Выдача займа нерезиденту валютный контроль

Урегулирован порядок валютного контроля за совершением физическими лицами — резидентами операций, связанных с предоставлением нерезидентам займов и их возврата

Изменения в Инструкцию Банка России от 16 августа 2017 года N 181-И внесены, в том числе в связи с вступлением в силу 14.04.2018 Федерального закона от 3 апреля 2018 года N 64-ФЗ, предусматривающего установление обязанности по репатриации резидентами на свои счета в уполномоченных банках денежных средств от нерезидентов, причитающихся в соответствии с условиями договоров займа.

Согласно внесенным поправкам Инструкция распространяется на физических лиц — резидентов при осуществлении ими валютных операций в иностранной валюте и (или) валюте РФ, связанных с предоставлением нерезидентам займов и возвратом от нерезидентов таких займов.

В целях создания механизма контроля за репатриацией физическими лицами — резидентами денежных средств при предоставлении ими займов нерезидентам вводится обязанность о представлении в уполномоченный банк заключенного между ними договора займа.

При списании иностранной валюты или валюты РФ по договору займа, сумма обязательств которого равна или превышает сумму, указанную в абзаце втором пункта 4.2 Инструкции 181-И, физическое лицо — резидент должно представить в уполномоченный банк также информацию об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и (или) валюты РФ.

При возврате займа, осуществлении процентных и иных платежей нерезидентом по договору займа физическое лицо — резидент должен сообщить уполномоченному банку информацию о назначении такого платежа в срок не позднее тридцати рабочих дней, следующих за днем зачисления иностранной валюты или валюты РФ на счет физического лица.

Указанием внесены также иные изменения в отдельные пункты и приложения к Инструкции N 181-И (в том числе форма ведомости банковского контроля по кредитному договору дополнена новым разделом V «Сведения об исполнении резидентом требований статьи 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Указание вступает в силу по истечении 60 дней после дня его официального опубликования.

Штраф за невозврат займа выданного иностранной компании или гражданину с 14 апреля 2018 года на руководителя и организацию

С 14 апреля 2018 года вступают в силу поправки в КоАП РФ.

Измнения предусматривают установление требования о репатриации резидентами на свои счета в уполномоченных банках денежных средств, предоставленных нерезидентам по договорам займа.

При предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты РФ в виде займов нерезидентам резиденты будут обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) и (или) договорами займа, обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями договоров займа.

При невыполении этой обязанности будут применяться штрафы по части 4 статьи 15.25 КоАП РФ – на должностных лиц и российских организаций в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или) в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

Штрафы не будут применяться к заключенным до дня вступления в силу принятого закона договорам займа, за исключением договоров, существенные условия которых были изменены после дня вступления в силу этого закона.

Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования

1. Осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации,

-влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.

2. Представление резидентом в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2.1. Непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или) в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

4.1. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по обеспечению получения на свои счета, открытые в уполномоченных банках, и (или) на счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными валютным законодательством Российской Федерации, по внешнеторговым контрактам, для которых валютным законодательством Российской Федерации предусматривается оформление паспорта сделки, валюты Российской Федерации в доле, определяемой Правительством Российской Федерации,

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

5. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, возвращенных в Российскую Федерацию с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки возврата в Российскую Федерацию таких денежных средств и (или) в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию.

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

6.1. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов не более чем на десять дней —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

6.2. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на десять, но не более чем на тридцать дней —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

6.3. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот рублей до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

6.4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, за исключением случаев повторного совершения административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере десяти тысяч рублей; на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

6.5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двадцати тысяч рублей; на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до шестисот тысяч рублей.

1. Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц частями 1, 4, 4.1 и 5 настоящей статьи, применяется только к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

3. Пересчет иностранной валюты, а также стоимости внутренних и внешних ценных бумаг в валюту Российской Федерации производится по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу Центрального банка Российской Федерации.

4. Административная ответственность, установленная частью 4 настоящей статьи, не применяется к лицам, обеспечившим получение на свои банковские счета страховой выплаты по договору страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств по внешнеторговому договору (контракту) в порядке и сроки, которые предусмотрены договором страхования, при наступлении страхового случая, предусмотренного установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ «О банке развития» порядком осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, при условии, что определенное договором страхования значение соотношения страховой суммы и страховой стоимости (уровень страхового возмещения) равно установленному названным порядком значению или превышает его.

