивность операций; надежность финансовой отчетности; и соблюдение законов и правил. Разумная уверенность — это то, что есть понимание, что на сто процентов все не предусмотреть и все риски невозможно минимизировать, поэтому должны построить такую систему внутреннего контроля которые позволять максимально минимизировать основные риски.

При построении системы внутреннего контроля по модели COSO, необходимо получить информацию о деятельности компании ее среде, включая внутренний контроль и оценку риска существенных искажений финансовой отчетности. Понимание бизнеса предприятия  это общее знание экономики отрасли, в рамках которой действует субъект, а также более конкретные знания о том, каким образом субъект функционирует. Целью знаний о бизнесе предприятия является выявление и понимание событий, операций и методов работ, которые могут существенно повлиять на финансовую отчетность.

В модели COSO самое первое это контрольная среда — это фундамент, так как она влияет на все оставшиеся процессы. Контрольная среда задает атмосферу в компании, влияя на контрольное сознание своего персонала. Она является основой для всех остальных компонентов внутреннего контроля, обеспечивая дисциплину и структуру. К факторам контрольной среды относятся целостность, этические ценности, стиль работы руководства, система делегирования полномочий, а также процессы управления и развития персонала в компании.

Процесс оценки рисков в компании  порядок выявления рисков менеджером компании, оценки их последствий и управления рисками. Для целей финансовой отчетности процесс оценки рисков включает: выявление руководством рисков в связи с подготовкой достоверной и объективной финансовой отчетности в соответствии с принципами подготовки финансовой отчетности; оценку вероятности возникновения рисков; оценку «значимости» рисков; принятие решения по управлению рисками. Целью оценки рисков искажения финансовой отчетности является определение состава, объема и временных рамок дальнейших процедур.

Информационная система охватывает бизнес-процессы, значимые для подготовки финансовой отчетности, а также систему коммуникаций между структурами юридического лица и непосредственно между его должностными лицами. К какой категории относится система бухгалтерского учета в компании, а именно процедуры, позволяющие инициировать и обработать их, обеспечить должный учет активов, обязательств и капитала, подготовить отчетность организации.

Процедуры контроля и контрольные действия должны быть направлены на компанию и поддержания таких областей внутреннего контроля, как: санкционирование операций; обзор результата деятельности компании; обработка информации; физические средства контроля; распределение обязанностей между должностными лицами компании; и другие действия.

Мониторинг средств контроля  это процесс оценки качества функционирования внутреннего контроля. Это сочетание постоянной и периодической оценок, а также управленческая и надзорная деятельность. Важно понять, каким образом компания осуществляет мониторинг и как при необходимости корректирует систему внутреннего контроля в части, относящейся к подготовке финансовой отчетности.

Таким образом, если внедряется система внутреннего контроля на основании модели COSO, то на каждом этапе происходит разделение полномочий, четко устанавливаются процедуры, вовремя обрабатывается информация, что снижает риски недостоверности финансовой отчетности.

Следовательно, эффективность деятельности компании зависит от компетентно сформированной системы внутреннего контроля, так как она способствует не только выявлять недостатки, искажения и мошенничество, но предупреждать и оперативно их устранять, что влечет к результативности и экономичности управления, а также снижает трудоемкость контрольной работы и как следствие повышает повышение устойчивости компании.

  1. Нурсеитов Э.О., Нурсеитов Д.Э. МСФО Теория и практика: Справочное руководство. — Алматы: Изд-во LEM, 2007. — 568 с
  2. Ситнов, А.А. Международные стандарты аудита: Учебник — М.: ЮНИТИ, 2015. — 239 c.
  3. Тютюрюков, В.Н. Международные стандарты аудита: Учебник — М.: Дашков и К, 2014. — 200 c

Внутренний контроль финансовой отчетности

В Федеральном законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» прямо закреплена необходимость создания структуры финансового контроля на предприятии. Деятельность системы внутреннего контроля финансовой отчетности позволяет подтвердить достоверность имеющейся информации. Эта информация становится основой для принятия стратегически важных решений для руководителя. Важна она и инвесторам, которые планируют вложить в бизнес свои средства.

