Возраст ответственности за налоговое правонарушение

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Что говорит НК

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение — так буквально называется раздел VI части первой НК РФ ( гл. 15 — 18 ). Первая из них регулирует общие положения об ответственности за соответствующие деяния. Налоговая ответственность НК РФ урегулирована в гл. 16 и 18, где описаны конкретные нарушения со следующими за их совершение штрафами.

Основания налоговой ответственности

По п. 3 ст. 108 НК , основание для привлечения лица за нарушение фискального законодательства — это фактическое доказывание вступившим в силу решением налоговиков совершения данного нарушения.

Таким образом можно выделить три основания:

  • нормативное — описание конкретного нарушения в законе (скажем, ст. 129.11 НК « , ч. 1 которой гласит, что непредоставление в установленный срок налогоплательщиком документации карается взысканием штрафа в 100 000 руб.;
  • фактическое — означает реальность совершенного нарушения;
  • процессуальное — соответствующий акт ФНС или суда, который вступил в силу.

Смягчение и отягчение

Ответственность за налоговые нарушения смягчается или отягчается благодаря наличию обстоятельств, перечисленных в ст. 112 НК . Смягчают ее:

  • стечение тяжких семейных или индивидуальных обстоятельств;
  • угрозы или принуждения, а также служебная, материальная или иная зависимость;
  • тяжелое материальное положение — для физического лица;
  • иные обстоятельства, которые признаются таковыми в конкретной ситуации.

Отягчает ответственность рецидив нарушения.

Статья 109 НК РФ. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения

Новая редакция Ст. 109 НК РФ

1. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события налогового правонарушения;

2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;

3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;

4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

2. Помимо обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если такое правонарушение было совершено при приобретении (формировании источников приобретения), использовании либо распоряжении имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, а также счетами (вкладами), информация о которых содержится в специальной декларации и (или) прилагаемых к ней документах и (или) сведениях, представленных в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В случае, указанном в настоящем пункте, основанием для непривлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения является представление копии такой специальной декларации и копий прилагаемых к ней документов и (или) сведений с отметкой налогового органа о приеме.

Другой комментарий к Ст. 109 Налогового кодекса Российской Федерации

В статье 109 Кодекса указаны обстоятельства, при наличии хотя бы одного из которых лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Соответственно, в случае, если при производстве по делу о налоговом правонарушении будет установлено хотя бы одно из указанных в комментируемой статье обстоятельств, по результатам рассмотрения материалов проверки согласно подп. 2 п. 2 ст. 101 Кодекса руководителем (заместителем руководителя) налогового органа выносится решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения (см. комментарий к ст. 101 Кодекса).

В отношении самих обстоятельств, исключающих привлечение лица к налоговой ответственности, следует отметить следующее.

Отсутствие события налогового правонарушения (подп. 1 ст. 109).

Отсутствие события налогового правонарушения означает, что деяния (действия или бездействие), за которые Кодексом установлена налоговая ответственность, в действительности места не имели. Соответственно, при отсутствии события налогового правонарушения лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения (подп. 2 ст. 109).

Вина является элементом состава налогового правонарушения, а именно субъективной стороной состава налогового правонарушения. Недопустимость объективного вменения, т.е. ответственности за невиновное деяние, является одним из основных принципов различных видов ответственности, в том числе и налоговой. Соответственно, отсутствие вины свидетельствует об отсутствии в деяниях лица состава налогового правонарушения.

Формы вины при совершении налогового правонарушения определены в ст. 110 Кодекса. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, указаны в ст. 111 Кодекса (см. комментарии к ст. 110 и 111 Кодекса).

Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста (подп. 3 ст. 109).

Как установлено п. 2 ст. 107 Кодекса, физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности только с шестнадцатилетнего возраста (см. комментарий к ст. 107 Кодекса).

В деяниях лица, не достигшего к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста, отсутствует состав налогового правонарушения, а именно такой элемент его, как субъект налогового правонарушения.

Истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (подп. 4 ст. 109).

Как установлено ст. 113 Кодекса, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности). В статье 113 Кодекса также определены правила исчисления сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (см. комментарий к ст. 113 Кодекса).

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение.

Обязанность своевременно и правильно уплачивать законно установленные налоги общеизвестна. Однако это лишь одна из множества обязанностей налогоплательщиков, за неисполнение или недобросовестное исполнение которых законом предусмотрена ответственность.