5. Расчет административного штрафа за административные правонарушения, административная ответственность за которые установлена частью 4 настоящей статьи, при зачислении на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока осуществляется исходя из размера ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период просрочки.

6. Расчет административного штрафа за административные правонарушения, административная ответственность за которые установлена частью 5 настоящей статьи, при возврате в Российскую Федерацию соответствующих денежных средств с нарушением установленного срока осуществляется исходя из размера ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период просрочки.

Займы между резидентами и нерезидентами: особенности выдачи, условия договора между физическими лицами

Рассмотрим какие условия прописывать в договоре займа между резидентом РФ и нерезидентом; как возвращать займ, полученный резидентом в валюте; и правила, регулирующие валютные операции между физическими лицами, и юридическими. Тема обширная, знать изменения законодательства полезно.

Читайте так же:  Заполнение платежного поручения налоговый период

Договор займа между резидентом РФ и нерезидентом

Условия кредита, права и обязанности сторон закрепляются письменными обязательствами, зафиксированными договором.

Напомним: когда в долг выдана сумма в иностранной валюте, сделка регулируется несколькими документами (Гражданским кодексом, валютным законодательством России), а переводы средств осуществляются на спец.счет банка.

Нерезидент — физическое или юридическое лицо — участник финансовых и налоговых взаимоотношений, как гражданин, так и фирма, временно находящийся или осуществляющий деятельность на территории РФ, но постоянно проживающий /зарегистрированный в иностранном государстве.

Сторонами в договоре займа могут быть

  1. дающий в долг деньги нерезидент и российский заемщик;
  2. российский гражданин или компания и иностранное лицо, в т.ч. юридическое;
  3. стороны, имеющими статус нерезидента РФ.

Сделка на законных основаниях (см. ГК РФ) может совершаться письменно как в виде беспроцентного займа с указанием в договоре этого условия: заём является беспроцентным . Договор беспроцентного займа на возвратной основе не может быть отнесен к безвозмездной помощи, либо — дарению. Либо возмездным, с начислением процентов.

Юридическая сила конкретно договора займа предполагает его подписание обеими сторонами. Несоблюдение письменной формы документа влечет его недействительность.

Требования к договорам займа с нерезидентами

  1. указание срок возврата в договоре займа с нерезидентом. Отслеживается условие банкирами по принципу: не указан срок — банком договор на обслуживание не будет принят, а операция — не свершится.
  2. Заемщик-нерезидент РФ обязан вернуть деньги в период, зафиксированный договором. При нарушении сроков возврата денег по договору займа банк сообщает о факте нарушенной нормы валютного законодательства. Далее можно ожидать штрафа в соответствии по ст. 15.25 КоАП.
  3. В какой валюте предпочтительнее оформлять кредитование. Валюта договора значения не имеет.

Когда стороны выбирают в договоре право РФ, начинает действовать Гражданский кодекс и это означает, что сделка попадет под валютный контроль вне зависимости от выбора валюты в договоре.

Читайте так же:  Особенности выездных налоговых проверок

Когда деньги предоставляются в иностранной валюте, расчеты по сделке должны осуществляться в рамках специального счета в банке

Налогообложение по кредитным договорам

Отметим основные правила по начислению и выплате налогов:

  • НДС не предусмотрен к беспроцентным займам, если за выдачу и возврат заемщик не платит проценты.
  • Деньги, полученные (возвращенные) по кредитному соглашению, не считаются доходами (расходами) при расчете налога на прибыль.
  • Другие расходы в части предоставленного кредита отражаются в прочих и не облагаются налогом.

Если резидент – физическое лицо

Когда в роли заемщика-резидента выступило физическое лицо, для него заводится специальный счет вида Ф и заполняется паспорт сделки.

Если физическое лицо получило займ в наличной валюте от кредитора, не являющегося при этом резидентом, и получение займа осуществлено до трех лет, порядок проведения этой процедуры должен быть следующим:

  1. На имя резидента заводится специальный счет Ф, на который и делается зачисление полученных от кредитора валютных средств.
  2. Далее предоставленные заёмщику кредитные средства переводятся на личный счет физического лица.

