Возврат ошибочно перечисленных налогов

ПЛАТЕЖ В ИФНС: КАК ИСПРАВИТЬ ОШИБКУ

Григоренко Екатерина Сергеевна — советник государственной гражданской службы РФ 2 класса.

Ошибка в платежке на уплату налога — это не так страшно, как кажется на первый взгляд. Последствия многих ошибок можно устранить, просто подав заявление об уточнении платежа. И со следующего года фатальных ошибок станет еще меньше!

— Екатерина Сергеевна, многие ошибки в оформлении платежек на уплату налогов, взносов можно исправить, подав заявление об уточнении платежа. Срок принятия решения ИФНС по такому заявлению не установлен. Как быстро ИФНС должна принять решение? Требуется ли сверка расчетов?

— Действительно, НК РФ не установлен отдельный срок для принятия налоговым органом решения по заявлению об уточнении платежа. Как разъяснил Минфин, в этом случае применяется срок для рассмотрения заявлений налогоплательщиков о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы налога .

Таким образом, решение по заявлению об уточнении платежа должно быть принято налоговым органом в течение 10 рабочих дней:

— или со дня получения заявления налогоплательщика;

— или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных налогов, если такая сверка проводилась.

Полагаю, что проведение ИФНС и налогоплательщиком совместной сверки расчетов и подписание акта отвечает интересам обеих сторон. Ведь лучше сразу исключить все обстоятельства, которые могут помешать уточнению платежа. В таком случае срок увеличится, но не критично — не более чем на 10 (15) рабочих дней, необходимых для проведения сверки.

— В платежке на перечисление аванса по УСН предприниматель по ошибке указал КБК по страховым взносам в ПФР (уплачиваемым в ИФНС). Зачет между взносами и налогом проводить нельзя . А можно ли уточнить этот платеж?

— Налог считается уплаченным с момента представления в банк платежного поручения, в котором правильно указаны номер счета Федерального казначейства и реквизиты банка получателя . Конечно, при условии что на счете в банке достаточно средств. Ошибка в иных реквизитах платежного поручения, в том числе в КБК, не приводит к неуплате налога. Для исправления такого рода ошибок достаточно подать в ИФНС заявление с просьбой уточнить тип, принадлежность платежа и приложить к заявлению платежку .

Таким образом, если в платежном поручении на перечисление аванса по УСН предприниматель по ошибке указал КБК по страховым взносам в ПФР, то такой платеж можно уточнить.

Правда, нужно учитывать одну особенность. Если сведения об уплаченной сумме уже были учтены ПФР на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, уточнить реквизиты платежного поручения не получится . Это касается сумм, по ошибке зачисленных на КБК 18210202010061010160 и КБК 18210202140061110160 .

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

— Екатерина Сергеевна, читатели пишут, что после смены ИФНС у них возникают сложности с уточнением платежей, которые был перечислены еще в старую ИФНС. Инспекторы предупреждают об отсутствии технической возможности для уточнения платежей, которые новая ИФНС получила «как сальдо расчетов с бюджетом». Действительно ли смена ИФНС может являться препятствием для уточнения платежа?

— В течение 3 рабочих дней со дня снятия организации с учета в прежней ИФНС учетное дело организации пересылается в ИФНС по новому месту нахождения . Передается в новую инспекцию и карточка РСБ. В ней выводится сальдо расчетов плательщика с бюджетом по состоянию на дату снятия с учета .

Так что смена налогового органа не должна никаким образом влиять на возможность уточнения платежа, произведенного ранее в прежнюю налоговую инспекцию.

— Еще один вопрос, связанный со сменой ИФНС. Организация в 2018 г. по ошибке перечислила НДФЛ по реквизитам прежней инспекции. Можно ли уточнить такой платеж?

— Это возможно только в случае, когда прежняя и новая инспекции находятся в одном субъекте РФ.

Если же организация по ошибке направила НДФЛ по реквизитам прежней инспекции, расположенной в другом регионе, налог не будет считаться уплаченным. Ведь получается, что в платежном поручении организация неправильно указала номер счета Федерального казначейства . А если в бюджет на соответствующий счет казначейства платеж не поступил, то уточнить (перебросить) его нельзя.

— А возможно будет зачесть переплату по НДФЛ, возникшую по старому ОКТМО в другом регионе, в счет недоимки, которая числится по новому ОКТМО?