Читайте так же:  Налог с физических лиц за сдачу квартиры

Контроль финансовой отчетности как часть СВК

С того момента, как разработка данной структуры стала обязательной для предприятий, прошло уже несколько лет. В течение этого времени система внутреннего контроля совершенствовалась. В результате сегодня она состоит из:

  • контрольной среды;
  • учетно-информационной системы;
  • контрольных процедур;
  • мониторинга.

Контрольная среда – это основа всей структуры. Она представляет собой поле для функционирования организации, включает коммуникационные взаимодействия и внутренний регламент, процесс документооборота, кадровую политику и практику.

Учетно-информационная система – инструмент в руках аудиторов. Она включает не только программные средства, но и базы данных, регламент действий персонала и учетную политику. Функции учетно-информационных системы заключаются в идентификации пользователей, учете хозяйственных операций и правомерных действий.

Контрольные процедуры с их последующим мониторингом направлены на выявление намеренного или случайного искажения данных об операциях в отчетности. Это целый комплекс мер, который включает в себя проверки выполнения процедур, обработки информации, наличия и состояния объектов. Осуществлять его может служба внутреннего аудита, а при ее отсутствии – внутренняя финансовая служба.

Мониторинг как замыкающее звено всей структуры заключается в осуществлении надзора со стороны руководства и аудиторов над своевременностью применения средств контроля и оценки работы структуры в целом. Мониторинговые процедуры необходимо документировать.

В организации и контроле финансовой отчетности действует понятие дизайна. Оно обозначает механизм функционирования выстроенной структуры. Основная задача системы – предупреждение случайных или намеренных искажений данных финансовой отчетности. То есть она должна быть построена таким образом, чтобы обеспечить вычленение ошибок и предотвратить их возникновение.

Финансовое планирование и контроль как залог эффективного развития

Для эффективного функционирования и развития организации в условиях постоянно меняющегося рынка важно разработать адекватную схему мер по реагированию на различные ситуации и структуру оценки показателей.

Организация финансового планирования и контроля способствует принятию грамотных и адекватных стратегических управленческих решений. Ведь на основании созданных прогнозов возможно разработать комплекс мероприятий для нормализации ситуации в зависимости от внешних и внутренних факторов. Контроль же становится эффективным инструментом, поддерживающим стабильность финансовой системы предприятия. Выявляя и предупреждая ошибки, он помогает в формировании достоверной и полной отчетности. Впоследствии полученная информация может использоваться при прогнозировании на будущий период.

В организации финансового планирования и контроля используются отдельные методы и их сочетания. Начальным этапом разработки структуры становится сбор данных и их доскональный анализ. Изучаются не только данные отчетности, но и бизнес-процессы.

При формировании системы внутреннего контроля важно обращать внимание на ее соответствие действующим нормативно-правовых актов. Не стоит забывать и о том, что основная цель ее создания заключается в сокращении рисков финансовой деятельности, выявлении ошибок и внедрении мер по их предупреждению.

Внутренний финансовый аудит: подтверждение достоверности бюджетной отчетности

Подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии бюджетного учета, установленной Минфином России, Бюджетный кодекс выделяет в отдельную цель внутреннего финансового аудита. Это делает соответствующую проверку обязательной к проведению. В статье даны рекомендации, каким образом осуществить это контрольное мероприятие с использованием риск-ориентированного подхода.

Елена Олеговна МЕТЕЛЬКОВА, советник государственной гражданской службы Российской Федерации класса

Екатерина Васильевна ПОНОМАРЕВА, советник государственной гражданской службы Российской Федерации класса

Смарта 2018 года в связи с утверждением постановления Правительства РФ от 24 марта 2018 года № 325 субъект внутреннего финансового аудита обязан проводить аудиторскую проверку достоверности бюджетной отчетности с применением основанного на оценке бюджетных рисков подхода по определению проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита. Кроме того, аудитор должен проверять соблюдение главным администратором бюджетных средств порядка формирования сводной бюджетной отчетности.