Если же срок возврата кредитных средств превышает три года, открывать счет Ф нет необходимости. При применении счета типа Ф не нужна будет процедура резервирования. Паспорт сделки также не составляется.

Особенностью предоставления любого займа в иностранной валюте физическому лицу, выступающему в роли резидента, является необходимость ознакомления банка с соответствующим пакетом документов.

Для того, чтобы выплачивать основной долг, а также проценты, начисленные на основную сумму, физическому лицу не требуется открывать отдельный специальный банковский счет.

Размер и начисление процентной ставки

При начислении налоговых выплат на прибыль расходы заемщика в виде процентов относятся к разряду внереализационных расходов. К числу расходов можно отнести лишь те процентные суммы, которые были начислены за реальное время пользования кредитными средствами.

Точная дата признания денежных затрат плательщика в виде оплачиваемых процентов по займу находится в зависимости от того, по какому методу определяет плательщик свои расходы и доходы.

При использовании кассового метода проценты по кредиту причисляются к разряду внереализационных средств к моменту полного погашения задолженности.

Если же расходы или доходы определяются методом начисления, проценты должны быть включены в налоговую базу во всех случаях. Расходы у заемщика в качестве процентов, которые начисляются согласно договору по выплате займа, могут быть начислены на конец периода налогообложения либо на день полного погашения всех долговых обязательств.

Проценты по подобным выплатам облагаются налогами в строго лимитированных суммах. Все проценты, которые были сверх установленной нормы, не входят в базу налогообложения.

Если речь идет о валютном кредите, процентная ставка, подлежащая налогообложению, не превышает 15% годовых.

Договор займа с нерезидентом

Нерезиденты — это физические или юридические лица, работающие на территории РФ, но постоянно проживающие и зарегистрированные в другом государстве. Другими словами — это иностранные граждане и фирмы, временно находящиеся или осуществляющие свою деятельность в нашей стране. Данный термин чаще всего используется в сфере прав и обязанностей лиц, участников финансовых и налоговых взаимоотношений.

В последнее время участие нерезидентов в заемных отношениях получило широкое распространение в Российской Федерации, поскольку какие-либо ограничения и особые условия для этого не предусмотрены. Связано это с постоянным расширением внешнеэкономической деятельности. Отечественные компании практикуют привлечение иностранных инвестиций в виде займов и кредитов. Кредитование осуществляется как в рублях, так и в иностранной валюте.

Договор займа может быть оформлен между:

  • Заимодавцем-нерезидентом и российским заемщиком.
  • Гражданином РФ или отечественной компанией и иностранным лицом или компанией.
  • Сторонами, не имеющими статус резидентов РФ.

Условия кредита, права и обязанности сторон закрепляются в специальном договоре. Если в долг выдается сумма в иностранной валюте, то регулирование осуществляется не только гражданским, но и валютным законодательством, а переводы средств часто выполняются на специальные счета в банках.

Соглашение может быть заключено как на платной, так и на бесплатной основе: т. е. с процентами и без их начисления. Договор набирает полную юридическую силу после подписания его обеими сторонами.

Особенности займов между резидентами и нерезидентами

Валютные трансферы между данными субъектами в плане оформления и выплаты займов производятся без каких-либо ограничений, кроме процессов, которые предусмотрены ст. 6 Федерального закона №173-ФЗ. Здесь отражены некоторые ограничения, внесенные с целью избегания серьезного уменьшения золотовалютных запасов страны и существенных колебаний курса национальной валюты. Получать разрешение на оформление кредитного договора не нужно, как и проводить процедуру его специальной регистрации.

Если сумма кредита равна или больше 5000 долларов США или резидентом выступает физическое лицо, то требуется оформить паспорт такой сделки. В противном случае участники соглашения будут оштрафованы.

Процедура предоставления бумаг, оформления, ведения и списания паспорта закреплена в Инструкции Центробанка №117-И.

Если деньги предоставляются в иностранной валюте, то большинство расчетов по сделке должны осуществляться в рамках специального счета, созданного в уполномоченном банке.

Видео (кликните для воспроизведения).

