Выездная налоговая проверка крупнейших налогоплательщиков

С 01.01.2015 крупных налогоплательщиков смогут «мониторить»

С 2015 года введена новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг. Соответствующие дополнения внесены в часть 1 НК РФ законом от 04.11.2014 № 348-ФЗ.

В рамках мониторинга налоговые органы смогут контролировать правильность исчисления и своевременность уплаты налогов фактически в онлайн-режиме. По желанию налогоплательщика это будет происходить посредством представления контролерам (п. 6 ст. 105.26 НК РФ):

  • необходимых документов (информации) в электронной форме; или
  • доступа к информационным системам, в которых содержатся указанные документы (информация).

Мониторинг осуществляется на добровольной основе — на основании заявления организации и принятого по нему решения налогового органа (пп. 2, 3 ст. 105.26 НК РФ).

Однако воспользоваться таким правом могут не все, а только крупные налогоплательщики. Ведь обратиться в инспекцию с соответствующим заявлением вправе лишь организации, у которых одновременно (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):

  • совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, подлежащих уплате за год, предшествующий году подачи заявления, без учета налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 млн руб.;
  • суммарный объем полученных доходов — не менее 3 млрд руб.;
  • совокупная стоимость активов на 31 декабря указанного года также не менее 3 млрд руб.

А похвастать такими объемами могут не многие.

Плюсы мониторинга

Для налогоплательщика такой мониторинг может быть выгоден прежде всего потому, что на период его проведения вводятся ограничения на камеральные и выездные налоговые проверки. Но здесь предусмотрен ряд исключений. Так, этот своеобразный иммунитет не распространяется на камеральные проверки (п. 1.1 ст. 88 НК РФ):

  • деклараций по НДС (и акцизам) с налогом к возмещению;
  • уточненных деклараций, в которых уменьшена сумма налога к уплате или увеличен убыток;
  • деклараций (расчетов), представленных позднее 1 июля года, следующего за годом, в котором ведется мониторинг.

В части выездных проверок исключения предусмотрены для случаев (п. 5.1 ст. 89 НК РФ):

  • выездной проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за мониторящей инспекцией;
  • досрочного прекращения мониторинга;
  • невыполнения налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа;
  • представления за мониторинговый период уточненки, в которой сумма налога к уплате уменьшена по сравнению с ранее поданной декларацией (расчетом).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Еще один обещанный плюс — возможность обращения в инспекцию с целью получения ее мотивированного мнения по сложным или спорным вопросам. При наличии сомнений в правильности налогообложения тех или иных операций организация сможет направить в налоговый орган запрос на получение такого мнения, а контролеры будут обязаны его сформулировать (п. 4 ст. 105.30 НК РФ). Причем исполнение этого мнения будет являться основанием для освобождения организации от ответственности и пеней (п. 8 ст. 75, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Как проводится обжалование акта выездной налоговой проверки

О завершении выездной налоговой проверки свидетельствует составленная налоговиками справка. После ее оформления у инспекторов есть 2 месяца для составления и передачи акта (п. 1 ст. 100 НК РФ), в котором указывается:

  • дата;
  • реквизиты проверяемого лица;
  • Ф. И. О. проверяющих из ИФНС;
  • номер решения о проведении проверки;
  • документы, которые были представлены налогоплательщиком;
  • период проверки;
  • прочая важная информация.

Подробнее об этом речь идет в материале. Здесь же можно найти и образец акта.

После получения акта у налогоплательщика есть возможность для обжалования в течение месяца. Как это лучше сделать, подскажет наша статья «Возражения на акт выездной налоговой проверки — образец».

После рассмотрения возражений ИФНС в течение 10 дней (согласно п. 1 ст. 101 НК РФ этот срок может быть продлен на 1 месяц) принимает решение о привлечении или непривлечении к ответственности проверяемого лица.

Как исчисляется срок проведения выездной налоговой проверки

Период проведения выездной налоговой проверки, как правило, варьируется от 2 до 6 месяцев. Зависит это от следующих факторов:

  • принадлежит ли фирма к числу крупнейших налогоплательщиков;
  • имеются ли у нее обособленные подразделения;
  • нарушал ли налогоплательщик сроки представления запрошенной информации;
  • прочие факторы.

