Возврат суммы излишне взысканного налога

Cумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами

Вопрос от читателя Клерк.Ру Михаила Игнатенко (г. Архангельск)

Налоговая абсолютно незаконно арестовала счет и выставила инкассовое поручение на безакцептное списание денежных средств. Была списана довольно большая сумма, соответственно – незаконно. В суде принимается решение о признании действий налоговой незаконными. Можем ли мы взыскать с налоговой проценты за пользование чужими денежными средствами?

Действующее законодательство разграничивает такие понятия как «проценты за пользование чужими денежными средствами» (статья 395 Гражданского кодекса РФ) и «проценты на сумму излишне взысканного налога (сбора)» (статья 79 Налогового кодекса РФ), относя первое понятие к хозяйственным отношениям субъектов гражданских правоотношений, а второе – к ответственности, связанной с административно-распорядительной деятельностью. Однако, по сути, расчет истребуемых процентов производится аналогично порядку, предусмотренному статьей 395 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с абзацем 3 п. 5 ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы, излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном п. 5 настоящей статьи, процентов на эту сумму. Согласно п. 5 ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата, процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В случае судебного взыскания, налогоплательщик-заявитель вправе представить расчет истребуемых процентов на сумму излишне взысканного налога начиная со дня, следующего за днем, когда по требованию налогового органа были списаны денежные средства со счета. При этом срок исковой давности для такого обращения в суд составляет 3 года.

Получить персональную консультацию Дмитрия Суханова в режиме онлайн очень просто — нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Возврат излишне взысканной суммы налога

Если у налогоплательщика по каким-либо причинам образовалась переплата в бюджет сумм налогов, пеней, штрафов, то он имеет право на своевременный зачет (возврат) этих сумм (пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ), а налоговый орган обязан осуществить такой возврат (пп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ).
Речь пойдет о налоге, излишне взысканном налоговым органом.

78-я или 79-я? Почувствуйте разницу

Судебный порядок возврата

В судебном порядке налогоплательщик может обжаловать действия, бездействия либо решения налогового органа, а может обратиться с имущественным требованием о возврате из бюджета суммы налога. В случае обращения с имущественным требованием, налогоплательщик в первую очередь должен соблюсти досудебный порядок урегулирования спора, т.е. перед обращением в суд обратиться с аналогичным заявлением в налоговый орган.

Получив отказ, налогоплательщик может обратиться в суд. Срок обращения в суд налоговым законодательством не установлен, однако, Конституционный и Высший Арбитражный суды в своих решениях указали, что срок для обращения в суд составляет три года с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Таким образом, налогоплательщик может доказывать, что о факте переплаты или излишнего взыскания он узнал не в момент изъятия денежных средств, а позднее.

Пропуск указанного срока является основаниям для отказа в удовлетворении заявления налогоплательщика.

Также стоит отметить, что указанные правила возврата, установленные Налоговым кодексом РФ, применяются также в отношении возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях Подписаться

Что-то пошло не так

Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2020 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Статья 79. Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафа

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в наименование статьи 79 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

Статья 79. Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафа

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 79 НК РФ

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 октября 2020 г. — Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ

1. Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

ГАРАНТ:

Абзац второй пункта 1 статьи 79 настоящего Кодекса (в части, предусматривающей осуществление зачета (возврата) сумм излишне взысканных федеральных, региональных и местных налогов и сборов по соответствующим видам налогов и сборов, а также по соответствующим пеням и штрафам) вступает в силу с 1 января 2008 г.

Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ) статья 79 настоящего Кодекса дополнена пунктом 1.1, вступающим в силу с 1 января 2017 г.

1.1. Сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику страховых взносов с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне взысканных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, штрафам производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной задолженности по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.

Читайте так же:  Справка из банка для имущественного вычета

Возврат суммы излишне взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом Российской Федерации сведения о сумме излишне взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 347-ФЗ в пункт 2 статьи 79 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2015 г.

2. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ

3. Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, если иное не предусмотрено по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, на основании указанного заявления налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, процентов на эту сумму.

4. Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления этого факта.

Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 347-ФЗ в пункт 5 статьи 79 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2015 г.

5. Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

6. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

7. В случае, если предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне взысканного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

8. Возврат суммы излишне взысканного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в пункт 9 статьи 79 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

9. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Положения, установленные настоящей статьей, применяются в отношении возврата или зачета излишне взысканных сумм государственной пошлины с учетом особенностей, установленных главой 25.3 настоящего Кодекса.

Суммы налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, излишне взысканные с участников этой группы, подлежат зачету (возврату) ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков.

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм процентов, уплаченных в соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 настоящего Кодекса.

О зачете и возврате излишне взысканных сумм налогов

Процедура возврата излишне взысканных сумм

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 79 НК РФ.
У налогоплательщика при наличии «излишков» по одному налогу может образоваться недоимка по иным налогам соответствующего вида (задолженность по соответствующим пеням, штрафам). В этом случае возврат производится только после зачета суммы излишне взысканного налога в счет погашения указанной недоимки (задолженности).

К сведению. В соответствии с п. 1 ст. 12 НК РФ в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:
— федеральные (ст. 13 НК РФ) — НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организаций, НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, государственная пошлина;
— региональные (ст. 14 НК РФ) — налоги на имущество организаций, на игорный бизнес, транспортный налог;
— местные (ст. 15 НК РФ) — налог на имущество физических лиц и земельный налог.

Излишне взысканная сумма налога может быть обнаружена как самой организацией, так и налоговой инспекцией. Если налоговая инспекция самостоятельно обнаружит излишне взысканные суммы, она обязана сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления данного факта (п. 4 ст. 79 НК РФ).
Заявление о возврате излишне взысканной суммы можно подать в налоговую инспекцию в течение одного месяца:
— со дня, когда организация узнала об излишнем взыскании;
— со дня вступления в силу решения суда.
Если этот срок пропущен, взыскать переплату можно только в судебном порядке, обратившись с исковым заявлением в суд в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога (п. 3 ст. 79 НК РФ).
Как отмечается в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 N 17413/09, данная норма предусматривает для налогоплательщика возможность выбора способа защиты своего нарушенного права в случае, если инспекция излишне взыскала суммы налогов (сборов, пеней, штрафа). При этом в НК РФ нет указаний на то, что право на обращение с иском в суд налогоплательщик имеет при условии досудебного обращения к налоговому органу по поводу возврата взысканных сумм.

Читайте так же:  Иис сбербанк возврат подоходного налога

ФАС МО по тому же поводу указал: для возврата излишне уплаченной суммы налога согласно п. 6 ст. 78 НК РФ организация должна подать соответствующее заявление в инспекцию. В отличие от ст. 78, в ст. 79 НК РФ установлено, что налогоплательщик вправе решить вопрос о возврате излишне взысканной суммы в судебном порядке без обращения в налоговый орган (Постановление от 24.11.2009 N КА-А40/11229-09).
В течение одного месяца со дня получения заявления от организации налоговая инспекция должна вернуть излишне взысканную сумму с начисленными на нее процентами.

Обратите внимание! Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Как следует из п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5, при решении вопроса о моменте исполнения обязанности по возврату налогоплательщику соответствующих сумм путем их перечисления в безналичном порядке на указанный получателем счет судам необходимо руководствоваться общими правилами, согласно которым плательщик признается исполнившим свою обязанность с момента поступления соответствующей суммы в указанный получателем средств банк.
Из этого утверждения можно сделать вывод, что обязанность налогового органа по возврату налогоплательщику излишне взысканного налога считается исполненной с момента фактического перечисления ему денежных средств на расчетный счет (а не с момента принятия налоговым органом решения о возврате).

Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ РФ. В случае изменения ставки рефинансирования в отдельные периоды времени исчисление процентов производится отдельно за каждый период действия соответствующей ставки рефинансирования (п. 3.2.7 Приказа ФНС России N ММ-3-1/[email protected]). Расчет суммы процентов представим в виде формулы:

S% = Sвозврат x Д x СР / 365,

Видео (кликните для воспроизведения).

где S% — проценты на сумму излишне взысканного налога;
S возврат — сумма излишне взысканного налога, подлежащая возврату;
Д — количество дней, за которые считаются проценты (со дня, следующего
за днем взыскания, по день фактического возврата);
СР — ставка рефинансирования.