Что касается налогообложения, то начисление и выплата НДС не предусмотрена, если выдача и возврат займа осуществляется на беспроцентной основе. Деньги, полученные или возвращенные по кредитному соглашению, не будут считаться доходами или расходами в рамках налога на прибыль. Другие расходы в разрезе предоставления кредита отражаются в документации как прочие траты и также не облагаются налогом.

Предоставление валютного займа нерезиденту

Если речь идет о предоставлении денег нерезиденту, срок возврата не имеет значения. Займ нерезиденту от резидента в валюте происходит по следующему алгоритму:

  1. Кредитор-резидент переводит оговоренные средства на открытый валютный счет «Р2».
  2. С данного счета деньги переводятся на счет заемщика-нерезидента.
  3. Резервные средства будут возвращены банком резиденту через 16 дней.

При такой форме валютного оборота также требуется составление паспорта сделки.

Законодательством России не разработано никаких лимитов по возвращению кредита в валюте и уплате прописанных в договоре процентов. Эта операция не требует учета и проверок уполномоченными банками алгоритма кредитных операций.

Чтобы провести процедуру погашения займа, нерезидент переводит денежные средства с имеющегося у него банковского счета на транзитный счет кредитора. В паспорте сделки при этом обязательно делаются соответствующие отметки.

Читайте так же:  За какие объекты недвижимости платят налоги

В случае, когда резидентом является физическое лицо — выдача ему кредитных средств производится с помощью специального банковского счета типа «Ф»; денежные средства нерезиденту-заемщику могут быть переведены именно так. Потребность в оформлении паспортов сделки отсутствует.

Чтобы физическое лицо-резидент могло получать выплаты с целью погашения долга и накопившихся процентов, специально открытого банковского счета не требуется. Деньги поступают на личный банковский счет заемщика.

Валютное регулирование займов

Все валютные операции на территории нашей страны, в том числе и займы от нерезидента, контролируются нормами Федерального закона №173-ФЗ.

В рамках нормативного акта транзакции по выдаче и возврату займов в иностранной валюте между указанными субъектами считаются операциями по перемещению капитала. Такие взаимоотношения контролирует Центробанк, который правомочен формировать требования о внедрении и применении отдельного счета, а также резервировании части заемной суммы.

Нормативные акты не ограничивают валютные переводы резидента в счет выплаты процентов, а также в плане погашения «тела» кредита, в том числе при выдаче займа иностранцу. Подобные транзакции резиденты могут выполнять с действующего валютного счета. Кредиты можно погашать досрочно. Резидент может зачислить на счет необходимую сумму для последующих транзакций и платежей, которые нужны для обслуживания кредита на внутреннем валютном рынке. Займ нерезиденту в рублях переводится с расчетного счета кредитора на специальный, а уже оттуда на рублевый счет заемщика.

Если резидент выдает кредит в рублях нерезиденту

При предоставлении заимодавцем резидентом рублевых займов нерезиденту порядок выдачи должен быть следующим:

  1. Займ нерезиденту в рублях перечисляется резидентом с расчетного счета на специальный «В1» резидента.
  2. Резервные средства перечисляются в размере 25% на 15 дней.
  3. Организация или физическое лицо-нерезидент может перечислить заемные денежные средства со специального счета типа В1 на свой обычный рублевый.
  4. Спустя 15 дней уполномоченный банк полностью возвращает нерезиденту резервную сумму.

При осуществлении денежных переводов в российских рублях хозяин открытого счета должен предоставить в банк соответствующий пакет подтверждающих документов.

По вопросам погашения кредита или займа никаких ограничений для обеих сторон не предусмотрено. Указанные платежи переводятся на расчетный счет резидента. Займ от резидента нерезиденту может быть погашен раньше времени окончания договора.

Особенности погашения кредита

Ограничений в законодательстве по возврату кредитных средств нерезиденту резидентом не предусмотрено. Возврат кредитных средств проводится обычно путем перечисления на счет заимодавца. Не имеется также законодательных ограничений в вопросах касающихся досрочного возвращения заемных денежных средств.

В этом случае резидент-заемщик может погасить займ от нерезидента путем перевода денег со счета на другой счет, зарегистрированный в иностранной валюте. Чтобы произвести подобную валютную операцию, физическое лицо может приобретать необходимую денежную массу на внутреннем денежном рынке. Все эти валютные операции закрепляются соответствующими записями при оформлении паспортов сделки.