Отметим, что выездная налоговая проверка может быть приостановлена на срок до 6 месяцев (или до 9 месяцев — в случае ожидания информации от иностранных органов в рамках международных контрактов). Такое приостановление осуществляется посредством передачи проверяемому лицу соответствующего решения. С момента «заморозки» выездной налоговой проверки ее срок перестает исчисляться и налоговики уже не вправе:

  • находиться у налогоплательщика;
  • запрашивать документы;
  • производить осмотр помещений;
  • осуществлять прочие мероприятия.

Обратите внимание: если налоговики выставили требование, после чего приостановили проверку, обязанность представления документов за налогоплательщиком сохраняется.

Число таких «заморозок», согласно п. 9 ст. 89 НК РФ, может быть равно числу контрагентов проверяемого налогоплательщика. При этом сроки продолжают исчисляться после возобновления выездной налоговой проверки, что сопровождается принятием соответствующего решения.

Где взять план выездных налоговых проверок на 2018 год

План выездных налоговых проверок ежегодно размещается на сайте ФНС до 31 декабря года, предшествующего году проведения контрольных мероприятий. Поэтому, кому грозит в 2018 году выездная налоговая проверка, 2017 год уже показал.

С учетом п. 4 ст. 89 НК РФ в 2018 году налоговики могут провести выездную налоговую проверку в отношении 2015, 2016, 2017 годов. При этом арбитры допускают, что в ходе выездной налоговой проверки контролирующие органы вправе затребовать документы текущего года, т. е. помимо ранее указанных годов нужно быть готовыми представить документацию, относящуюся к 2018 году.

Подробности — в наших материалах:

Право ИФНС на выездную проверку

Законодательно определено, что право на проведение выездной налоговой проверки имеет тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит налогоплательщик. Хотя существуют и исключения, действующие для крупнейших налогоплательщиков и обособленных подразделений.

Также важную роль играют дата постановки на учет в качестве налогоплательщика в определенном налоговом органе и дата внесения изменений в реестр учета.

Так, если при смене местонахождения своевременно не внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, то выездную налоговую проверку будет проводить налоговый орган по прежнему месту нахождения. Если такая ситуация возникнет по вине налоговой инспекции в связи с нарушением требований и сроков регистрации, то выездная налоговая проверка также будет проведена инспекцией по старому месту регистрации (постановление ФАС Поволжского округа от 29.05.2013 № А65-25327/2012).

Читайте так же:  Упрощенная система налогообложения нулевая декларация

Другие ИФНС не вправе назначать проверку налогоплательщиков, находящихся вне зоны их юрисдикции. Так, налоговый орган, у которого на учете числится лишь недвижимость и транспорт, но не сам налогоплательщик, не может назначить последнему выездную налоговую проверку.

Какова продолжительность выездной налоговой проверки?

Срок выездной налоговой проверки составляет 2 месяца, но в то же время НК РФ дает возможность налоговым органам как продлевать его, так и приостанавливать. Инспекторы очень часто пользуются этими возможностями, когда нужно выяснить, является ли совершение определенной хозяйственной операции нарушением, или же изучить дополнительные материалы, касающиеся деятельности проверяемого лица.

О случаях, когда налоговые органы могут продлить срок выездной проверки, читайте в материале «Как и когда может быть продлена выездная налоговая проверка».

Срок, на который инспектор имеет право продлевать проверку, составляет 4 (6) месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), а приостановить — 6 (9) месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ). Таким образом, если в течение контрольного мероприятия налоговики прибегают к описанным выше методам, то максимальный срок проверки может составить 1 год и 3 месяца.

Исключением является выездная налоговая проверка конкретного филиала или представительства — она должна быть проведена в течение 1 месяца. В данном случае законодатель предоставил контролерам только право на приостановление.

Срок выездной налоговой проверки начинает исчисляться со дня вынесения решения о проведении этого контрольного мероприятия, а заканчивается в день составления справки по результатам проверки (указанный документ должен быть вручен в тот же день).

Следовательно, можно выделить основные этапы проводимой проверки:

  • начало выездной налоговой проверки (вручение решения о проведении);
  • процесс проведения проверки (максимально — 1 год 3 месяца);
  • завершение проверки (составление справки о проведении выездной налоговой проверки).