В этой связи перед участниками бюджетного процесса, на которых в соответствии со статьей Бюджетного кодекса возложены бюджетные полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, стоит задача по применению риск-ориентированного подхода при организации аудиторской проверки подтверждения достоверности отчетности. Сама по себе эта проверка является наиболее сложной ввиду отсутствия единой методологии ее проведения.

Без учета рисков

До применения риск-ориентированного подхода аудит заключался в выборочной или сплошной проверке фактов финансово-хозяйственной жизни, совершаемых экономическим субъектом, а также своевременности и правильности их отражения в бюджетном учете и отчетности. Объем данных отчетности, подлежащих проверке, определялся исходя из профессионального суждения аудитора, что не позволяло четко систематизировать проверку, предварительно определив основные этапы ее проведения. Выводы о достоверности бюджетной отчетности аудитор также делал на основании своего профессионального суждения по результатам аудиторской проверки. По срокам аудиторская проверка начиналась уже после официальной сдачи бюджетной отчетности в органы внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Это, безусловно, снижало ее эффективность с точки зрения минимизации рисков, связанных с выполнением внутренней бюджетной процедуры по формированию бюджетной отчетности, а следовательно, и эффективность самого внутреннего финансового аудита.

Задачей внутреннего финансового аудита должна быть не только констатация свершившегося факта нарушения — указание недостоверных данных в бюджетной отчетности, — но и подготовка предложений по принятию мер, направленных на предотвращение риска искажения показателя, которое может быть выявлено в ходе проверок государственного финансового контроля. Определение методологии проведения аудиторской проверки достоверности отчетности, основанной на риск-ориентированном подходе, как раз и должно быть направлено на решение вышеуказанной задачи.

Нужна методология

Вопрос о том, каким образом приметить риск-ориентированный подход при проведении аудиторской проверки достоверности отчетности, недостаточно регламентирован. В Методических рекомендациях по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденных приказом Минфина России от 30 декабря 2016 года № 822, дано определение бюджетного риска и критерии, по которым оценивается риск искажения бюджетной отчетности. При этом не определены критерии выборки и отбора данных, подлежащих проверке.

Читайте так же:  Торговый сбор ставки таблица

Таким образом, методика применения риск-ориентированного подхода при подтверждении достоверности отчетности должна описывать:

  • порядок осуществления выборки данных, подлежащих обязательной проверке, с учетом оценки рисков искажения бюджетной отчетности;
  • порядок определения предмета проверки отобранных данных;
  • порядок оценки рисков искажения бюджетной отчетности;
  • алгоритм формирования профессионального суждения о достоверности бюджетной отчетности субъектом аудита с учетом указанной оценки рисков.
Видео (кликните для воспроизведения).

Подтверждение достоверности отчетности является одной из целей внутреннего финансового аудита, осуществляемого участниками бюджетного процесса, определенными положениями статьи Бюджетного кодекса. Это значит, что методология подтверждения достоверности отчетности должна либо предусматривать этап консолидации бюджетной отчетности (для участников бюджетного процесса, имеющих подведомственных получателей бюджетных средств) либо его не учитывать (в случае отсутствия подведомственных получателей бюджетных средств).

Нами будет рассмотрена методология подтверждения бюджетной отчетности, предусматривающая этап консолидации бюджетной отчетности участниками бюджетного процесса, имеющими подведомственных распорядителей и (или) получателей бюджетных средств.

Профессиональное суждение

В настоящее время четкого определения понятия «профессиональное суждение» нет. Вместе с тем оно является основополагающим при формировании выводов о достоверности бюджетной отчетности. Поэтому главный вопрос, которым задается субъект внутреннего финансового аудита при проведении проверки: на основании каких данных и оценок формируется суждение о достоверности бюджетной отчетности?

Утвержденный 31 декабря 2016 года СГС «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» определил в качестве критериев, на которые должно опираться профессиональное суждение, полноту, нейтральность и отсутствие существенных ошибок данных бюджетной отчетности.

Вероятность и существенность

Риск искажения бюджетной отчетности, как и любой другой бюджетный риск, имеет два критерия оценки — вероятность допущения ошибки и существенность ошибки.