Предоставление валютного займа от нерезидента резиденту

Процедура предоставления кредитором-нерезидентом валютного займа резиденту теперь напрямую связана со сроком полного возвращения основного денежного долга. Специальные счета потребуются тогда, когда срок полного погашения кредитного долга составляет время более трех лет. В других случаях можно обходиться без использования этих вариантов.

При получении денежного кредита, предоставленного в иностранной валюте от кредитора-нерезидента сроком меньше 3 лет, Центробанком предусмотрен следующий алгоритм действий:

  1. Нерезидент производит трансфер на валютный банковский счет, открытый на имя заёмщика резидента в отделении уполномоченного банка.
  2. Далее резидент осуществляет вывод денег с транзитного на собственный специальный счёт. При этой процедуре резидент переводит 2% от переведённой суммы в качестве резерва для передачи Центральному банку РФ.
  3. Следующим шагом служит алгоритм трансфера денег резидента в иностранной валюте, которые должны быть переведены со специального на собственный действующий валютный счет.
  4. По истечению годичного срока отделение уполномоченного банка производит возвращение резиденту денежных средств из полученного резерва.
  5. Операции, которые могли бы быть прямо запрещены.

Если время погашения валютного кредита больше чем три года, Центральный банк Российской Федерации разработал процедуру выдачи займа от нерезидента без применения специального счета. Займ, передаваемый от нерезидента резиденту, в таком случае сразу поступает с транзитного банковского счета, открытого в отделении уполномоченного банка на соответствующий валютный счет заемщика резидента.

При совершении различных валютных операций, которые могут быть связаны с выдачей кредитов резидентам, хозяева банковских счетов обязаны предоставить банку пакет документов, предусмотренных действующим законодательством. Поступления кредитных или займовых средств на счет резидента не считаются объектами обязательной реализации части прибыли в валюте.

По любой сделке с валютными кредитными средствами составляется специальный паспорт. Исключениями при оформлении паспортов сделок служат следующие варианты предоставления валютного займа:

  1. Выдача валютного кредита или займа нерезидентом физическому лицу-резиденту, которое при этом не является индивидуальным предпринимателем, если валютные операции производятся в рамках контракта.
  2. При выдаче нерезиденту кредита организацией-резидентом.
  3. При разных типах валютных операций между нерезидентом и учреждениями исполнительной власти.
  4. При совершении сделок, если сумма предоставляемого кредита не превышает 5 000 долларов.

Получение займа от нерезидента

Порядок получения валютных займов напрямую связан с периодом полного возврата «тела» кредита вместе с процентами. Специальный счет не требуется, если срок действия услуги составляет менее трех лет.

Процедура получения и использования валютного займа на более короткий период выглядит следующим образом:

  1. Нерезидент перечисляет средства на транзитный счет заемщика в выбранном банке.
  2. Резидент выводит деньги с транзитного счета на личный валютный счет (2% от суммы на время резервируются в ЦБ).
  3. Резидент распоряжается деньгами по собственному усмотрению.
  4. По истечении года сумма резерва также поступает на счет резидента.
  5. Заемщик осуществляет выплату на транзитный счет, откуда они переводятся нерезиденту.

Если период действия займа более продолжительный, то заемщику, кроме личного, необходимо открыть еще и специальный счет. Деньги с транзитного счета переводятся на специальный, а уже оттуда резиденту.

Более сложный порядок перечислений связан с необходимостью регулирования ЦБ всех подобных операций.

В разрезе погашения задолженности какие-либо ограничения отсутствуют. Возврат займа производится обычным способом, путем перечисления на счет заимодавца. Нет ограничений и по досрочной выплате кредита. Необходимую сумму валюты для погашения заемщик может купить привычным способом.

Порядок получения денег в долг от нерезидента

Технически получение и использование валютного займа для заемщика-резидента России пошагово

  1. Нерезидент (из Белоруссии) перечисляет средства на транзитный валютный счет заёмщика в банке.
  2. Резидент выводит 98% поступивших средств с транзитного на личный валютный счет (оставшиеся 2% резервируются ЦБ на год, по истечении года резерв поступает на счет резидента).
  3. В период действия договора займа резидент распоряжается средствами без ограничений со второй стороны сделки.
  4. Возврат займа производится перечислением на тот же транзитный счет, откуда средства поступили ранее.