— Полагаю, что решить вопрос зачетом не получится. Налог, перечисленный по реквизитам прежней ИФНС в другом регионе, — не излишне уплаченный налог, это ошибочный платеж не на тот счет Федерального казначейства. При этом нормы ст. 78 НК РФ предполагают, что зачет возможен только в отношении излишне уплаченного налога, а не ошибочно перечисленных платежей. То есть зачет суммы НДФЛ, уплаченной по старому ОКТМО по реквизитам прежней ИФНС из другого региона, в счет недоимки, которая числится по новому ОКТМО, не предусмотрен.

Необходимо заново уплатить НДФЛ в нужном размере по правильным реквизитам. Чтобы минимизировать размер пеней, желательно сделать это как можно скорее. А сам ошибочный платеж можно будет вернуть, подав заявление в ИФНС.

— Екатерина Сергеевна, давайте разберемся с еще одной схожей ситуацией. Предприниматель перечислил авансовый платеж по УСН за I квартал 2018 г. на счет казначейства другого региона (Москвы вместо Московской области). Обнаружив ошибку, предприниматель не смог уточнить платеж и заплатил аванс еще раз по верным реквизитам ИФНС в Московской области. Читатель говорит, что в возврате денег ИФНС ему отказала, ссылаясь на то, что это был аванс. Разве нельзя вернуть излишне уплаченный авансовый платеж ранее окончания налогового периода?

— Установленные НК РФ правила возврата налога применяются и в отношении сумм излишне уплаченных авансовых платежей .

Поэтому тот факт, что налоговый период еще не окончен, не может быть основанием для отказа в возврате авансового платежа.

Но платеж, перечисленный по реквизитам ИФНС другого региона, я бы трактовала не как авансовый, а как ошибочный. Соответственно, момент окончания налогового периода вообще не должен иметь значения. Вернуть ошибочный платеж можно в любое время, в том числе и ранее окончания налогового периода.

Читайте так же:  График проверок налоговой инспекции

— Вы правы, по словам читателя, в акте сверки расчетов с ИФНС уплаченная по ошибочным реквизитам сумма аванса по УСН числится именно как невыясненный платеж. Получается, причина отказа в возврате денег в том, что предприниматель, по сути, хотел вернуть то, чего нет, — излишне уплаченный аванс?

— Возможно. Для возврата невыясненных платежей не может быть подано заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога . С этой целью необходимо подать в налоговый орган заявление в произвольной форме, где будут пояснены обстоятельства произошедшего, с приложением ошибочного платежного поручения.

— А начиная с 2019 г. в ситуации, когда налог по ошибке был перечислен по реквизитам ИФНС другого региона, платеж можно будет уточнить?

— В ст. 45 НК РФ были внесены существенные изменения, которые начнут действовать с 2019 г. Так, благодаря поправкам будет расширен перечень реквизитов платежного поручения, которые можно уточнять. Если ошибка в платежном поручении не повлекла неперечисления денег в бюджет, с нового года налогоплательщик будет вправе уточнить:

— тип и принадлежность платежа;

— счет Федерального казначейства (это новшество 2019 г.).

Таким образом, с 2019 г. в случае ошибочного перечисления налога, взносов, сбора, пеней, а также штрафов по реквизитам ИФНС другого региона платеж можно будет уточнить, подав заявление в ИФНС.

— Если организация уплатила НДФЛ по реквизитам прежней ИФНС из другого региона, то получается, что она указала в платежке неправильно не только номер счета казначейства, но и наименование банка. Однако вносимые поправки не предусматривают возможности уточнения наименования банка. Это не помешает уточнению счета казначейства?

— Полагаю, что нет.

Для уплаты налогов в платежном поручении заполняют несколько реквизитов, определяющих получателя. Помимо номера счета казначейства (поле 17), указывают, в частности, наименование банка (поле 13), а также название УФК по региону и в скобках сокращенное название налоговой инспекции (поле 16). При подаче заявления на уточнение номера счета казначейства сложностей с изменением такого реквизита, как «банк получателя», возникнуть не должно. Указание в заявлении правильных ОКТМО и счета казначейства позволит определить и наименование банка получателя, где открыт счет налоговому органу. Отдельно уточнять этот реквизит по заявлению не обязательно.

Вместе с тем, конечно, необходимо понять, как нововведения начнут применяться на практике. Ведь заранее невозможно определить, какие сложности могут возникнуть, будут ли происходить отказы со стороны ИФНС в уточнении платежей, какие разъяснения в адрес налоговых органов будут выпущены и так далее.