Таким образом, в указанные выше сроки контролеры обязаны успеть провести все запланированные мероприятия, а также те, которые возникли в процессе проверки. Если же инспекторы получили какие-либо доказательства после истечения срока, то приобщать их к материалам выездной налоговой проверки они не имеют права (постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 № Ф03-2248/2009).

Также стоит отметить, что такое нарушение не предполагает отмены решения и результатов выездной налоговой проверки полностью, так как существует только одно формальное обстоятельство, способное повлиять на решение суда, — это нарушение процедуры участия налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Более подробно о сроках выездной налоговой проверки рассказано в материале «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Как уже отмечалось выше, началу выездной налоговой проверки предшествует подготовка основного документа, дающего право на проведение контрольного мероприятия, — решения о проведении выездной налоговой проверки и, соответственно, вручение его проверяемому юридическому или физическому лицу.

Этому документу стоит уделить особое внимание, так как он является основанием для осуществления комплекса контрольных мероприятий. Зачастую некомпетентные инспекторы пренебрегают обязанностью своевременно вручить и ознакомить налогоплательщиков с решением, но это является грубой ошибкой и может быть использовано проверяемыми лица как аргумент при подтверждении нарушения процессуальных норм.

Решение о проведении выездной налоговой проверки имеет право составить только тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит проверяемый налогоплательщик. В этом документе отражается информация о субъекте контроля, предмете проверки (перечень проверяемых налогов), периоде проверки и о составе проверяющей группы. Решение обязательно должно быть подписано руководителем налоговой инспекции либо его заместителем.

Минусы мониторинга

Во-первых, «расплатой» за указанные выгоды будет полная открытость организации для налогового органа.

Во-вторых, мониторинг не избавит компанию от проблем (проверок) при возмещении НДС. А как показывает практика, возмещение — один из самых больных вопросов налогового администрирования.

Из цикла откровений налогового инспектора: Выездная налоговая проверка «на страже» процветания вашего бизнеса. Продолжение

В предыдущей рассылке ( это здесь) мы рассмотрели основные «критерии риска» назначения выездной налоговой проверки и их привязку к доходам налогоплательщика. Установили, что налоговые органы действуют по принципу «Робин Гуда», что касается размера кошелька налогоплательщика и на этом закончили, впрочем как и закончились все сходства с этим благородным персонажем.

Сейчас перейдем к налогоплательщикам с небольшими оборотами (условно до 100 млн. руб.), которые проходят по критериям риска, но установить для них предполагаемую сумму к доначислению не удалось или она незначительна.

Такие налогоплательщики могут приглашаться налоговым органом на комиссии по легализации налоговых баз.

Комиссии создаются в как налоговых органах, так и при администрациях муниципальных образований. К работе комиссий могут привлекаться представители региональных отделений внебюджетных фондов, правоохранительных органов, инспекции по труду, а также других органов.

Здесь налогоплательщику указывают на его огрехи и предлагают уточнить свою налоговую отчетность с доплатой соответствующих налоговых платежей в добровольном порядке под угрозой назначения выездной проверки.

В рамках данных комиссий налоговики ввели интересную практику. Выявив, скажем, с десяток «проблемных» контрагентов у налогоплательщика, его приглашают на встречу и показывают только двух с просьбой сдать соответствующую уточненную декларацию по НДС и налогу на прибыль. Если налогоплательщик поддался (здал «уточненку» и доплатил налог), приглашают снова и указывают еще на пару — тройку «проблемников». Так проверяют налогоплательщика на платежеспособность и податливость к увещеваниям, являющиеся для инспектора неоценимыми качествами «налогоплательщика проверяемого»

Если же налогоплательщик по данным анализа его деятельности имеет резервы для повышения уровня уплаченных налогов, но не предпринимает никаких действий (не представляет уточненную отчетность, не соглашается повысить размер уплачиваемых налогов), то комиссией принимается решение о проведении мероприятий налогового контроля. В частности, проведение выездной проверки, если предполагаемые нарушения покрывают минимально установленный размер доначислений.