При договорном периоде свыше 3 лет понадобится специальный счет для проводки денег с транзитного счета и лишь далее средства «уйдут» резиденту.

Все валютные контракты от 3 млн рублей для импорта и кредитов и от 6 млн рублей (сумма учитывается в эквиваленте в любой валюте) для экспорта подлежат учету со стороны отдела валютного контроля банка. Поэтому по валютным контрактам следует соблюдать сроки расчетов и поставок.

Читайте так же:  Порядок получения социального налогового вычета на лечение

В паспорте сделки фиксируются все операции. Если кредитором валютного займа выступает физическое лицо, правилам заемные средства зачисляются на спец счет.

Какие штрафы за нарушение валютного законодательства

Наличии штрафов за нарушение сроков возврата денег по договору займа юр.лицами предусмотрено ст. 15.25 КоАП N 195-ФЗ.

Заимодавец отвечает за возврат долга от лица, которому выданы деньги. Если долг от нерезидента невозвратен, кредитующей стороне могут начислить штрафов

  • 1/150 ключевой ставки ЦБ за каждый день просрочки.
  • От ¾ до одного размера незачисленной суммы.

Штраф для должностных лиц юр.лиц, нарушивших валютное законодательство от 20 тысяч рублей.

Для обычных граждан — физических лиц, штрафов за нарушение сроков возврата займа от иностранца нет. Однако, в договоре следует указывать дату возврата долга, иначе банкиры не одобрят платеж.

Подписан закон о репатриации займов, выданных нерезидентам

Президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 3 апреля 2018 года № 64-ФЗ. Он касается российских организаций и предпринимателей, практикующих выдачу займов нерезидентам.

Данный закон принят в целях противодействия незаконному выводу денежных средств за рубеж недобросовестными хозяйствующими субъектами с использованием договоров займа. Он устанавливает обязанность валютных резидентов РФ по репатриации (т.е. обязательному возврату в Россию) денежных средств от нерезидентов, причитающихся резидентам по договорам займа.

Согласно новой редакции статьи 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее – Закон о валютном контроле), при предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты РФ в виде займов нерезидентам резиденты обязаны в сроки, предусмотренные договорами займа, обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных (т.е. российских) банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями договоров займа.

Резиденты будут обязаны сообщать в уполномоченные банки информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров займа сроках исполнения нерезидентами обязательств по возврату предоставленных им резидентами займов.

Также закон дополняет перечень случаев, в которых резиденты вправе не зачислять валюту на свои банковские счета в уполномоченных банках. К таким случаям (применительно к договорам займа) отнесены:

  • предоставление резидентом нерезиденту средств по договору займа, связанному с финансированием геологического изучения, разведки и (или) добычи полезных ископаемых, содержащем условия о возможном невозврате денежных средств;
  • проведение зачета встречных однородных требований по договорам займа, заключенным между резидентом и нерезидентом, при условии, что встречное требование нерезидента возникло в результате предоставления резиденту займа посредством зачисления денежных средств на счет резидента, открытый в уполномоченном банке;
  • предоставление резидентом нерезиденту средств по договору займа, связанному с финансированием инвестиционной и (или) инновационной деятельности, содержащем условия о возможном невозврате денежных средств (при соблюдении ряда условий, предусмотренных пунктом 10 части 2 статьи 19 Закона о валютном контроле).

Кроме того, часть 4 статьи 15.25 КоАП РФ (устанавливающая административную ответственность для резидентов за нерепатриацию российской или иностранной валюты в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности) теперь специально дополнена случаем невыполнения резидентом в установленный срок обязанности по получению от нерезидента средств, причитающихся по договорам займа.

При этом санкция за указанное правонарушение не изменилась – это административный штраф на должностных лиц и юридических лиц

  • в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или)
  • в размере от 3/4 до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

Положения Закона о валютном контроле и части 4 статьи 15.25 КоАП РФ в вышеуказанной редакции не имеют обратной силы, т.е. не применяются к договорам займа, заключенным до даты вступления в силу Федерального закона № 64-ФЗ (т.е. до 13 апреля 2018 г.), за исключением тех договоров, существенные условия которых были изменены после вступления указанного закона в силу.