В настоящей статье читатель найдет краткий обзор налоговых правонарушений, а также изложение некоторых основных понятий, связанных с налоговой ответственностью.

Статья 106 Налогового кодекса РФ определяет налоговое правонарушение как «виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность».

Это означает, что законом установлено четыре главных признака, при соблюдении которых деяние может квалифицироваться как налоговое правонарушение.

  • Это, во-первых, противоправность действия или бездействия, т.е. несоблюдение правовой нормы, установленной законодательством о налогах и сборах. Какие бы то ни было действия, не связанные с нарушением законодательства, не могут квалифицироваться как правонарушения.
  • Второй признак — виновность правонарушителя, то есть наличие у него умысла либо же проявленная им неосторожность. Отсутствие вины исключает применение санкций.
  • Следующий обязательный признак правонарушения — наличие причинной связи между противоправным деянием и вредными последствиями.
  • Наконец, четвертое — это признак наказуемости деяния. Если за совершение конкретных противоправных деяний законодательством не предусмотрено взыскания, то наступление ответственности абсолютно исключается.
Читайте так же:  Меры по взысканию задолженности по налогам

В соответствии с Налоговым кодексом к налоговой ответственности могут быть привлечены как юридические, так и физические лица. Причем последние могут привлекаться к налоговой ответственности с 16 лет. Ответственность по Налоговому кодексу для физических лиц наступает в том случае, если их деяния не содержат признаков состава преступления (ответственность за которые предусмотрена уголовным законодательством.

Основания и порядок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения устанавливаются исключительно Налоговым кодексом.

Налоговый кодекс устанавливает недопустимость повторного привлечение одного и того же лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. Одновременно следует отметить, что в случае совершения одним лицом нескольких правонарушений, предусмотренных НК РФ, с этого лица взыскиваются в полном объеме санкции, установленные за совершение каждого из совершенных правонарушений без поглощения менее строгих санкций более строгими.

Привлечение лица к налоговой ответственности не освобождает его от обязанности по уплате (перечислению) соответствующих сумм налога и пени.

Следует сказать о принципе презумпции невиновности налогоплательщика (налогового агента). Согласно этому принципу он считается невиновным в совершении налогового правонарушения до тех пор, пока обратное не будет доказано в предусмотренном федеральным законом порядке и установлено вступившим в законную силу решением суда. При этом привлекаемое к ответственности лицо не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Эта обязанность возложена законом на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

За совершение налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 НК РФ, лицо не может быть привлечено к ответственности, если со следующего дня, после окончания того налогового периода, в котором было совершено правонарушение, истекли три года. За совершение всех остальных налоговых правонарушений лицо может быть привлечено к ответственности в течение трех лет со дня совершения соответствующего правонарушения. При этом санкции (штрафы) взыскиваются налоговыми органами исключительно через суд, обратиться в который с иском о взыскании санкций налоговый орган вправе не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

Таковы, очень коротко, положения законодательства, определяющие общие правила и порядок привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Теперь перейдем к обзору составов правонарушений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Законодательством установлена обязанность налогоплательщиков по постановке на учет в налоговых органах по месту своего нахождения (по месту жительства, если речь идет о физических лицах, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), по месту нахождения обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего налогоплательщику недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению (ст. 83 НК РФ).

Заявление о постановке на учет подается в налоговый орган по месту нахождения (по месту жительства) налогоплательщика в течение 10 дней после его государственной регистрации. 30-дневный срок установлен для подачи заявления о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения (срок начинает течь с момента создания такого подразделения) и по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества или транспортных средств (срок исчисляется с момента регистрации имущества).

Несоблюдение вышеуказанных сроков является налоговым правонарушением, за которое статьей 116 НК РФ предусмотрен штраф в размере 5000 рублей, а в случае нарушения срока подачи заявления более, чем на 90 дней, размер штрафа удваивается.

Факт осуществления деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе расценивается уже не просто как нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, а как уклонение от постановки на учет (ст. 117 НК РФ). За такое правонарушение с виновного взыщут 10 процентов всех доходов, которые были получены им за период осуществления деятельности без постановки на налоговый учет, причем независимо от размера этих доходов взыскиваемая сумма не может быть меньше 20000 рублей. Если деятельность без постановки на налоговый учет продолжается более трех месяцев, с правонарушителя взыщут не 10, а 20 процентов тех доходов, которые были получены им в период деятельности без постановки на учет более 90 дней.

В соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан в десятидневный срок письменно сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии (закрытии) счетов в банках. Несоблюдение этого правила в соответствии со ст. 118 НК РФ влечет для налогоплательщика-организации или индивидуального предпринимателя ответственность в размере 5000 рублей (ст. 118 НК РФ).

Срок уплаты налога является обязательным элементом налогообложения и устанавливается для всех налогов. Также по отношению ко всем налогам установлены сроки представления соответствующих налоговых деклараций. Нарушение этих сроков (ст. 119 НК РФ) наказывается взысканием пяти процентов от подлежащей уплате суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления декларации. Взыскиваемая санкция не может быть менее 100 рублей и более 30 процентов от подлежащей уплате в соответствии с декларацией суммы налога.

Если декларация не представлена в течение более 180 дней со дня окончания срока, установленного для ее представления, размер санкций существенно увеличивается. С налогоплательщика будет дополнительно взыскано не только 30 процентов от суммы декларированного налога, но и по 10 процентов от этой суммы за каждый (в том числе и неполный) месяц, начиная с 181 дня непредставления декларации.

Действующим законодательством установлены правила ведения организаций учета имущества, обязательств и хозяйственных операций. Грубым нарушением правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения считается отсутствие первичных документов, или счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, а также несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений (при условии, если такое нарушение допущено более одного раза в течение календарного года). Наказывается подобное правонарушение (ст. 120 НК РФ) штрафом в размере 5000 рублей, штрафом в размере 15000 рублей (при условии совершения указанного правонарушения в течение более одного налогового периода) либо штрафом в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей (если следствием грубого нарушения правил учета явилось занижение налоговой базы).

Читайте так же:  Ходатайство о уменьшении штрафа в налоговую образец

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога. В случае совершения указанных действий умышленно размер штрафа удваивается. Такие санкции установлены статьей 122 НК РФ.

Следует заметить, что совсем недавно Конституционным Судом РФ было вынесено Определение, фактически запретившее одновременное привлечение к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий по основаниям, предусмотренным п.п.1 и 3 ст. 120, а также п. 1 ст. 122 НК РФ. Сделано это в связи с недостаточной разграниченностью между собой составов установленных указанными нормами правонарушений. При этом не исключается возможность самостоятельного применения этих составов на основе оценки судом фактических обстоятельств конкретного дела.

Для налоговых агентов, неправомерно не перечисляющих (или перечисляющих не в полном объеме) суммы подлежащего удержанию и перечислению налога, статьей 123 Налогового кодекса установлена ответственность в виде штрафа в размере 20 процентов от подлежащей перечислению суммы.

В целях обеспечения налогового контроля должностные лица налоговых органов (а также — в пределах своей компетенции — органов внебюджетных фондов и таможенных органов) в соответствии со ст. 91 при соблюдении установленных законодательством условий пользуются правом беспрепятственного доступа на территорию или в помещение налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента). Воспрепятствование такому доступу, в случае проведения должностным лицом налоговой проверки, является согласно статье 124 НК РФ правонарушением и наказывается штрафом в размере 5000 рублей.

Еще одним правонарушением, направленным на воспрепятствование осуществления налогового контроля, является непредставление в налоговый орган сведений, необходимых для проведения налоговой проверки (статья 126 НК РФ). Данное правонарушение может быть совершено как субъектом налоговой проверки, так и любой другой организацией, располагающей сведениями о проверяемом. Штраф за каждый непредставленный документ составляет 50 рублей, а в случае отказа представить истребованные сведения или предоставления заведомо недостоверных данных — 5000 рублей (для физических лиц . 500 рублей). Несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые оно обязано в соответствии с НК РФ сообщить налоговому органу, является самостоятельным составом правонарушения и в соответствии со ст. 129-1 НК РФ наказывается штрафом в размере 1000 либо 5000 (при совершении правонарушения повторно в течение года) рублей.

Лицо, вызванное в качестве свидетеля по делу о налоговом правонарушении и не явившееся по вызову без уважительных причин либо уклоняющееся от явки, наказывается штрафом в размере 1000 рублей. В три раза больший штраф предусмотрен за ложные показания свидетеля или неправомерный отказ от дачи показаний. Наказуемым являются также ложное заключение эксперта или ложный перевод переводчиком (штрафа за такие правонарушения составляет 1000 рублей). При отказе от участии в проведении налоговой проверки лицо, привлеченное в качестве эксперта, специалиста или переводчика будет подвергнуто штрафу в 500 рублей. Составы указанных правонарушений определены в статьях 128 и 129 Налогового кодекса.