Вероятность представляет собой степень возможности наступления какого-либо события, в нашем случае искажения показателя. Предлагается определять ее на основе анализа организации ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности. То есть нужно смотреть, насколько документы учетной политики соответствуют методологии ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, достаточно ли их количества для совершения операций. Необходимо определить своевременность и полноту предоставления этих документов, проводится ли инвентаризация активов и обязательств, какова степень автоматизации бюджетного учета операций. Кроме того, для ответа на вопрос о вероятности риска используется информация, указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, а также результаты оценки качества финансового менеджмента в части показателей, характеризующих процедуру ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.

Нечисловые значения

При осуществлении субъектом аудита оценки рисков искажения показателей бюджетной отчетности может возникнуть сложность с показателями, которые не имеют числового значения. Это показатели, которые, например, раскрывают особенности ведения бюджетного учета, указывают перечень основных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность субъекта отчетности, и другую информацию, раскрываемую в пояснительной записке к бюджетной отчетности, определенной требованиями СГС «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности». В этом случае определение значения критерия существенности ошибки субъектом аудита должно формироваться на основании его профессионального суждения с учетом требований СГС «Концептуальные основы».

Полноту информации мы рассматриваем как степень раскрытия в бюджетной отчетности сведений, наличие которых предусмотрено Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ ( Утверждена приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года № 191н.), и подтверждения фактов осуществления контрольных действий при формировании соответствующих сведений.

Информация соответствует признакам нейтральности, если она позволяет принимать объективные (непредвзятые) управленческие решения или формировать объективные (непредвзятые) профессиональные суждения.

В целях определения итогового значения существенности ошибки также предполагается использовать критерии искажения бюджетной отчетности, предусмотренные статьей 15.15.6 КоАП РФ.

Оценка рисков искажения показателей консолидированной бюджетной отчетности предлагается проводить на основе критерия существенности ошибки. При этом его оценка производится на предмет соблюдения порядка формирования консолидированной бюджетной отчетности в соответствии с методологией, установленной Минфином России, с учетом результатов внутриформенного и межформенного контроля. Также необходимо учесть результаты ранее проведенных контрольных мероприятий органов внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Выбор показателей

Аудиторскую проверку достоверности бюджетной отчетности можно разделить на два блока:

  • формирование суждения о достоверности показателей отчетности экономического субъекта как получателя бюджетных средств;
  • проверка соблюдения порядка составления консолидированной отчетности, установленного Минфином России, в том числе положений СГС «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2016 года № 260н (рисунок 1).

Рисунок 1. Этапы подтверждения достоверности бюджетной отчетности

Ограниченность сроков проведения проверки и трудовых ресурсов субъекта внутреннего финансового аудита не позволяет провести полную проверку бюджетной отчетности экономического субъекта, в связи с чем формирование суждения о достоверности бюджетной отчетности осуществляется на основе оценки рисков искажения ее показателей. Но прежде, чем приступить к оценке риска, субъекту аудита необходимо осуществить выборку показателей, а также определить, на предмет чего в обязательном порядке будут проверяться факты финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, отраженные в бюджетном учете и отчетности.

При передаче полномочий

Важно

Принятие Федерального закона от 29 мая 2019 года № 113?ФЗ, которым внесены изменения в статью 15.15.6 Кодекса об административных правонарушениях, позволило определить четкие критерии установления существенности ошибок, допущенных при составлении бюджетной отчетности. Указанная статья теперь дает конкретные определения для нарушения требований к ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности. Предполагается возможным применять соответствующие этим определениям критерии при выведении оценочного значения существенности ошибки.

Существенность ошибки определяет оценочную (прогнозируемую) величину искажения показателя и ее влияние на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений. Соответственно, существенность предлагается оценивать по наличию первичных учетных документов, правильности ведения бюджетного учета, отклонениям, выявленным по контрольным соотношениям в ходе проводимой камеральной проверки.