Пример 2. В соответствии с решением ИФНС по результатам налоговой проверки ООО «Стрекоза» было выставлено требование от 02.02.2011 N 119 об уплате налога на прибыль (плюс пени и штраф) на сумму 2 190 000 руб.
07.02.2011 это требование налогового органа налогоплательщик исполнил путем перечисления в бюджет всей суммы — 2 190 000 руб. Однако, не согласившись с решением ИФНС, обратился в арбитражный суд, который признал незаконным указанное требование инспекции. Судебный акт вступил в силу 18.08.2011. В связи с этим 22.08.2011 налогоплательщик подал в ИФНС заявление о возврате из бюджета излишне взысканной суммы налога на прибыль и процентов, начисленных на эту сумму.
Возврат излишне взысканной суммы произведен 09.09.2011 на расчетный счет ООО «Стрекоза» вместе с процентами.
Налогоплательщику подлежат уплате проценты в следующем размере:

Период действия
ставки
рефинансирования

Количество
дней в
периоде

Количество
календарных
дней в году

Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа

«Бухгалтер и закон», 2008, N 2

Действующее налоговое законодательство направлено на защиту интересов не только государства в лице налоговых органов, но и самих налогоплательщиков, предоставляя им различные гарантии. Одной из таких гарантий является предусмотренная ст. 79 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) обязанность налоговых органов возвратить излишне взысканную сумму налога, сбора, пеней, а в соответствии с редакцией, вступившей в действие с 1 января 2007 г., также и штрафа.

Возврат излишне взысканной суммы с налогоплательщика производится, если:

  • у плательщика отсутствует недоимка по иным налогам соответствующего вида;
  • у плательщика отсутствует задолженность по соответствующим пеням, а также штрафам.

Обратите внимание, что в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» (далее — Закон N 137-ФЗ) положения, предусматривающие осуществление зачета (возврата) сумм излишне взысканных федеральных, региональных и местных налогов и сборов по соответствующим видам налогов и сборов, а также по соответствующим пеням и штрафам, вступают в силу с 1 января 2008 г. (п. 2 ст. 7 Закона N 137-ФЗ). На процедуру возврата излишне взысканных сумм налога распространяются те же переходные положения, что и для возврата излишне уплаченных сумм налога (см. п. 1 ст. 78 НК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 79 НК РФ налоговые органы по заявлению налогоплательщика должны принять решение о возврате суммы излишне взысканного налога. Такое решение принимается в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика. В заявлении указываются:

  • ИНН плательщика;
  • решение, по которому имело место взыскание;
  • расчет суммы налога и сбора, которая подлежит уплате в соответствии с законодательством;
  • расчет излишне взысканной суммы;
  • адрес;
  • банковские реквизиты плательщика.

На основании изменений, внесенных в комментируемый пункт, установлено, что в случае принятия решения о возврате на налоговые органы возложена обязанность по направлению поручения на возврат суммы излишне взысканного налога в территориальный орган Федерального казначейства. Такая обязанность исполняется до истечения 10-дневного срока, установленного для принятия соответствующего решения.

В соответствии с п. 3 ст. 79 НК РФ налогоплательщик может подать в налоговый орган заявление о возврате в течение одного месяца со дня, когда ему стало известно о факте излишнего взыскания налога. Такой же срок установлен для подачи заявления на возврат по решению суда.

Исковое заявление в суд подается в течение трех лет, начиная со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания.

Согласно п. 4 ст. 79 НК РФ налоговый орган при установлении факта излишнего взыскания налога в обязательном порядке письменно сообщает об этом налогоплательщику. В соответствии с внесенными в указанный пункт изменениями срок для такого сообщения сокращен с одного месяца до 10 дней. Сообщение должно быть передано руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Читайте так же:  Когда можно подавать на возврат подоходного налога

Пунктом 5 ст. 79 НК РФ установлены правила возврата излишне взысканного налога:

  • сумма излишне взысканного налога возвращается налогоплательщику с начисленными на нее процентами;
  • проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за датой взыскания. При этом день взыскания определяется по правилам ст. ст. 46 — 48, 70 НК РФ. Проценты начисляются по день фактического возврата суммы излишне взысканного налога включительно. При этом моментом возврата упомянутой суммы считается день ее зачисления на банковский счет плательщика;
  • процентная ставка (начисленная на сумму излишне взысканных налога и сбора) принимается равной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей за период со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата излишне уплаченного налога.