Наконец, вероятно, наименее распространенным является налоговое правонарушение, связанное с несоблюдением правил исполнительного производства по делам о налоговых правонарушениях и предусмотренное статьей 125 НК РФ. Растрата, сокрытие или отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест) имущества, на которое наложен арест, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Итак, мы привели полный перечень налоговых правонарушений, предусмотренных Налоговым кодексом. Тем не менее приведенный перечень не исчерпывает всех мер ответственности, которые могут быть применены к налогоплательщику за нарушение законодательства о налогах и сборах. При определенных обстоятельствах несоблюдение налогового законодательства может повлечь для правонарушителя и уголовную ответственность.

Алексей Александров, юрист пресс-службы компании «Гарант»

Алексей Александров, юрист пресс-службы компании «Гарант»

Статья 107 НК РФ. Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений

Новая редакция Ст. 107 НК РФ

1. Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса.

2. Физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с шестнадцатилетнего возраста.

Понятие, функции и признаки налоговой ответственности

Понятие налоговой ответственности звучит следующим образом: это использование компетентными органами в отношении налогоплательщиков и иных содействующих уплате обязательных платежей лиц, которые совершили фискальное правонарушение соответствующих санкций. НК использует термин «налоговая ответственность» и термин «ответственность за совершение налоговых правонарушений» в качестве равнозначных.

В данном случае выделяют две функции:

  • юридическую, с двумя аспектами — карательным и правовосстанавливающим;
  • социальную, которая выражается в общем и частном предупреждении фискальных нарушений, т. е. в побуждении лиц, участвующих в соответствующих отношениях придерживаться правил, предусмотренных надлежащими нормами.

Ее признаками являются следующие моменты:

  • государственное принуждение, как основа и конкретная форма реализации в виде санкций, определенных в финансово-правовых нормах;
  • наступление после совершения деяния, с признаками фискального правонарушения (противоправностью — нарушением актуальных норм налогового законодательства; реальностью — грозит только за фактические деяния, т. е. действия по несоблюдению запретов или бездействие по неисполнению обязанностей; вредностью — государство теряет доходы; виновностью — совершение умышленно или по неосторожности, наказуемостью — за их совершение назначают штраф);
  • применяется к организациям, физическим лицам и ИП;
  • правонарушителя ждут определенные материальные потери;
  • воплощается процессуально (в установленном порядке).

Освобождение от налоговой ответственности

По ст. 109 НК , нарушитель не привлекается к ответственности, когда есть минимум один из нижеперечисленных факторов:

  • отсутствует событие подобающего правонарушения;
  • лицо безвинно в его совершении;
  • нарушитель моложе 16 лет;
  • прошли сроки давности ( ст. 113 НК ).

Также к ней не привлекут нарушителя, который преступил закон в попытках приобрести, применить, распорядиться имуществом и(или) проверяемыми зарубежными предприятиями плюс счетами (вкладами), отмеченными в отдельной декларации и(или) ее приложениях и (либо) информации, которая представлена по ст. 3 ФЗ от 08.06.2015 № 140. Избежать санкций в этой ситуации поможет предоставление копии такой спецдекларации и ее приложений или данных с отметкой о приеме налоговиками.

Обстоятельствами, исключающими вину нарушителя за фискальное нарушение, по ст. 111 НК , являются:

  • стихийное бедствие, иные чрезвычайные (непреодолимые) условия, которые не нужно специально доказывать, поскольку их устанавливают через общеизвестные факты, публикации в СМИ, другим образом;
  • болезнь лица, которая не позволяет ему руководить своими действиями, подтверждается документами, относящимися к расчетному периоду, в котором состоялось нарушение;
  • исполнение нарушителем каких-либо письменных разъяснений от компетентного госоргана (указанные обстоятельства устанавливаются соответствующим документом этого органа, который касается расчетных периодов, когда произошло правонарушение, независимо от даты его издания). Тем, кто не сможет должным образом подтвердить обозначенные обстоятельства, не стоит ждать освобождения;
  • иные обстоятельства, исключающие вину, которые признаются судом или налоговиками при рассмотрении дела.
Читайте так же:  Принципы проведения финансового контроля

Виды ответственности за нарушение налогового законодательства

Нарушителей закона ждут следующие виды санкций:

  • налоговые — мерой налоговой ответственности является взыскание твердых или процентных (от конкретной суммы) штрафов (гл. 16, 18 НК). Другими словами, мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является соответствующая санкция, которая устанавливается и применяется как денежное взыскание, прописанное в статьях указанных глав. Размер штрафов варьируется от 200 руб. до полумиллиона, а процентных — от 0,2 до 100 %. Возможно также принудительное взыскание недоимок по обязательным платежам по ст. 46–48 НК: с организаций — бесспорно, с физлиц — через суд или проявляться как обеспечительные меры ( гл. 11 НК ) (имущественный залог, поручительство, пеня, приостановление операций по банковским счетам, арест имущества, банковская гарантия). О том, с какого возраста наступает налоговая ответственность, говорит п. 2 ст. 107 НК — это 16 лет. Срок давности, когда к ней можно привлечь, равен трем годам (с момента совершения нарушения). Иные нюансы, связанные с этим временным отрезком, прописаны в ст. 113 НК . Вопрос срока давности по взысканию штрафов регулирует ст. 115 НК ;
  • дисциплинарные ( ст. 192 ТК ) по приказу работодателя возможны, скажем, для бухгалтеров, которые не вовремя подали необходимую отчетность;
  • административная ответственность за нарушение налогового законодательства урегулирована гл. 15 КоАП ;
  • уголовные (ст. 198 – 199.2 УК РФ ).

Комментарий к Статье 107 НК РФ

Налоговые правонарушения в полной мере содержат признаки административных нарушений, что, в свою очередь, характеризует юридическую природу ответственности за налоговые правонарушения как административную ответственность.

Административно-правовые налоговые отношения, связанные с обращением взыскания на имущество налогоплательщика, имеют свои особенности. Важнейшие из них следующие:

1) обязанности и права сторон этих отношений связаны с исполнительной и распорядительной деятельностью государства по реализации своих имущественных (денежных) интересов;

2) в этих отношениях одной из сторон всегда выступает субъект административной власти (орган государственного управления, должностное лицо, наделенное государственно-властными полномочиями);

3) в случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством.

Существенные особенности административной имущественной ответственности по Налоговому кодексу заключаются в том, что:

1) государственный орган теряет право самостоятельного применения мер ответственности к правонарушителю (только через суд);

Видео (кликните для воспроизведения).

2) в качестве субъекта по сути административной ответственности выступает юридическое лицо.

Административная ответственность юридических лиц появилась в российском налоговом законодательстве с выходом в свет Закона РФ «О Государственной налоговой службе Российской Федерации».

Приступим к более подробному разговору о приведенной выше статье Налогового кодекса.

В соответствии с правилами п. 1 комментируемой статьи, субъектами налоговых правонарушений признаются:

а) организации. При этом речь идет:

— о российских организациях, включая коммерческие (АО, ООО, ОДО, ПК, ПТ, КТ, унитарные предприятия) и некоммерческие (например, учреждения, союзы, ассоциации, фонды, общественные объединения, потребительские кооперативы ит.д.). Российские организации, не обладающие статусом юридических лиц (например, ими могут быть профсоюзы, ст. 8 Закона о профсоюзах), не признаются субъектами налоговых правонарушений (в отличие от аналогичных иностранных организаций);

— об иностранных организациях, т.е. об иностранных юридических лицах, а также о компаниях, других корпоративных образованиях, обладающих гражданской правоспособностью и созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международных организациях, филиалах и представительствах иностранных организаций, созданных на территории РФ (ст. ст. 11, 123, 126 НК РФ);

б) физические лица. При этом речь идет о:

— лицах без гражданства;

— индивидуальных предпринимателях и приравненных к ним для целей налогообложения лицах (ст. ст. 11, 83, 85 НК РФ).

Толкование правил п. 1 ст. 107 НК РФ и правил п. 4 ст. 108 НК РФ, п. 4 ст. 110 НК РФ позволяет сделать ряд важных выводов:

— ответственность за совершение налогового правонарушения могут одновременно нести как сама организация, так и лица, осуществляющие в ней управленческие функции;

— привлечение организации к ответственности за налоговое правонарушение не освобождает ее руководителя (иных лиц, осуществляющих управленческие функции в организации) — при наличии соответствующих оснований — от административной, уголовной, материальной, дисциплинарной и иной ответственности, предусмотренной законами РФ (на это указано и в Постановлении Верховного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2);

— вина организации в совершении налогового правонарушения определяется виной ее руководителя (иных лиц, осуществляющих управленческие функции в ней).