Период проверки

Что касается периода, в отношении которого проводится аудиторская проверка, то известны случаи, когда субъекты внутреннего финансового аудита предпочитали проводить аудит отчетности за девять месяцев текущего года. При этом аудитору необходимо помнить о возможности ретроспективного применения измененной учетной политики согласно СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утвержденному приказом Минфина России от 30 декабря 2017 года № 274н. Использование этой возможности объектом аудита может отразиться на корректности и достаточности выводов по результатам аудита. Представляется более целесообразным проводить аудит достоверности годовой бюджетной отчетности в срок до окончания контрольных мероприятий органами государственного финансового контроля. Такой срок предлагается не случайно. Необходимо понимать, что выявление нарушений не является самоцелью внутреннего финансового аудита. В качестве одной из главных его задач мы рассматриваем снижение бюджетных рисков, для чего результаты аудита должны передаваться объектам в сроки, когда они действительно актуальны, в том числе в период, в котором допускается внесение экономическим субъектом исправлений в бюджетную отчетность.

Читайте так же:  Куда обращаться для возврата госпошлины

В ходе проведения проверки представляется возможным сообщать структурным подразделениям экономического субъекта о выявленных недостатках и нарушениях в целях их своевременного реагирования и исправления ошибок до направления бюджетной отчетности органам государственного финансового контроля. При этом в документах, формируемых по результатам проверки, рекомендуется отражать результаты аудита в полной мере, с указанием на то, что недостатки или нарушения были устранены в ходе проведения проверки (рисунок 2).

Рисунок 2. Исправление ошибок в период проведения аудиторской проверки при риск-ориентированном подходе

Таким образом, рассмотренные выше рекомендации по подтверждению достоверности отчетности с применением риск-ориентированного подхода позволяют структурировать проведение соответствующей проверки и определить основные вопросы программы контрольного мероприятия.

Внутренний контроль достоверность финансовой отчетности

6. КОНТРОЛЬ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Контроль финансовой отчетности, или финансовый аудит (Financial audits) является одним из наиболее урегулированных типов финансового контроля.

Тем не менее в настоящее время вопросы проверки бухгалтерских счетов и бухгалтерской отчетности наиболее урегулированы в среде коммерческого аудиторского контроля. Коммерческий аудит обладает стандартами, методологией и различными методиками финансового контроля.

Государственные контрольные органы, решая по сути те же задачи проверки бухгалтерских счетов и отчетности, только в отношении, как правило, бюджетных учреждений оказались менее обеспеченными в нормативном и методическом плане.

Позиция органов внутреннего контроля по отношению к финансовому аудиту неоднозначна: с одной стороны, считается, что нецелесообразно платить дважды за проверку финансовой отчетности – внутренним контролерам и внешним аудиторам; с другой стороны, если такая задача ставится, то внутренние контролеры могут по своему усмотрению использовать разработанные коммерческими аудиторами стандарты.

Соответственно каждое направление финансового контроля создает систему своих стандартов. Причем такие системы создаются как на национальном, так и на международном уровне. В некоторых случаях существуют и региональные стандарты, например стандарты финансового контроля Евросоюза (директивы).

Цель аудита – выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Под аудиторской деятельностью понимается предпринимательская деятельность по независимой проверке:

• финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Под достоверностью во всех существенных отношениях понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователям этой отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Для оценки степени соответствия финансовой (бухгалтерской) отчетности законодательству Российской Федерации аудитор должен установить максимально допустимые размеры отклонений путем определения в целях проводимого аудита существенности показателей бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности в соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Существенность в аудите».

Проблемы достоверности финансовой отчетности и роль аудита в выявлении ее искажений

Дата публикации: 17.12.2014 2014-12-17

Статья просмотрена: 2354 раза

Библиографическое описание:

Никандрова Д. И. Проблемы достоверности финансовой отчетности и роль аудита в выявлении ее искажений // Молодой ученый. — 2014. — №21.2. — С. 74-76. — URL https://moluch.ru/archive/80/14468/ (дата обращения: 20.02.2020).

Достоверность учета и отчетности, анализ причин не соответствия этой отчетности и реальной картины экономического субъекта, а также контроль эффективности финансово-хозяйственной деятельности являются актуальными вопросами в условиях нестабильной среды функционирования.