Пунктом 6 ст. 79 НК РФ установлена обязанность территориального органа Федерального казначейства осуществить возврат суммы излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов и уведомить налоговый орган о дате этого возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

В том случае если проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, то на основании п. 7 ст. 79 НК РФ налоговый орган должен принять решение о возврате оставшейся суммы процентов. Они рассчитываются исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога. Для принятия такого решения установлен 3-дневный срок.

Возврат суммы излишне взысканного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

Правила, установленные комментируемой статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

Ранее не было прямого указания на возврат излишне взысканных штрафов, поэтому налоговые органы отказывали в таком возврате (Письмо Минфина России от 03.10.2005 N 03-02-07/1-256). В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 79 НК РФ, действия установленных в ней норм распространяются также и на возврат излишне взысканных штрафов. Теперь налогоплательщики имеют право на такой возврат.

В отношении государственной пошлины положения данной статьи применяются с учетом особенностей, установленных гл. 25.3 НК РФ.

При применении комментируемой статьи следует обратить внимание на документы МНС России и Конституционного Суда РФ:

  1. Письмо МНС России от 05.06.2002 N ШС-6-14/793 «О доказывании в судах неправомерности возмещения налога на добавленную стоимость»:

«В настоящее время отсутствует законодательное закрепление отказа в возмещении налога на добавленную стоимость (далее — НДС) при неперечислении поставщиком соответствующей суммы налога в бюджет. В связи с этим отказ в удовлетворении исковых требований налогоплательщиков-экспортеров о возмещении уплаченного НДС, предъявляемых с соблюдением порядка, определенного статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации, возможен лишь в случае установления в ходе судебного разбирательства факта недобросовестности конкретного лица. При этом в соответствии с правилами судопроизводства доказывание указанного факта является обязанностью ответчика (в данном случае — налогового органа)».

  1. Определение Конституционного Суда РФ от 25.07.2001 N 138-О «По ходатайству Министерства Российской Федерации по налогам и сборам о разъяснении Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 12 октября 1998 года по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»:

«По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков. Исходя из этой презумпции в пункте 3 мотивировочной части Постановления специально подчеркивается, что конституционные гарантии частной собственности нарушаются повторным списанием налогов в бюджет с расчетного счета только добросовестного налогоплательщика. Следовательно, на недобросовестных налогоплательщиков не распространяются те выводы, которые содержатся в его мотивировочной и резолютивной части, и принудительное взыскание в установленном законом порядке с недобросовестных налогоплательщиков не поступивших в бюджет налогов не нарушает конституционные гарантии права частной собственности.

. в случае непоступления в бюджет соответствующих денежных средств для установления недобросовестности налогоплательщиков налоговые органы вправе — в целях обеспечения баланса государственных и частных интересов — осуществлять необходимую проверку и предъявлять в арбитражных судах требования, обеспечивающие поступление налогов в бюджет, включая иски о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, как это предусмотрено в пункте 11 статьи 7 Закона Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации».

Как вернуть излишне уплаченный или взысканный налог?

Краткое содержание:

В процессе налоговых правоотношений могут возникать ситуации, когда, уплачивая налог налогоплательщик допускает переплату либо с налогоплательщика взыскивается сумма, превышающая необходимую. Что делать в подобных ситуациях? Рассмотрим по порядку.

Излишне уплаченный или излишне взысканный налог

Признание суммы налога излишне уплаченной или излишне взысканной влияет на процедуру восстановления прав налогоплательщика и на объем их восстановления.

Сумма налога признается излишне уплаченной, если она перечислена в бюджетную систему на основании действий самого налогоплательщика.

Излишне взысканной, как указал Пленум Высшего Арбитражного суда, сумма признается в том случае, если она перечислена в бюджетную систему на основании актов, которые являются обязательными для налогоплательщика, т.е. в результате применения к налогоплательщику мер принуждения.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

Внесудебный порядок возврата

В случае внесудебного порядка возврата, налогоплательщик должен в первую очередь обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением. Заявление подается в произвольной форме, а срок его подачи составляет три года с момента исчисления налога либо три года со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога.

Решение о возврате либо зачете суммы излишне уплаченного или взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения соответствующего заявления налогоплательщика. Сумма налога подлежит возврату в течение одного месяца со дня подачи заявления.