Анализ правил п. 2 комментируемой статьи позволяет сделать ряд важных выводов:

а) не всякое физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, а лишь то, которому исполнилось 16 лет к моменту совершения такого правонарушения.

Толкование норм ст. ст. 51, 106, 107, 111 НК РФ показывает, что физическое лицо, которое в момент совершения деяния находилось в состоянии, при котором оно не могло отдавать себе отчета в своих действиях (или руководить ими вследствие болезненного состояния), не подлежит ответственности;

б) физическое лицо (как и организация) может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения только в случаях, предусмотренных в Налоговом кодексе (ст. ст. 116 — 129.1 НК РФ).

Комментарий к Статье 109 НК РФ

Правила комментируемой статьи позволяют сделать ряд важных выводов:

а) налоговое правонарушение — это виновно совершенное противоправное деяние, ответственность за которое установлена настоящим Кодексом. Поэтому правила ст. 109 НК РФ нельзя распространять на иные правонарушения;

б) лицо — это организации и (или) физические лица (ст. ст. 11, 19, 24, 106, 107 НК РФ);

в) ответственность за совершение налогового преступления — это налоговые санкции, устанавливаемые и применяемые в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах и в соответствии с нормами гл. 16 НК РФ (ст. ст. 114, 116 — 129 НК РФ);

г) наличие хотя бы одного из упомянутых в комментируемой статье обстоятельств исключает саму возможность привлечения к ответственности за налоговое правонарушение. С другой стороны, наличие обстоятельств, указанных в ст. 109 НК РФ, не всегда освобождает от других видов ответственности (например, административной или уголовной).

Нельзя привлекать лицо к ответственности за налоговое правонарушение, если:

а) отсутствует само событие налогового правонарушения. Другими словами, не было допущено ни одно из нарушений, за которые в соответствии со ст. ст. 116 — 129.1 НК РФ предусмотрена ответственность. Нельзя это путать с отсутствием состава правонарушения (в последнем случае правонарушение может иметь место, но ответственность за его совершение не наступает ввиду отсутствия объекта, субъекта, объективной или субъективной стороны правонарушения, например, если физическое лицо погибает к моменту привлечения к ответственности за налоговое правонарушение, если лицо совершило правонарушение, выполняя указание и разъяснения, данные налоговым органом, и т.п.);

Читайте так же:  Пришел налог на землю пенсионеру

б) отсутствует вина в совершении налогового правонарушения (ст. 110 НК РФ);

в) деяние, содержащее признаки налогового правонарушения, совершено физическим лицом, не достигшим к моменту его совершения шестнадцатилетнего возраста. Нужно обратить внимание на то, что:

— правила п. 3 ст. 109 НК РФ имеют сходство с правилами п. 2 ст. 107 НК РФ (о том, что физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста, ст. 107 НК РФ);

— не случайно законодатель употребил в п. 3 ст. 109 НК РФ словосочетание «деяние, содержащее признаки налогового правонарушения». Этим он подчеркнул, что налогового правонарушения в данном случае нет, ибо отсутствует один из его важнейших элементов — субъект;

г) истекли сроки давности привлечения к ответственности. При этом следует учитывать, что:

— лицо не может быть привлечено к ответственности за налоговое правонарушение, если со дня его совершения или со следующего дня после окончания налогового периода прошло три года;

— течение срока давности прерывается, если до его истечения лицо совершит новое налоговое правонарушение или иное нарушение законодательства о налогах (ст. 113 НК РФ);

— срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения и срок давности взыскания налоговых санкций (этот срок установлен правилами ст. 115 НК РФ) — не одно и то же. Дело в том, что срок давности, упомянутый в п. 4 ст. 109 НК РФ, исключает самопривлечение лица к налоговой ответственности, в то время как срок давности, упомянутый в ст. 115 НК РФ, исключает взыскание примененной налоговой санкции (хотя лицо уже было в установленном порядке привлечено к ответственности).

О том, как решается вопрос о наличии или отсутствии вины организации при совершении налогового правонарушения, см. п. 4 ст. 110 НК РФ.

О том, что привлечение лица к ответственности за налоговое правонарушение не освобождает его от обязанности уплатить налог, см. п. 5 ст. 108 НК РФ.