Хочу напомнить, что реквизиты можно узнать в ИФНС либо проверить с помощью интернет-сервисов. На сайте ФНС есть специальный общедоступный информационный ресурс. Там представлены все необходимые данные — код ИФНС, наименование, а также такие платежные реквизиты конкретного налогового органа, как получатель платежа (с указанием УФК и в скобках — конкретной инспекции), ИНН и КПП получателя, банк получателя, его БИК, корреспондентский счет и непосредственно номер счета.

Уточнить реквизиты налоговой инспекции, необходимые для заполнения платежного поручения, можно на сайте ФНС: www.nalog.ru -> Сервисы -> Обратная связь/Помощь -> Адреса и платежные реквизиты вашей инспекции.

— Сейчас основное условие для уточнения платежа — поступление налога не просто в бюджет, а именно на правильный счет казначейства.

Выполнение этого условия говорит также об исполнении обязанности по уплате налога. И напротив, налог не считается уплаченным, если в результате неправильного указания номера счета казначейства и наименования банка получателя деньги не поступили в бюджет на соответствующий счет .

Предусмотрев возможность уточнения счета казначейства, законодатели не изменили нормы, определяющие, когда обязанность по уплате налога признается исполненной. Выходит, что в следующем году налогоплательщик сможет уточнить платеж (исправив номер счета казначейства), хотя его обязанность по уплате налога исполнена не была? И пеней не будет?

— На мой взгляд, ваше утверждение неверно.

С 2019 г. основным условием для уточнения платежа станет факт поступления платежа в бюджетную систему. Номер же счета казначейства, как я уже говорила, при необходимости можно будет уточнить.

Если платеж не поступил в бюджет из-за ошибки в счете Федерального казначейства или наименовании банка получателя, то налог по-прежнему не будет считаться уплаченным в бюджет . Уточнить его будет нельзя и в 2019 г. (только возврат).

Другое дело, если ошибка в оформлении платежного поручения не повлекла неперечисления денег в бюджетную систему. То есть деньги поступили в бюджет, но не на тот счет. В такой ситуации с 2019 г. налогоплательщик сможет уточнить номер счета казначейства. Полагаю, что поскольку счет будет уточнен, то, следовательно, обязанность по уплате налога будет считаться исполненной. Причем исполненной на момент представления в банк первоначального платежного поручения (при наличии достаточного остатка на счете) . Ведь ИФНС уточнит платеж по заявлению налогоплательщика на день фактической уплаты налога в бюджет .

Новая редакция п. 7 ст. 45 НК РФ, как и действующая, предусматривает необходимость сторнирования пеней. С 2019 г. ИФНС при уточнении платежа, в том числе и в связи с ошибкой в номере счета казначейства, обязана будет пересчитать пени, начисленные на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему до дня принятия ИФНС решения об уточнении платежа.

Внимание! С 2019 г. появятся дополнительные условия уточнения платежа. Ошибку в платежке можно будет исправлять, если :

— с даты перечисления денег прошло не более 3 лет;

— уточнение платежа не приведет к недоимке.

— Екатерина Сергеевна, какого же рода ошибки по-прежнему будут помехой для уточнения платежа? Указание счета, не относящегося ни к одной ИФНС?

— Любые ошибки в платежном поручении, которые приведут к непоступлению налога (взноса, сбора, пеней, штрафа) в бюджет. Такие суммы можно будет только вернуть как ошибочно уплаченные. В приведенном вами примере (указание счета, не относящегося ни к одной из ИФНС) деньги, если банк проведет такой платеж, в бюджет не поступят, а значит, уточнить этот платеж нельзя будет и в следующем году.

Читайте так же:  Когда можно перейти на упрощенную систему налогообложения

— И последний вопрос. Можно ли будет в 2019 г. подать заявление об уточнении счета казначейства, если налог (взнос, сбор) был ошибочно перечислен не на тот счет еще в 2018 г.?

— Возможность исправления ошибки в счете Федерального казначейства предусматривает новая редакция п. 7 ст. 45 НК РФ. Поправки вступят в силу с 1 января 2019 г. Полагаю, что это нововведение будет касаться только сумм налога, уплаченных начиная с 2019 г. То есть, несмотря на поправки, в 2019 г. нельзя будет подать заявление об уточнении счета Федерального казначейства, если налог (взнос, сбор) был ошибочно перечислен не на тот счет еще в 2018 г. или в более раннем периоде.

Письмо Минфина от 31.07.2008 N 03-02-07/1-324; пп. 4, 8 ст. 78 НК РФ.