Если речь идет об излишне уплаченном налоге, при нарушении установленного срока возврата, налоговый орган обязан выплатить проценты по ставке рефинансирования, действовавшей в дни нарушения срока возврата, за каждый день просрочки. В случае излишне взысканного налога – за весь период отвлечения денежных средств у налогоплательщика.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки.

Читайте так же:  Налог на землю льгота 6 соток

Зачет суммы переплаты является еще одним способом восстановления прав налогоплательщика. Как уже было указано, сумма может быть направлена в счет недоимки, числящейся за налогоплательщиком, а также в счет текущих платежей по налогу того же вида. Стоит отметить, что налоговый орган самостоятельно производит зачет суммы переплаты в счет имеющейся недоимки, т.е. совершает принудительный зачет. При этом на данную процедуру распространяются сроки, установленные для взыскания недоимки, при пропуске которых налоговый орган теряет право на принудительный зачет.

Необходимо также обратить внимание на проблему, имеющуюся в судебной арбитражной практике. При подаче налогоплательщиком декларации с неверно исчисленной суммой налога, указанная сумма признается таковой по результатам налоговой проверки.

Дело в том, что налогоплательщик обязан подать уточненную налоговую декларацию с верной суммой налога, что является обязательным этапом признания суммы налога излишне уплаченной, в соответствии с судебной арбитражной практикой. Уточненная налоговая декларация также подлежит камеральной проверке, срок которой составляет три месяца. Соответственно, до окончания проверки сумма налога как излишне уплаченная не возвращается.

С.В. Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3 класса

Налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм налогов, пени, штрафов. Налоговый орган со своей стороны обязан принимать решения о возврате, направлять на исполнение в Федеральное казначейство соответствующие поручения на возврат, а также осуществлять зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм. Некоторым вопросам, связанным с возвратом излишне взысканных сумм налогов, посвящено интервью с экспертом.

— В каких случаях сумма налога может быть квалифицирована как излишне взысканная?
Излишне уплаченным и излишне взысканным суммам налога отведены статьи 78 и 79 НК РФ соответственно. Оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных проводится в зависимости от основания исполнения обязанности по уплате налога, признаваемой впоследствии отсутствующей.

— Можно ли говорить об излишнем взыскании, если налогоплательщик уплатил налог самостоятельно?
Способ исполнения обязанности по уплате налога — самостоятельно налогоплательщиком либо путем принудительного взыскания налоговым органом — правового значения не имеет.
Более того, налогоплательщик, добровольно исполнивший решения налоговых органов, как законопослушный участник этих правоотношений, не должен быть поставлен в худшие условия по сравнению с субъектом, в отношении которого решения налоговых органов исполняются принудительно (определение Конституционного Суда от 27.12.2005 № 503-О).
Излишне взысканными суммами могут быть те, которые уплачены налогоплательщиком во исполнение документов налогового органа, в том числе, на основании неверного расчета налогового органа, ошибочного доначисления суммы налога в карточке расчетов с бюджетом.

— Получается, что достаточно указать сумму в документе налогового органа для того, чтобы она считалась излишне взысканной?
Не совсем. В судебной практике сформирован подход, при котором любая сумма, уплаченная налогоплательщиком по инициативе налогового органа даже при отсутствии налоговой проверки и (или) требования об уплате налога (пеней, штрафа), может быть признана излишне взысканной.

— Можно ли считать дату получения справки о состоянии расчетов тем моментом, когда налогоплательщик узнал о переплате?
Подобная справка является основой для начала отсчета срока только в том случае, если налогоплательщик впервые из нее узнал о переплате, которая ранее не могла быть выявлена другими способами.

— А если возникли разногласия по сумме переплаты?
Налоговый орган по своей инициативе может предложить провести сверку. Инициировать сверку также вправе налогоплательщик. Сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам проводится совместно. По итогам сверки налогоплательщик получает акт совместной сверки (подпункт 5.1 пункта 1 статьи 21 НК РФ). Однако в результате сверки могут быть выявлены разногласия и составлен акт с подписью налогоплательщика о разногласиях по суммам. Такая ситуация требует дополнительного рассмотрения документов, подтверждающих излишнее взыскание.
Повторю, что справки о состоянии расчетов с бюджетом и акты сверки расчетов, выдаваемые налоговыми органами, сами по себе не прерывают течение трехлетнего срока на обращение в суд за возвратом.