Под достоверностью отчетности имеется в виду уровень точностипоказателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, позволяющая заинтересованному лицу на основе её данных делать соответствующие предположения и выводы об итогах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении организации и принимать необходимые решения в экономической сфере организации, опираясь исключительно на выводы и итоги отчетности [3]. Эта информация играет важную роль для инвесторов, которые действительно заинтересованы в том, чтобы финансовые операции организации имели осмысленный характер и отчетность отражала реальное финансовое положение. Не меньший интерес к достоверности финансовой отчетности предприятия имеют банковские представители, которых интересует прежде всего платежеспособность экономического субъекта.

Считается, что бухгалтерская (финансовая) отчетность, в том числе подтвержденная аудитором, верно отображает экономическую деятельность и ее результаты. Но в практической деятельности этому препятствуют следующие условия:

1. ограниченность бухгалтерского учета, а значит и самой отчетности. Это проявляется: в том, что отчетность в основном показывает данные учета, не позволяя соответственно повторять хозяйственную деятельность; б) в ретроспективности бухгалтерской (финансовой) отчетности, так как заинтересованные пользователи могут ознакомиться с ней только по истечении определенного периода времени, установленного законодательством РФ и нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета; в) в персональной учетной политике, что дает возможным либо «приукрасить» итоги и хозяйственное положение, либо, при нужде, занизить эти показатели; г) в нарушении нормативных актов (в том числе и положений по бухгалтерскому учету), зачастую в пользовании имеющихся в них противоречий;

2. ошибочное утверждение, что достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности подтверждается заключением аудитора.

Даже эксперту по отчетности, которая составлена в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), проблемно определение финансовой ситуации предприятия по степени ее устойчивости и неустойчивости. В самой отчетности данных, уточняющих экономическое состояние организации не имеется, их можно узнать только при основательном глубоком изучении и анализе сведений бухгалтерского учета, но аудиторы крайне редко принимают во внимание эти уточняющие моменты при оценке достоверности отчетности. Кроме того, в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» № 307 — ФЗ от 30.12.2008 года не указывается, что выводы аудитора о достоверности финансовой отчетности обязаны основываться исключительно на соблюдении правил бухгалтерского учета [1].Намного более логичное мнение о достоверности отчетности дает источник Налогового вестника: «вывод о достоверности финансовой отчетности должен базироваться на знании бизнеса, что дается только с использованием глубокого анализа всей хозяйственной деятельности и комплексной оценки эффективности деятельности . эти знания должны быть полнее представлены и при подготовке наших бухгалтеров и аудиторов, и особенно в системе повышения их квалификации». [3]

Читайте так же:  Имущественный вычет срок владения

Аудитору следует применять аналитические процедуры ближе к завершению или непосредственно на завершающей стадии аудита при формулировании общего вывода о том, соответствуют ли показатели первичного внутрихозяйственного учета и отчетности в целом мнению о деятельности аудируемого лица, которое сложилось у аудитора. Выводы, сделанные по результатам таких процедур, должны подтвердить выводы, сделанные во время проверки текущего учета и отчетности, а также помочь аудитору сделать общий вывод о том, что налоговая отчетность аудируемого лица подготовлена надлежащим образом и его деятельность не противоречит законодательству РФ. При этом использование аналитических процедур в аудите позволит дать оценку эффективности деятельности, а также определить вероятность банкротства. [5, с.173-174]

Самым простым способом поправить ситуацию с достоверностью отчетности предприятий является серьезное повышение качества аудита. Здесь должно быть расширенное использование хозяйственного аппарата регулирования аудита, в частности предусмотрение серьезной уголовной ответственности, вплоть до обращения в судебные органы, подача судебного иска в сторону аудиторской организации с претензией о некачественной деятельности работников.

При решении данной проблемы, для обеспечения качества новых инструментов в механизме управления аудитом могут появиться штрафные санкции за некачественно выполненный (выполняемый) аудит, страхование гражданской ответственности аудитора, открытые рейтинги аудиторских организаций, тендеры (предложения) на аудит и другие сопутствующие услуги, создание условий адекватной конкуренции на рынке аудиторских услуг.