п. 7 ст. 45 НК РФ; Письма Минфина от 19.01.2017 N 03-02-07/1/2145; ФНС от 10.10.2016 N СА-4-7/[email protected]

Письмо ФНС от 15.06.2017 N ЗН-4-22/11334.

п. 3.6.1 Порядка, утв. Приказом МНС от 03.03.2004 N БГ-3-09/178.

п. 3 разд. XI Единых требований, утв. Приказом ФНС от 18.01.2012 N ЯК-7-1/[email protected]

приложение N 8 к Приказу ФНС от 14.02.2017 N ММВ-7-8/[email protected]

Закон от 29.07.2018 N 232-ФЗ.

п. 7 ст. 45 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2019).

ст. 2 Закона от 29.07.2018 N 232-ФЗ.

Беседовала Е.О. Калинченко, Эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Налоговые платежи, ошибочно перечисленные на счет органа Федерального казначейства, можно вернуть

Если налогоплательщик неправильно указал в платежке номер счета Федерального казначейства и наименование банка получателя, обязанность по уплате налога считается неисполненной. То же самое и в случае, когда налоговые платежи граждан перечислены банками на несоответствующий счет органа Федерального казначейства.

Видео (кликните для воспроизведения).

Денежные средства, ошибочно перечисленные на счет органа Федерального казначейства, могут быть возвращены налогоплательщику. Для этого он должен представить в инспекцию по месту учета соответствующее заявление. К нему нужно приложить копию платежки.

Письмо

Федеральной налоговой службы

от 31 марта 2015 г. № ЗН-4-1/[email protected] “О перечислении денежных средств на несоответствующий счет УФК”

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 4 статьи 45 Кодекса в случае неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, обязанность по уплате налога не признается исполненной.

Также при перечислении банками денежных средств, принятых у налогоплательщиков — физических лиц в уплату налоговых платежей, на несоответствующий счет органа Федерального казначейства, обязанность по уплате налога не признается исполненной.

Денежные средства, ошибочно перечисленные на счет органа Федерального казначейства и предназначенные для уплаты на соответствующий счет другого органа Федерального казначейства, могут быть возвращены налогоплательщику в порядке, определенном письмом Минфина России от 02.11.2011 № 02-06-10/4819.

Для возврата денежных средств налогоплательщику необходимо предоставить в налоговый орган по месту своего учета заявление на возврат ошибочно перечисленных денежных средств и приложить к нему копию платежного документа, подтверждающего уплату налога.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации 2 класса Н.С. Завилова

Возврат ошибочно перечисленного налога

На практике нередко возникают ситуации, когда при перечислении налога в бюджет налогоплательщик с ошибками оформляет платежное поручение, например, неправильно указывает ИНН, КПП, ОГРН, КБК, или другие реквизиты. В результате у налогоплательщика возникает необходимость вернуть налог, перечисленный по ошибочным реквизитам.

С 1 января 2007 г. вступил в силу пункт 7 ст. 45 НК РФ (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ). Данный пункт устанавливает дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Он предоставляет налогоплательщикам право исправить ошибки в оформлении платежного поручения на перечисление налога.

Напомним, что платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение составляется на бланке формы 0401060. Это следует из пункта 3.1.,3.4. Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации № 2-П от 03.10.2002 г. Поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Итак, согласно пункту 7 статьи 45 НК РФ исправлению подлежат ошибки, не повлекшие неперечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. В силу пункта 7 статьи 45 НК РФ, исправлению подлежат ошибки, допущенные в следующих полях платежного поручения: основание, тип, принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика.

В связи с этим, определенное время существовала неясность в вопросе о возможности исправить ошибки в указании кодов ОКАТО, КБК, ИНН плательщика и получателя. Приложение к Приказу от 2 апреля 2007 г. № ММ-3-10/[email protected] устраняет данную неясность. В данном приложении содержится подробный перечень уточнения платежа. Всего в Приложении указано четырнадцать причин уточнения. Среди причин уточнения назван код 01 — отсутствует или указан несуществующий (неверный) КБК; Код 14 — несоответствие КБК типу платежа, указанному в поле 110 расчетного документа. Код 03 — отсутствует или указан несуществующий (неверный) код ОКАТО; код 05 — не указан или неверно указан ИНН плательщика; 06 — несоответствие ИНН наименованию плательщика; 08 — отсутствует или указан несуществующий (неверный) ИНН получателя.

Таким образом, налогоплательщик имеет право исправлять ошибки, допущенные в таких реквизитах как КБК, ОКАТО, ИНН. Правильность такого подхода подтверждается и правоприменительной практикой арбитражных судов.