— Может ли налогоплательщик попросить зачесть излишне взысканные суммы в счет предстоящих платежей?
Формально в статье 79 НК РФ указано на зачет излишне взысканных сумм в счет имеющейся недоимки или их возврат. Однако при наличии соответствующего заявления налогоплательщика проведение такого зачета не противоречит НК РФ.

— В какой форме представляется заявление о возврате?
В соответствии с пунктом 2 статьи 79 НК РФ возврат суммы излишне взысканного налога осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика или заявления в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью, направленного по телекоммуникационным каналам связи.
С 1 июля 2015 года налогоплательщики-физические лица могут направить в налоговый орган заявление о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора, пени, штрафа) через Личный кабинет налогоплательщика, подписав его усиленной неквалифицированной электронной подписью.
Письменное заявление может быть составлено в произвольной форме.

— Но ведь есть форма заявления о зачете (возврате), утвержденная ФНС?
Действительно, приложениями 8 и 9 к Приказу ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/[email protected] (зарегистрирован в Минюсте 17.03.2017 № 46000) утверждены формы заявления о возврате (зачете) суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), используемые налоговыми органами при зачете и возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов.
Вместе с тем НК РФ не предусматривает представление заявлений на зачет (возврат) суммы налога по форме, установленной ФНС. Таким образом, форма указанного заявления может быть произвольной. И отказ налогового органа в проведении возврата или зачета по причине представления заявления по не установленной ФНС форме неправомерен.
Отметим, Приказом ФНС России от 23.05.2017 № ММВ-7-8/[email protected] утверждены рекомендуемые форматы представления заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) и заявления о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) в электронной форме.

— При каких условиях налоговый орган может отказать в зачете (возврате) излишне взысканной суммы?
Из пунктов 1, 3 статьи 79 НК РФ следует, что в принятии решения о проведении зачета (возврата) может быть отказано, если:

  • в заявлении указано на проведение зачета в счет налога иного вида (с учетом пункта 1 статьи 12 НК РФ переплату по федеральным налогам можно зачесть только в счет федеральных налогов, по региональным — в счет региональных, по местным — в счет местных);
  • заявление представлено в ненадлежащий налоговый орган (не по месту учета налогоплательщика);
  • заявление на возврат представлено при имеющейся недоимке по налогам соответствующего вида, задолженности по пеням, штрафам (следует обратить внимание, что у налогового органа есть возможность зачесть излишне взысканную сумму в счет погашения задолженности налогоплательщика);
  • заявление подано в налоговый орган по истечении одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога или со дня вступления в силу решения суда.
Читайте так же:  Как запросить задолженность по налогам

— Будут ли начисляться пени на недоимку по другому налогу при проведении зачета сумм излишне взысканного налога в счет ее погашения?
При зачете излишне взысканного налога в счет погашения недоимки, на основании статьи 75 НК РФ на сумму этой недоимки начисляются пени до момента принятия решения о зачете.
Здесь же обратим внимание на отличие процедур уточнения платежа, предусмотренной пунктом 7 статьи 45 НК РФ и зачета излишне уплаченного (взысканного) налога в счет недоимки. В результате уточнения налог фактически признается уплаченным должным образом, вследствие чего основания для начисления пени отсутствуют (письмо ФНС России от 11.04.2017 № ЗН-4-22/6853).

— Можно ли сразу обратиться в суд с заявлением о возврате излишне взысканных сумм?
Излишне уплаченные налоги (пени, штрафы) необходимо отличать от излишне взысканных. За возвратом (зачетом) излишне взысканных сумм можно обратиться напрямую в суд, без предварительной подачи заявления в инспекцию. Об этом сказано в постановлении Президиума ВАС от 20.04.2010 № 17413/09.
Статья 79 НК РФ не содержит указаний на то, что обратиться с иском в суд налогоплательщик вправе при условии досудебного обращения к налоговому органу. Не установлен такой порядок и иным федеральным законом, что следует из пункта 65 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57.
Кроме того, положения об обязательном зачете сумм переплаты в счет погашения недоимки, задолженности по пеням, штрафам применимы лишь в случае возврата этих сумм налоговым органом в административном порядке, то есть, без обращения в суд. Вместе с тем обращением в налоговые органы по поводу возврата взысканных сумм пренебрегать не стоит. Во-первых, эта процедура — более короткая по времени: на принятие решения налоговому органу отводится, по общему правилу, 10 дней. Во-вторых, обращение в налоговый орган не требует уплаты госпошлины.