Займы между резидентами и нерезидентами: особенности выдачи, условия договора между физическими лицами

В статье мы рассмотрим, на каких условиях заключаются договоры займа между резидентами и нерезидентами. Разберемся, как возвращается займ, выданный резиденту в валюте, и в каком случае составляется паспорт сделки. В статье вы найдете нормы закона, регулирующие валютные операции между физическими лицами, и узнаете, когда надо платить налоги.

Предоставление резиденту займа в рублях нерезидентом

Если нерезидент не является уполномоченным банком, то условия выдачи заемных средств резиденту в рублях полностью зависят от времени окончания действия договора займа. Если срок погашения не превышает трех лет – требуется открытие специальных счетов. Если же срок больше трех лет – специальные счета не потребуются.

Центральный банк Российской Федерации и действующее валютное законодательство устанавливает следующий алгоритм рублевых валютных операций, проводимых по выдаче денежных кредитов заемщикам-резидентам в рублях на срок до трех лет.

  1. Нерезидент переводит денежные средства с рублёвого счета на счет типа «В2».
  2. Далее нерезидент переводит со специального счета «В2» деньги заемщику. Параллельно перечисляются 2% резервных средств на расчетный счет, открытый в отделении уполномоченного банка сроком на 1 год.
  3. После того, как истечет год, банк вернет средства нерезиденту на его рублевый счет.

Если длительность срока выдачи денежных средств нерезидентом резиденту составляет больше трех лет, никаких ограничений со стороны Центрального банка России не существует. Для того, чтобы выдать рублевый кредит резиденту, нерезидент перечислит денежные средства со своего обыкновенного счета в рублях.

Процедура погашения долга не предусматривает никаких препон со стороны валютного законодательства и Центрального банка России. Средства для погашения долга перечисляются с одного рублевого счета на другой. Никаких ограничений по досрочному погашению займа не предусмотрено. Это вопрос может быть ограничен только условиями договора.

Выдача займа нерезиденту

При валютном займе нерезиденту от резидента период пользования деньгами не влияет на процедуру выдачи кредита в целом.

Порядок получения денежных средств следующий:

  1. Кредитор перечисляет оговоренную сумму на открытый валютный счет.
  2. С данного счета средства переводятся на счет нерезидента.
  3. Банк перечисляет сумму резерва в течение 16 суток.

Такой порядок сделки предполагает обязательное оформление паспорта.

Лимиты кредита и величина процентных ставок законодательством не регулируются. Операция не предполагает проверку последовательности и других особенностей кредитных операций со стороны банковского учреждения.

В процессе погашения кредита нерезидент осуществляет перевод средств с личного счета на транзитный резидента. В паспорте делаются необходимые отметки обо всех операциях. Если кредитором выступает физ. лицо, то предоставление ему заемных средств осуществляется только на специальный счет.

Читайте так же:  Справка социальный налоговый вычет

Подписан федеральный закон, устанавливающий порядок репатриации резидентами на свои счета в уполномоченных банках денежных средств, предоставленных нерезидентам по договорам займа

Определено, что при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты РФ в виде займов нерезидентам резиденты, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) и (или) договорами займа, обеспечить в числе прочего получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями договоров займа.

При осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам в том числе информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров займа сроках исполнения нерезидентами обязательств по возврату предоставленных им резидентами займов.

Федеральным законом также расширен перечень случаев, при наличии которых резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту РФ, например:

при предоставлении резидентом нерезиденту иностранной валюты или валюты РФ по договору займа, связанному с финансированием геологического изучения, разведки и (или) добычи полезных ископаемых, перечень которых указан в статье 337 Налогового кодекса РФ, в случае если указанный договор займа содержит условия о том, что возврат предоставленных денежных средств зависит от факта и объема добычи полезных ископаемых и (или) размера выручки от их реализации и при наступлении указанных в договоре займа условий происходит невозврат денежных средств;

при проведении зачета встречных однородных требований по договорам займа, заключенным между резидентом и нерезидентом, при условии что встречное требование нерезидента возникло в результате предоставления резиденту займа посредством зачисления денежных средств на счет резидента, открытый в уполномоченном банке.