Согласно пункту 3 статьи 5 НК РФ пункт 7 статьи 45 НК РФ как акт законодательства о налогах и сборах, устанавливающий дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеет обратную силу.

Исправление ошибки в платежном поручении непосредственно связано с исполнением обязанности налогоплательщика по уплате налога. По общему правилу обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком — физическим лицом со дня внесения им в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. (подп. 3 пункта 3 статьи 45 НК РФ). В связи с этим, важным обстоятельством является тот факт, что при наличии ошибок в платежном поручении, перечисленных в пункте 7 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной. Применительно к платежному поручению, обязанность по уплате налога считается неисполненной только в случае неправильного указания в нем номера счета Федерального казначейства, и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства (пункт 4 статьи 45 НК РФ).

Читайте так же:  Расчет пени за неуплату налога

Для исправления ошибки налогоплательщик должен подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке. К заявлению о допущенной ошибке прилагаются документы, подтверждающие уплату налогоплательщиком налога и его перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. В заявлении излагается просьба уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

В НК РФ четко не определена процедура подачи заявления о допущенной ошибке, срок его рассмотрения налоговым органом и принятия решения по данному заявлению.

Поскольку срок для подачи заявления о допущенной ошибке в пункте 7 статьи 45 не установлен, Минфин РФ в Письме от 26 ноября 2008 г. № 03-02-07/1-478 рассмотрел вопрос о возможности применения положений статьи 78 НК РФ. Минфином РФ был рассмотрен вопрос возврата налога, уплаченного в 2002 г., в связи с ошибочным указанием КБК. По результатам рассмотрения вопроса финансовое ведомство указало на то, что при соблюдении условий, предусмотренных п. 7 ст. 45 НК РФ, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа и осуществляет пересчет пеней. В случае же пропуска установленного ст. 78 НК РФ срока подачи заявления о зачете излишне уплаченной суммы налога налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о зачете, возврате указанной суммы либо об уточнении платежа. Напомним, что в соответствии с пунктом 7 статьи 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

При этом, Минфин РФ обращает внимание на то, что установленный ст. 78 НК РФ трехлетний срок со дня уплаты суммы налога, в течение которого налогоплательщиком может быть подано заявление о зачете этой суммы налога, не направлен на ущемление прав налогоплательщика и ссылается на Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 № 173-О. В данном Определении указано, что норма ст. 78 НК РФ о сроке подачи налогоплательщиком заявления в налоговый орган не препятствует в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о зачете переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности — со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Таким образом, при соблюдении срока подачи заявления об уточнении платежа и условий, предусмотренных пунктом 7 статьи 45 НК РФ, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа. Форма решения об уточнении платежа утверждена Приказом ФНС России от 02.04.2007 № ММ-3-10/[email protected]

Поскольку НК РФ не установлен также и специальный срок для принятия налоговым органом решения об уточнении платежа, применяется срок для рассмотрения заявлений налогоплательщиков о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы налога, установленный статьей 78 НК РФ. На это обращает внимание Минфин РФ в Письме от 31.07.2008 г. № 03-02-07/1-324.

Как следует из пункта 4 статьи 78 НК РФ, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. При этом, согласно пункту 9 статьи 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

В ходе принятия решения об уточнении платежа, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов. Результаты сверки оформляются актом, который подписывается налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налогового органа. Налоговый орган также вправе требовать от банка копию поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, оформленного налогоплательщиком на бумажном носителе. Банк обязан представить в налоговый орган копию указанного поручения в течение пяти дней со дня получения требования налогового органа.

Если по результатам рассмотрения заявления об исправлении ошибки налогоплательщику будет отказано в уточнении платежа, налогоплательщик вправе обжаловать решение налогового органа в порядке Раздела VII НК РФ. Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд (ст. ст. 137 и 138 НК РФ).

Аудиторская фирма «БИЗНЕС-СТУДИО»

Как вернуть ошибочно уплаченный налог

Между порядком уплаты налогов физическими и юридическими лицами существуют некоторые отличия. Гражданам приходит уведомление об уплате, в котором указывается сумма. Декларировать прибыль может работодатель, но в определенных случаях (таких как продажа имущества, оказание разовых услуг и т.п.) это необходимо делать самостоятельно.

Юридические лица сами осуществляют весь процесс: начиная от исчисления размера платежей и заканчивая сдачей отчетности. Как следствие, в обеих ситуациях существует вероятность того, что по обязательствам перед бюджетом возникнет переплата. И тогда появится необходимость в возврате излишне уплаченного налога.