— Представим, что налогоплательщик уплатил суммы, доначисленные по решению налогового органа, которое было принято по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки. Может ли налогоплательщик подать заявление в суд о возврате этих сумм без обжалования указанного решения?
Может. Оспаривание ненормативных актов налоговых органов и истребование излишне взысканного налога — это независимые процедуры. Так сказано в определении Верховного Суда от 20.07.2016 № 304-КГ16-3143.
Когда налогоплательщик оспаривает решение по проверке, то суд решает вопрос о законности этого ненормативного правового акта. По результатам соответствующей процедуры возможно признание решения недействительным, что, в частности, исключает последующее взыскание налога на его основании.
В том случае, если налогоплательщик инициирует процедуру истребования излишне взысканного налога, то суд также решает вопрос о законности ненормативного правового акта, в результате чего может быть уставновлена обязанность налогового органа возвратить налог, уже взысканный в излишней сумме на основании незаконного акта, без признания этого акта недействительным.

— Излишне взысканные суммы возвращаются с процентами. Как начисляются такие проценты?
Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Обратите внимание, что проценты начисляются не только на излишне взысканный налог, но и на авансовые платежи, сборы, пени, штрафы.
Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования (ключевой ставки) Центрального банка. Для определения размера ставки, действующей за календарный день, следует разделить ставку на количество дней в году.
Согласно письму ФНС России от 08.02.2013 № НД-4-8/[email protected] для расчета процентов необходимо брать число дней в году, равное 360.
В настоящее время целесообразно при расчете суммы процентов использовать фактическое число дней в календарном году (365 или 366, если год високосный). Именно этот показатель отражен в постановлении Президиума ВАС от 21.01.2014 № 11372/13. При том, что рассмотренное дело касалось процентов, начисленных в соответствии со статьей 176 НК РФ за несвоевременный возврат возмещаемого НДС, выводы названного постановления распространяются и на статьи 78 и 79 НК РФ и используются в судебной практике в качестве универсального подхода.

— Означает ли отказ налогового органа в возврате по причине пропуска срока обращения в налоговый орган основанием для прекращения начисления процентов?
Нет. Срок обращения в налоговый орган не является пресекательным, то есть, не влечет потерю налогоплательщиком права на возврат суммы излишне взысканного налога. Налогоплательщик вправе обратиться за возвратом в суд.

— Предположим, налоговый орган зачел излишне взысканные суммы в погашение недоимки по соответствующим налогам. Будут ли начисляться проценты в этом случае?
Будут. Обязанность налогового органа осуществить возврат суммы излишне взысканного налога предполагает начисление процентов при использовании любого способа восстановления имущественного положения налогоплательщика, в том числе при зачете (письмо ФНС от 21.09.2011 № СА-4-7/15431).

Видео (кликните для воспроизведения).

— Облагаются ли возвращаемые из бюджета проценты налогом у получателя?
На основании подпункта 12 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде сумм процентов, полученных из бюджета (внебюджетного фонда) в соответствии с требованиями статей 78, 79, 176, 176.1 и 203 НК РФ.
Поэтому с суммы поступивших из бюджета процентов по статье 79 НК РФ налог на прибыль не уплачивается. По этим же основаниям не уплачивают налог и налогоплательщики, применяющие УСН.
Нормы, аналогичной той, что в подпункте 12 пункта 1 статьи 251 НК РФ, глава 23 НК РФ не содержит. Однако в соответствии с письмом Минфина от 08.06.2015 № 03-04-07/33140 суммы процентов, полученные физическими лицами в соответствии с статьями 78 и 79 НК РФ, не должны учитываться при определении налоговой базы по НДФЛ. В этом письме приведены одновременно два разных основания освобождения от налогообложения: отсутствие у физического лица экономической выгоды при получении процентов и компенсационный характер процентов, то есть возмещение затрат, связанных с излишним удержанием налога.

Источники

Возврат суммы излишне взысканного налога
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here