Уточнено, что резидент будет признаваться исполнившим обязанность по получению от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, в случае если он обеспечил получение страховой выплаты по договору страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств по заключенному с таким нерезидентом внешнеторговому договору (контракту), договору займа на свои банковские счета, открытые в уполномоченных банках, и (или) на банковские счета, открытые в уполномоченных банках резидента, являющегося выгодоприобретателем по такому договору страхования, в порядке и сроки, которые предусмотрены договором страхования, при наступлении страхового случая, предусмотренного установленным Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ «О банке развития» порядком осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, при условии что определенное договором страхования значение соотношения страховой суммы и страховой стоимости (уровень страхового возмещения) равно установленному названным порядком значению или превышает его.

Кроме того, часть 4 статьи 15.25 КоАП РФ дополнена новым составом правонарушения в виде невыполнения резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся от нерезидента в соответствии с условиями договора займа.

Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

При этом предусмотрено, что положения Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (в редакции настоящего федерального закона) и части 4 статьи 15.25 КоАП РФ (в редакции настоящего федерального закона) не применяются к заключенным до дня его вступления в силу договорам займа, за исключением договоров, существенные условия которых после дня его вступления в силу были изменены.

Если физическое лицо получило займ от нерезидента

Система валютного контроля (механизм валютного регулирования), которая действовала до середины 2004 года, предусматривала алгоритм проведения манипуляций с иностранной валютой, связанных с выдачей и получением займов и кредитов, который полностью зависел от времени возврата полученных заемных средств.

Вышедший в свет в 2003 год закон несколько изменил привычный порядок действий и предусматривает новые инструкции в данном направлении. Согласно этому документу, все валютные операции перестали подразделяться на текущие и капитальные и теперь подразделяются на следующие классы:

  1. Регулируемые – то есть те, по отношению к которым возможно установить инструкции и ограничения со стороны Центробанка или Правительства Российской Федерации. Это может быть предварительная регистрация или использование процедуры резервирования либо специальных банковских счетов.
  2. Нерегулируемые – те, к которым подобные меры применены быть не могут и они не нуждаются валютном контроле.
  3. Операции, которые могли бы быть прямо запрещены.

К категории регулируемых при этом относятся все операции, производимые в иностранной валюте, которые могут быть осуществлены между лицами — нерезидентами и резидентами. Это происходит вне связи с размером и срока кредитования и вида валюты. К таким операциям, связанным с процедурой кредитования без связи с типом иностранной валюты, Центробанк РФ может ввести требования об использовании резервирования и открытия специальных счетов.

Налогообложение валютных кредитов

При расчете налога на получаемую прибыль проценты по договору займа или кредита не делают большими доходы заемщика, облагаемые налогом. Зарезервированные при этом банками суммы в перечень расходов не должны включаться. Залоговая сумма также не принимает участия в формировании сумм налоговой базы.

Финансовые расходы в форме денежных средств, затраченных на погашение основной кредитной задолженности, также не подлежат обложению налогом и не входят в налоговую базу.

В качестве дополнительных финансовых расходов, связанных с предоставлением заемных средств, может быть отнесена плата за использование юридических сопровождающих и страховых услуг и пр.

Если заемщик допускает несоблюдение обязательств по имеющемуся кредитному договору или договору займа, в отношении его могут быть назначены штрафные мероприятия. При начислении налога в этом случае суммы штрафных санкций отражаются в качестве внереализационных расходов.

Затраты на банковские услуги

При погашении кредита заемщик несет расходы не только в виде процентов, но и вынужден оплачивать услуги банков. К примеру, это может быть открытие кредитной линии, оценка имеющегося предмета залога, вида ценных бумаг и ряд других статей расходов.

При осуществлении расчета налогов на полученную прибыль учет кредитных расходов зависит от тех целей, на которые был взят кредит.

В некоторых случаях заемные средства могут быть израсходованы и на другие цели. К примеру, заемщик воспользовался кредитными средствами для того, чтобы предоставить займ своему контрагенту. В этом случае затраты на банковские расходы не будут признаны экономически обоснованными и не могут отвечать этой статье расходов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Банк, выдающий кредитные средства заемщику, может брать плату за открытие кредитной линии. Эта плата может быть фиксированной или же в виде увеличения процента по займу.

Источники

Выдача займа нерезиденту валютный контроль
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here