Порядок привлечения к налоговой ответственности

Обозначенный режим состоит из четырех этапов:

  1. Выявление должностными лицами контролирующих органов (в пределах их компетенции, через соответствующие ревизии, получения объяснений налогоплательщиков, фискальных агентов и плательщиков сбора, страховых взносов, проверки учетных данных и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, а также в других формах, предусмотренных НК) фактов нарушения налогового законодательства.
  2. Рассмотрение материалов дела и вынесение решения. Обнаружение соответствующих нарушений благодаря проверкам (камеральной или выездной) означает, что указанный порядок будет регулировать ст. 101 НК. Она же используется, когда речь идет о нарушениях ст. 120 , 122 и 123 НК . Выявление соответствующих деяний иными мерами фискального контроля (вызовом налогоплательщика письменным уведомлением для дачи пояснений по уплате обязательных платежей, осмотром, инвентаризацией его имущества, вне фискальных проверок) указывает на регулирование рассматриваемого порядка уже по ст. 101.4 НК .
  3. Обжалование решений органов ФНС. Использовать при этом нужно отдельные положения гл. 19 , 20 НК , а именно ст. 137 , частично 138 , о праве и режиме обжалования — ст. 139 —– порядок и срок подачи жалобы, 139.2 — ее форма и содержание, 139.3 — случаи оставления без рассмотрения, 140 — рассмотрение жалобы.
  4. Исполнение решений налоговиков ( ст. 101.3 НК ).

Другой комментарий к Ст. 107 Налогового кодекса Российской Федерации

1. В пункте 1 ст. 107 Кодекса указаны лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений, т.е. субъекты налоговых правонарушений: организации и физические лица в случаях, предусмотренных гл. 16 Кодекса.

Определения понятий организаций и физических лиц для целей Кодекса даны в п. 2 ст. 11 Кодекса (см. комментарий к ст. 11 Кодекса).

В статье 117 Кодекса в качестве субъекта налогового правонарушения прямо указан индивидуальный предприниматель, определение понятия которого для целей Кодекса также дано в п. 2 ст. 11 Кодекса (см. комментарий к ст. 11 Кодекса).

В ряде статей гл. 16 Кодекса указаны или подразумеваются в качестве субъектов налоговых правонарушений налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты. Лица, признаваемые налогоплательщиками и плательщиками сборов, определены в ст. 19 Кодекса, а лица, признаваемые налоговыми агентами, — в п. 1 ст. 24 Кодекса (см. комментарии к ст. 19 и 24 Кодекса).

В статье 128 Кодекса установлена налоговая ответственность свидетеля, в ст. 129 Кодекса — налоговая ответственность эксперта, переводчика и специалиста как лиц, привлекаемых для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля (см. комментарии к ст. 128 и 129 Кодекса).

Статья 129.1 Кодекса предусматривает налоговую ответственность органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков (см. комментарий к ст. 129.1 Кодекса).

В связи с введением в действие КоАП Пленум ВАС России в п. 2 Постановления от 27 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснил, что при решении вопроса о соотношении положений КоАП и Кодекса судам необходимо иметь в виду следующее:

статья 2 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» признала утратившими силу лишь п. 4 ст. 91, ст. 124 и п. 3 ст. 126 Кодекса (см. комментарии к ст. 91, 124 и 126 Кодекса);

ответственность за административные правонарушения в области налогов установлена ст. 15.3 — 15.9 и 15.11 КоАП. Субъектами ответственности согласно данным статьям являются должностные лица организаций;

поскольку в силу гл. 15, 16 и 18 Кодекса в соответствующих случаях субъектами ответственности являются сами организации, а не их должностные лица, привлечение последних к административной ответственности не исключает привлечения организаций к ответственности, установленной Кодексом.

2. Пункт 2 ст. 107 Кодекса устанавливает возраст, по достижении которого наступает налоговая ответственность физического лица: с шестнадцатилетнего возраста. Аналогично ч. 1 ст. 2.3 КоАП установлен возраст, по достижении которого наступает административная ответственность физического лица.

Однако положение ч. 1 ст. 2.3 КоАП сформулировано более определенно, чем правило п. 2 ст. 107 Кодекса: согласно ч. 1 ст. 2.3 КоАП административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. Представляется очевидным, что п. 2 ст. 107 Кодекса подлежит применению в том же значении, что и ч. 1 ст. 2.3 КоАП. Это следует и непосредственно из положения подп. 3 ст. 109 Кодекса, согласно которому в случае совершения деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста, это лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения (см. комментарий к ст. 109 Кодекса).