Что касается так называемых фирм-«однодневок», то специальным Порядком проведения мероприятий налогового контроля в отношении организаций (физических лиц), участвующих в схемах уклонения от налогообложения и «обналичивания» денежных средств, утвержденным ФНС, установлено, что проведение проверок в отношении налогоплательщиков, не осуществляющих реальную финансово-хозяйственную деятельность и не получающих налоговую выгоду от участия в схемах уклонения от налогообложения», не допускается, поскольку доначисления налоговых платежей таким организациям образует невозможную к взысканию недоимку.

Читайте так же:  Какая ответственность предусмотрена за неуплату налогов

Этим же порядком указывается на необходимость проведения налоговыми органами работы по выявлению налогоплательщиков, реально осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность, получающих налоговую выгоду от участия в схемах уклонения от налогообложения, для дальнейшего решения вопроса о проведении в отношении таких налогоплательщиков мероприятий налогового контроля и выездных налоговых проверок.

Раскручивать схему начинают с выявления «номиналов», фирм- «однодневок».

Порядок устанавливает следующие первичные признаки «номинальности» налогоплательщиков:

  • Организации (физические лица) не представляющие налоговую отчетность либо представляющие «нулевую» отчетность более одного налогового периода (календарного года) и имеющие значительное движение денежных средств, позволяющее предполагать участие в схемах уклонения от налогообложения и «обналичивания» денежных средств;
  • Организации (физические лица), у которых данные налоговой отчетности значительно отличаются от данных по движению денежных средств на расчетных счетах в банках;
  • Организации (физические лица) («однодневки» либо «проблемные»(1) в отношении которых из внешних источников получена информация об участии в схемах уклонения от налогообложения и «обналичиванию» денежных средств;
  • «Однодневки» либо «Проблемные» налогоплательщики, которые выявлены в ходе ранее проводимых мероприятий налогового контроля (камеральных и выездных налоговых проверок либо иных мероприятий).

Особый интерес для дальнейшего контроля представляют следующие «однодневки» либо «проблемные» налогоплательщики:

  • отражающие в отчетности доходы в сумме более 10 млн. руб. при почти нулевых платежах в бюджет;
  • оборот по расчетному счету которых составляет более 500 млн. руб., операции не связанны с исполнением комиссионных (агентских договоров), отсутствуют перечисления на заработную плату, на содержание бизнеса и говорят о наличии разносторонней деятельности, не соответствующей заявленному виду деятельности.

Налоговая Инспекция, анализируя движения денежных средств по расчетным счетам таких налогоплательщиков, выявляет их контрагентов (чаще всего покупателей), расчеты с которыми превышают 5 млн. рублей.

Вопрос о проведении (не проведении) мероприятий налогового контроля в отношении контрагентов, расчеты с которыми не превышают 5 млн. руб., решается инспекцией самостоятельно.

Далее в отношении контрагентов проводятся следующие мероприятия налогового контроля:

  • направляются запросы в кредитные учреждения о представлении информации о движении денежных средств по расчетным счетам (с указанием назначения платежей), проводится анализ движения денежных средств;
  • анализируется информация данных содержащихся в ПК «ЭОД местный уровень» и федеральных ресурсах;
  • при необходимости, у контрагента запрашиваются документы (информация) («встречная» проверка);
  • в отношении каждого контрагента участника схемы из «цепочки» движения денежных средств устанавливается принадлежность (не принадлежность) к категории налогоплательщиков, имеющих признаки «анонимных» структур;
  • устанавливается наличие (отсутствие) взаимозависимости организаций (физических лиц), участвующих в схеме движения денежных средств;
  • в отношений руководителей и учредителей каждого контрагента участника схемы из «цепочки» движения денежных средств с использованием удаленного доступа к федеральным ресурсам устанавливается перечень организаций в которых указанные лица являются учредителями и руководителями;
  • проводятся допросы руководителей и учредителей контрагентов участника схемы либо направляются поручения на проведение допросов (при отсутствии информации о допросе в специальном информационном ресурсе «Сведения о контрольной работе в отношении «анонимных» структур).

По мере проведения мероприятий налогового контроля, и поступления соответствующей информации по каждому участнику «цепочки» движения денежных средств, графически отображается схема движения денежных средств с суммами перечислений (доли в процентах), а также указывается принадлежность данных организаций к «однодневкам» либо организациям, реально осуществляющим финансово-хозяйственную деятельность — выгодоприобретателям.