Также следует намного серьезнее задействовать инструменты административного механизма в форме лишения лицензий (приостановление действия лицензий), получения соответствующих качественных аттестатов, ведение конкретной и подробной статистики, введение обязательного ежегодного аудита для обширного круга коммерческих предприятий, получение специального разрешения на подготовку аудиторов в том или ином учреждении или организации и, самое главное, обеспечение работы данных рычагов воздействия.

Одним из направлений повышения качества аудита заключается в качестве отечественной финансовой отчетности, важное значение для повышения которого утверждение 02.07.2010 года Приказа Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» № 66н. Данный документ содержит изменения, которые могут оказывать влияние на формирование аналитических показателей финансовой отчетности, а также воздействовать на результаты финансового анализа и на характер управленческих решений. Все новации, включенные в финансовую отчетность рассматриваются в целях: формирования аналитических показателей, в максимальной степени отражающих реальное финансовое положение организации; сближения с МСФО; необходимости координации между формами отчетности и приложениями к ним; необходимости координации между различными нормативными актами российского бухгалтерского законодательства; систематизации понятийного аппарата. [4, с.145]

Аудиторские стандарты должны формулировать и отображать единые основные требования и условия, устанавливающие нормы относительно качества и надежности аудита, обеспечивать достаточный уровень гарантии результатов деятельности аудиторов при соблюдении данных стандартов. Ведь эти стандарты являются основанием для предоставления качества ведения аудита в суде и установление меры ответственности аудитора. И каждый аудитор, который в своей деятельности позволяет себе отступать от определенных правил, должен предоставить действительную причину этих действий.

При решении вопросов содержательного наполнения понятия существенности в аудите как с качественной, так и с количественной стороны возникают проблемы. При оценке влияния выявленных искажений на достоверность финансовой отчетности и выбор формы аудиторского заключения (официального документа с юридическим статусом) и определяемый уровень существенности, критерии оценки достоверности должны быть достаточно веско обоснованы и аргументированы в правовом акте конкретно-регулятивного характера.

Итак, аудит, по нашему мнению, не должен ограничиваться только констатацией формального соответствия финансовой отчетности стандартам и правилам ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, а также анализировать данные факторов учета для наиболее точной и эффективной оценки бизнеса.

Будущее классического и независимого аудита должно проявляться в таких вещах, как повышение доверия социума к деятельности аудитора. Это также поможет предотвратить допущение положения государства в условиях экономических санкций до состояния кризиса. Помимо этого, очень важно, чтобы аудит как одна из форм финансового контроля в любой организации базировался на правдивой и достоверной информации данных для решения поставленных задач сохранности собственности и наиболее эффективного использования финансовых, материальных, качественных и трудовых ресурсов экономического объекта.

Литература:

1. Российская Федерация. Законы. Об аудиторской деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон № 307–ФЗ: принят ГД ФС РФ 30.12.2008 г. (в редакции изменений от 04.03.2014 № 23-ФЗ) // Консультант Плюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/auditor/

2. Акт Сарбейнса-Оксли (Sarbanes-Oxley Act) [Электронный ресурс]: русскоязычная версия http://www.complianceofficer.ru/SOX.php

3. Налоговый вестник: электронный журнал [Электронный ресурс] / http://www.nalvest.ru/Википедия https://ru.wikipedia.org

4. Насакина, Л.А. Влияние изменений в финансовой отчетности на формирование аналитических показателей [Текст] / Л.А. Насакина // Сборник научных статей VI международной научно-практической конференция «Наука — промышленности и сервису», Тольятти, 2011. № 6-1. — С. 145-150.

Видео (кликните для воспроизведения).

5. Насакина, Л.А. Аналитические процедуры в аудите эффективности индивидуальных предпринимателей [Текст] / Л.А. Насакина, Л.А. Парамонова // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2012. № 3. — С. 167-174.

Источники

Внутренний контроль достоверность финансовой отчетности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here