Читайте так же:  Возврат налога за обучение ребенка в институте

Налоговое правонарушение и налоговая ответственность

Статьей 106 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ, Кодекс) определено, что налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.

Вина, противоправность деяния и наличие санкции за данное деяние являются обязательными признаками налогового правонарушения, которые образуют его состав.

В соответствии с пунктом 1 статьи 114 НК РФ мерой ответственности за совершение правонарушения является налоговая санкция, которая должна быть направлена, в том числе, на предотвращение повторного совершения плательщиком налогового правонарушения. Субъектом ответственности может стать организация либо физическое лицо не младше 16 лет (ст.107 НК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 114 Кодекса налоговые санкции устанавливаются и применяются только в виде денежного штрафа, т.е. налоговая ответственность имеет имущественный характер. Однако необходимо оговориться, что оплата плательщиком налоговых санкций не освобождает его от уплаты соответствующих сумм налогов.

Привлечение плательщиков к налоговой ответственности не носит тотальный характер. Так, статья 109 НК РФ содержит перечень обстоятельств, наличие хотя бы одного из которых исключает возможность привлечение лица к ответственности:

1. отсутствие события налогового правонарушения;

2. отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;

3. совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;

4. истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Рассмотрим каждый пункт более подробно.

Событие налогового правонарушения – это юридический факт, который выражается в неправомерном поведении плательщика, в нарушении норм законодательства о налогах и сборах.

Наличие события правонарушения обязан доказать налоговый орган. Если оно не доказано, нет оснований для привлечения лица к ответственности.

Согласно пункту 8 статьи 101 НК РФ в решении инспекции о привлечении лица к налоговой ответственности должны быть изложены обстоятельства совершенного правонарушения и приведены ссылки на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. Неисполнение налоговым органом данного требования означает недоказанность наличия события налогового правонарушения в действиях плательщика. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в его пользу.

Важнейшая роль в законодательстве отведена такому фактору как вина налогоплательщика.

Итак, вина плательщика является необходимым условием для привлечения его к налоговой ответственности. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, приведены в статье 111 НК РФ. Однако данный перечень является открытым в силу того, что с 01.01.2007 года суды и налоговые органы, рассматривающие дела о налоговых правонарушениях, получили право признавать в качестве обстоятельств, исключающих вину лица в совершении правонарушения, иные обстоятельства, помимо тех, что указаны в статье 111 Кодекса.

Статьей 110 НК РФ определено, что виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. И если в отношении физических лиц вопросов не возникает, то по юридическим лицам необходимо уточнить, что вина организации определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение правонарушения.

В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2002 №202-О отсутствие вины при нарушении обязательств в публично-правовой сфере является одним из обстоятельств, исключающих применение санкций, поскольку свидетельствует об отсутствии самого состава правонарушения.

Еще одним фактором, определяющим возможность привлечения к ответственности, является срок давности.

Так, согласно пункту 1 статьи 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности, истекли три года.

Исчисление срока давности определено налоговым законодательством и применяется относительно конкретного налогового правонарушения.

Помимо исключения ответственности за совершение правонарушения налоговым законодательством предусмотрена также возможность смягчения санкций, если состав правонарушения носит явный характер.

Статья 112 НК РФ предусматривает перечень обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, — это совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости. Данный перечень, как и в случае со статьей 111 НК РФ, является открытым.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 112 Кодекса суды и налоговые органы имеют право признавать смягчающими неограниченный круг обстоятельств.

Наличие хотя бы одного обстоятельства, смягчающего ответственность, позволяет суду снизить размер налоговой санкции не менее чем в два раза. Учитывая, что пунктом 3 статьи 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд и налоговый орган по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.

Однако, не стоит забывать о том, что ответственность за налоговое правонарушение может быть не только смягчена, но и увеличена.

В силу статьи 112 НК РФ обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

Плательщик считается привлеченным к налоговой ответственности в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции. Совершение в этот промежуток времени аналогичного правонарушения будет являться отягчающим ответственность обстоятельством и основанием для увеличения штрафа на 100 процентов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Помимо прочего, налогоплательщик должен знать, что согласно пункту 2 статьи 108 НК РФ, никто не может быть дважды привлечен к ответственности за совершение одного и того же правонарушения.

Источники

Возраст ответственности за налоговое правонарушение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here