Мониторинг организаций на наличие у них признаков номинальных структур сейчас проводится районными налоговыми инспекциями в текущем режиме с использованием специальных электронных систем обработки данных. Данная работа строго регламентирована и районные инспекции ежеквартально отчитываются в вышестоящие налоговые органы о ходе ее проведения.

Делаем выводы:


Учитывая что налоговые органы предают большое значение платежеспособности налогоплательщиков, включаемых в план выездных проверок, и выручка налогоплательщика при прочих равных условиях является первичным фильтром для дальнейшего отбора, по уровню риска назначения выездной проверки можно выделить следующие категории налогоплательщиков:

Полный охват финансово-хозяйственной деятельности выездными проверками, проводимыми с периодичностью 1 раз в два года. Важно помнить, что налогоплательщик, который подпадает под критерии крупнейшего, устанавливаемые ФНС России, в соответствии с графиком переводится на учет в межрегиональную (межрайонную) инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, о чем его уведомляют заказным письмом по установленной форме. При этом инспекция, из которой он переводится, в случае если последние три года не были охвачены выездной проверкой, обязана выйти на проверку до фактической передачи налогоплательщика в инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.

2. Налогоплательщики с годовой выручкой, превышающей 100 млн. руб. в год.

3. Налогоплательщики с годовой выручкой до 100 млн. руб. год.

В соответствии с внутренним Порядком включения налогоплательщиков в план выездных проверок, инспекциями должен обеспечиваться в первоочередном порядке охват выездными проверками налогоплательщиков, осуществляющих реальную финансово-хозяйственную деятельность с выручкой более 100 млн. руб.

Здесь не устанавливаются требования к обязательному соблюдению периодичности назначения проверок, как в случае с крупнейшими налогоплательщиками, раз в два года. Но нужно понимать, что инспекции ведут списки таких налогоплательщиков и постоянно анализируют их финансово-хозяйственную деятельность на предмет ее «рисковости» и возможности предъявления налоговых претензий, тем самым определяя приоритетность назначения проверок в отношении отдельных налогоплательщиков уже внутри группы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Налогоплательщики с выручкой менее 100 млн. руб. проверяются по остаточному принципу при наличии достаточных оснований полагать о совершении ими налоговых правонарушений (по совокупности «критериев риска», по информации получаемой из внутренних и внешних источников).

Данная классификация наглядно демонстрирует принцип «догоняющей и убегающей толпы»: безопаснее всего раствориться в многочисленной третьей группе налогоплательщиков (если нет условий для применения спецрежимов), при этом не использовать чрезмерно агрессивные, провоцирующие налоговые органы методы оптимизации налогообложения. Особое внимание необходимо уделять соотношению показателей финансовой и налоговой отчетности. Например, значительные отклонения в показателях, резкие скачки легко фиксируются с помощью вычислительной техники, активно используемой налоговиками.

Последовательное (с учетом реальной деловой цели) структурирование бизнеса в рамках группы компаний позволяет рассредоточить финансовые потоки, а следовательно и налоговые риски, перевести по возможности отдельные направления бизнеса на льготные специальные режимы налогообложения, и скрыться от непосредственного внимания налоговых органов в бурлящем потоке налогоплательщиков.

Сноски:

1. «Однодневки» либо «проблемные» — по сути то же, что «черное» или «темно серое», разница в оттенках. «Проблемные» контрагенты, как правило уплачивают налоги в символическом размере, явно не соответствующем их оборотам, они ведут учет и предоставляют отчетность в налоговые органы. Но эта отчетность отражает не реальные, а явно фиктивные доходы и расходы, исходя из которых и рассчитывается эта символическая величина налогов. В остальном они одинаковы: номинальные руководитель и учредитель, адрес «массовой» регистрации, отсутствие основных средств и хозяйственных операций и т.д. В общем, сути это не меняет, те и другие создаются не для осуществления реальной хозяйственной деятельности, а для недобросовестной оптимизации налоговой нагрузки и вывода денег. Такое разделение введено рассматриваемым внутренним Порядком и носит чисто условный характер, и для практики особого значения не имеет.