Как возникает переплата?

Почти все трудоспособные граждане, а тем более компании и предприниматели – налогоплательщики. Они должны уплачивать:

  • налог на доходы физических лиц с зарплат, разово оказанных услуг, выполненных работ;
  • налог с продажи имущества – дома, автомобиля, квартиры;
  • налог на прибыль;
  • НДС и т.д.
Читайте так же:  Штрафы за нарушение валютного контроля таблица

Обычно подоходный налог удерживается агентом-работодателем, а другие необходимо декларировать самостоятельно. В определенных ситуациях может возникнуть переплата:

  • Оформление вычета – возврат налога, который был излишне уплачен физлицом.
  • Изменился статус плательщика.
  • Ошибка и т.п.

В таком случае у налогоплательщика есть право вернуть денежные средства, которые были ошибочно внесены, или потребовать их зачисления в виде последующих налоговых платежей. У этой процедуры имеются свои нюансы:

  • Смена статуса плательщика. Это относится к иностранным работникам, которые пробыли на протяжении года 183 дня подряд в России и стали резидентами. Ставка при определении НДФЛ для резидентов равняется 13%. С того момента, как гражданин стал резидентом РФ, бухгалтер организации (являющийся налоговым агентом) должен произвести перерасчет по 13%-ной ставке. В случае если по окончании периода работнику не вернули всю переплаченную сумму, он имеет право на обращение в ФНС по месту регистрации, куда необходимо предоставить заявление на возврат переплаты по налогу (образец имеется в ФНС), декларацию и справку о зарплате (2-НДФЛ).
  • Если сотрудник учреждения решил уволиться, тоже требуется произвести перерасчет подоходного налога. И если обнаружена переплата, сотрудник должен подать заявление, а работодатель – перечислить денежные средства.
  • Из-за неправильно рассчитанных в течение года авансовых платежей может возникнуть потребность в возврате излишне уплаченного налога на доходы юрлиц. В подобном случае работает принцип, аналогичный ситуации с физическими лицами. Предприятиям также полагается 3 года.

Законодательная база

В 78 статье Налогового кодекса РФ обозначены принципы возврата ФНС излишне уплаченного налога:

Денежные средства, которые были перечислены самостоятельно или взысканы ФНС, могут быть начислены или внесены с ошибкой, таким образом и появляется переплата.

Заявление на возврат излишне уплаченного налога

Заявление налогоплательщик должен подать в ФСН, которая его зарегистрировала. В бланке заявления на возврат переплаченных средств имеется несколько пунктов (образец заявления есть в свободном доступе в интернете):

  • указание статьи Налогового кодекса, опираясь на которую можно осуществить возврат денег;
  • сумма возврата (указывается в цифрах и прописью в рублях);
  • тип платежа в бюджет, по которому возникла переплата;
  • КБК – код бюджетной классификации, ОКТМО;
  • название банковской организации, куда будет перечислена сумма, номер счета;
  • ИНН, КПП и БИК, корреспондентский счет банка;
  • получатель – наименование юридического лица, ФИО физического лица;
  • дата и подпись.

Возможность составления заявления о возврате переплаченной суммы налога (пример бланка 2015 года можно получить в ФНС) действует на протяжении 3 лет с момента, как была обнаружена переплата. Если переплата была произведена раньше установленного срока, денежные средства не возвращаются и списываются. А непосредственно сам факт того, что сумма была внесена в излишке, должен быть выявлен и доказан в результате камеральной проверки. По закону на данную проверку выделяется 90 дней. Проверяются документы, который подал налогоплательщик (чеки, квитанции) и декларация за соответствующий промежуток времени.

Сразу после того, как в ходе проверки будет установлен факт переплаты, а плательщик подаст заявку, ФНС должна на протяжении месяца вернуть указанную денежную сумму на банковский счет заявителя или произвести зачеты излишек. Так же осуществляется и зачет – зачисление суммы в качестве предстоящих платежей по сборам или налогам, а также погашение штрафных санкций.

Об истребовании ошибочно (неправомерно) предоставленного имущественного вычета по НДФЛ

Даны разъяснения по вопросу истребования ошибочно представленного имущественного вычета по НДФЛ. Рекомендовано руководствоваться позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 24 марта 2017 г. N 6-П.

При выявлении фактов неправомерного (ошибочного) предоставления вычетов налоговые органы вправе без проведения проверок и мероприятий по принудительному взысканию недоимки обратиться в суды общей юрисдикции с исками о взыскании сумм в качестве неосновательного обогащения.

Отмечено, что не существует специальных правил возврата. Обращение в суды возможно, если единственно возможный способ защиты интересов бюджета. Указано на недопустимость пропуска срока на обращение в суд по данной категории споров.

Если вычет предоставлен по ошибке налогового органа, то требование о взыскании может быть заявлено в течение 3 лет с момента принятия ошибочного решения.

При получении вычета в результате противоправных действий налогоплательщика инспекция вправе обратиться в суд в течение трех лет с момента, когда он узнал или должен был узнать об отсутствии оснований для вычета.

Взыскать можно только сумму неосновательного обогащения, которая равна сумме ошибочно (неправомерно) предоставленного вычета.

Если в распоряжении налогового органа имеются исчерпывающие доказательства того, что неосновательное обогащение явилось следствием противоправных действий самого налогоплательщика, то возможно применение иных правовых последствий.

Письмо Федеральной налоговой службы

от 4 апреля 2017 г. № СА-4-7/[email protected]

О взыскании с налогоплательщика денежных средств, полученных им вследствие неправомерно (ошибочно) предоставленного имущественного налогового вычета

Федеральная налоговая служба сообщает, что Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24.03.2017 по делам №№ 12458/15-01/2016, 11749/15-01/2016, 12451/15-01/2016 рассмотрен вопрос, связанный с наличием у налоговых органов права в случае ошибочного предоставления имущественных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц (далее- НДФЛ) обратиться в суд общей юрисдикции с требованием о взыскании задолженности по НДФЛ в качестве неосновательного обогащения без учёта установленного Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ) порядка взыскания налогов и сборов, в том числе без соблюдения досудебного порядка урегулирования налогового спора и за пределами установленных НК РФ сроков обращения в суд.

Поводом к рассмотрению данного вопроса Конституционным Судом Российской Федерации явились жалобы граждан Е.Н. Беспутина, А.В. Кульбацкого и В.А. Чапланова (далее — Заявители).

Заявителям по результатам камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДФЛ были ошибочно предоставлены имущественные налоговые вычеты в связи с приобретением ими квартир за счёт целевого жилищного займа, предоставленного им как участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. По факту выявления случаев ошибочного предоставления имущественных налоговых вычетов налоговые органы обратились в суды общей юрисдикции с требованием о взыскании с заявителей неосновательного обогащения на основании статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). Суды заявленные налоговыми органами требования удовлетворили.

Обращаясь в Конституционный Суд Российской Федерации, заявители просили признать статьи 32, 48, 69, 70 и 101 НК РФ, а также статьи 2, 9, 196, 199, 200, 980 и 1102 ГК РФ не соответствующими Конституции Российской Федерации. По мнению заявителей, действующее правовое регулирование выявления недоимки по налогу и её взыскания в достаточной степени является определённым, и взыскание недоимки по налогу должно осуществляться с соблюдением строго регламентированной НК РФ процедуры, которая в рассматриваемом случае налоговыми органами не была соблюдена: акт налоговой проверки не составлялся, решение по её результатам не было вынесено, требование об уплате налога налогоплательщикам не направлялось. В обоснование вывода о невозможности квалификации суммы незаконно предоставленных им имущественных налоговых вычетов по НДФЛ в качестве неосновательного обогащения заявители ссылались на пункт 3 статьи 2 ГК РФ, которым установлен прямой запрет на применение к налоговым отношениям гражданского законодательства. Также заявители оспаривали само право налоговых органов на обращение в суд с исками о взыскании неосновательного обогащения.

Читайте так же:  Ограничение на налоговый вычет на детей

Конституционный Суд Российской Федерации с доводами заявителей не согласился: производство в части проверки конституционности положений статей 9, 196, 199, 200 и 980 ГК РФ было прекращено, а положения статей 32, 48, 69, 70 и 101 НК РФ и пункта 3 статьи 2 и статьи 1102 ГК РФ были признаны Конституционным Судом Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба обращает внимание налоговых органов на необходимость при выявлении фактов незаконного (ошибочного) предоставления имущественных налоговых вычетов по НДФЛ и обращении в суд с исками о взыскании неосновательного обогащения руководствоваться позицией Конституционного Суда Российской Федерации по данному вопросу.

С учётом разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 24.03.2017 по указанным делам, Федеральная налоговая служба обращает внимание налоговых органов на следующее.

В случае выявления фактов неправомерного (ошибочного) предоставления налогоплательщикам имущественных налоговых вычетов по НДФЛ налоговые органы вправе без проведения налоговых проверок и мероприятий по принудительному взысканию недоимки (статьи 31, 48, 69, 70 и 101 НК РФ) обратиться в суды общей юрисдикции с исками о взыскании с указанных лиц сумм неправомерно предоставленного имущественного налогового вычета в качестве неосновательного обогащения по правилам статьи 1102 ГК РФ. Данное право налоговых органов обусловлено отсутствием в НК РФ каких-либо специальных правил, регулирующих основания и порядок взыскания денежных средств, неправомерно (ошибочно) выделенных налогоплательщику из бюджета в результате предоставления ему имущественного налогового вычета по НДФЛ.

При этом налоговым органам следует учитывать, что обращение в суды с такими исками не должно носить произвольный характер и возможно только в том случае, когда данная мера оказывается единственно возможным способом защиты интересов бюджета.

Налоговым органам необходимо оперативно реагировать на допущенные нарушения и предпринимать меры по своевременному предъявлению в суды исков о взыскании с налогоплательщика сумм неосновательного обогащения.

Федеральная налоговая служба указывает налоговым органам на недопустимость пропуска срока на обращение в суд по данной категории споров, а также обращает внимание на то, что предметом судебного разбирательства в рамках споров о взыскании с налогоплательщиков сумм имущественного вычета в качестве неосновательного обогащения является, в том числе, законность и обоснованность действий налогового органа, выразившихся в предоставлении налогоплательщику имущественного налогового вычета. Общее правило о том, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре (пункт 2 статьи 199 ГК РФ), применительно к данной категории судебных споров не применяется. Это означает, что суды при рассмотрении исков налоговых органов о взыскании неосновательного обогащения в любом случае осуществляют проверку соблюдения налоговыми органами сроков на обращение в суд с исками по данной категории дел, то есть вне зависимости от того, заявляет ли налогоплательщик о пропуске налоговым органом срока на обращение в суд.

При исчислении сроков на обращение в суд налоговым органам необходимо исходить из следующего.

В случае, если предоставление имущественного налогового вычета было обусловлено ошибкой самого налогового органа, соответствующее требование о взыскании неосновательного обогащения может быть заявлено налоговым органом в течение трех лет с момента принятия ошибочного решения о предоставлении имущественного налогового вычета (в случае, если предоставление суммы вычета производилось в течение нескольких налоговых периодов, — с момента принятия первого решения о предоставлении вычета).

Если предоставление имущественного налогового вычета было обусловлено противоправными действиями налогоплательщика (например, представление налогоплательщиком подложных документов), налоговый орган вправе обратиться в суд с соответствующим требованием в течение трех лет с момента, когда он узнал или должен был узнать об отсутствии оснований для предоставления налогоплательщику имущественного налогового вычета.

Налоговым органам при обращении в суд с исками о взыскании неосновательного обогащения следует, прежде всего, учитывать интересы каждого конкретного налогоплательщика, которому такой вычет был предоставлен неправомерно, и не допускать его чрезмерного обременения, в том числе выходящего за рамки, определённые для подобных случаев в законодательстве о налогах и сборах. Это означает, что налоговый орган вправе требовать в судебном порядке взыскания с налогоплательщика, которому имущественный вычет предоставлен ошибочно, только сумму неосновательного обогащения, которая равна сумме ошибочно (неправомерно) предоставленного имущественного вычета.

Федеральная налоговая служба указывает на недопустимость применения в отношении налогоплательщика, с которого взысканы денежные средства, полученные им вследствие неправомерно (ошибочно) предоставленного имущественного налогового вычета, иных правовых последствий, то есть взыскание с него сумм, превышающих размер денежных средств, полученных налогоплательщиком неправомерно. Исключение составляют ситуации, когда в распоряжении налогового органа имеются исчерпывающие доказательства того, что неосновательное обогащение явилось следствием противоправных действий самого налогоплательщика. В этом случае применение иных правовых последствий к такому недобросовестному налогоплательщику должно осуществляться налоговым органом строго в рамках системы мер государственного принуждения, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Ответственность за исполнение настоящего письма возлагается персонально на руководителей (исполняющих обязанности руководителей) УФНС России по субъектам Российской Федерации.

Приложение: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24.03.2017 по делам №№ 12458/15-01/2016, 11749/15-01/2016, 12451/15-01/2016- в электронном виде на 36-ти листах.

Видео (кликните для воспроизведения).

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса С.А. Аракелов

Источники

Возврат ошибочно перечисленных налогов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here