Читайте так же:  Торговые ограничения экспортный и валютный контроль

Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)

Итоги

Целью проведения налоговой проверки является контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов. Порядок проведения выездной налоговой проверки регулируется ст. 89 НК РФ. Результаты проверки могут быть отменены только в случаях существенных нарушений со стороны налогового органа, например при непредставлении налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и дать пояснения.

Выездная налоговая проверка — сроки, порядок проведения

Выездная налоговая проверка — глобальное контрольное мероприятие, которое сопровождается подготовкой большого объема документов и нахождением налоговых инспекторов у налогоплательщика. Обо всех ее нюансах мы расскажем в нашей рубрике, посвященной данному виду налоговых проверок.

Где проводится согласно НК РФ выездная налоговая проверка?

Местом проведения выездной налоговой проверки являются помещения или офис налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ). Но иногда бывает так, что размер помещений не позволяет расположиться там всей проверяющей группе, и тогда проверка может быть проведена в налоговой инспекции.

О том, что у налогоплательщика отсутствуют возможности по размещению проверяющих, он должен сообщить сам, в противном случае это решение принимает руководитель проверяющей группы по факту выезда и осмотра помещений налогоплательщика.

Следует отметить, что на практике случается, что налоговый орган без получения соответствующего заявления и должного осмотра принимает решение провести выездную налоговую проверку в инспекции. Но это свидетельствует о том, что контролирующие органы нарушают действующий порядок проведения выездной налоговой проверки.

Такое мнение поддерживают и суды. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 20.08.2010 № КА-А40/8830-10 отменил решение, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки, проводимой в упрощенном варианте, из-за нарушения процедуры проведения.

Но в то же время если решение налогового органа не содержит существенных ошибок, то суды вряд ли встанут на сторону налогоплательщика только лишь потому, что выездная налоговая проверка была проведена в налоговой инспекции без соответствующего уведомления проверяемого лица (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2013 № А75-3810/2012).

Важным обстоятельством является то, что даже при проведении выездной налоговой проверки на территории контролирующего органа налогоплательщику необходимо выполнять все требования проверяющих, будь то запрос на представление документов либо требование на осмотр рабочих помещений.

Каков порядок проведения выездной налоговой проверки в 2017–2018 годах

Выездная налоговая проверка состоит из следующих этапов:

  1. Принятие руководителем ФНС решения о проведении выездной налоговой проверки.

Что представляет собой этот документ, можно узнать из публикации.

  1. Осуществление мероприятий по проверке соответствия ведения бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика нормам действующего законодательства.

Указанные действия сопровождаются:

  • запросом необходимой документации и пояснений, обосновывающих ту или иную хозяйственную операцию;

Подробности — в статьях:

При этом на практике ИФНС часто запрашивает документы, не относящиеся к предмету выездной налоговой проверки.

  • привлечением свидетелей, специалистов (в том числе переводчиков);
  • осмотром помещений; при этом не исключены случаи, когда в ходе осмотра налоговики могут провести инвентаризацию;
  • проведением экспертиз;
  • выемкой документов.
  1. Завершение процедуры сопровождается составлением справки, которая содержит предметное содержание выездной налоговой проверки, а также ее период.

Выездная налоговая проверка в 2019 году: список особенностей

Если вы или ваша организация стали объектом внимания налоговых органов и получили уведомление о выездной налоговой проверке в 2019 году, вам необходимо ознакомиться с особенностями такой проверки:

  • выездная налоговая проверка может быть проведена только по месту нахождения налогоплательщика (за исключением случаев, указанных в абз. 2, 3 п. 2 ст. 89 НК РФ);
  • главная цель проверки — установить, правильно ли были исчислены налоги и страховые взносы, а также вовремя ли они были уплачены (пп. 4, 17 ст. 89 НК РФ);
  • основным документом, подтверждающим начало выездной налоговой проверки, является решение о ее проведении (п. 1 ст. 89 НК РФ);
  • проверяемый период не может превышать 3 лет (п. 4 ст. 89 НК РФ);
  • налогоплательщик не может быть проверен более 1 раза по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • за календарный год может быть проведена только одна выездная проверка (исключение — когда решение о повторной проверке принято руководителем вышестоящего налогового органа ФНС РФ);
  • выездная проверка не может быть назначена в отношении специальной декларации (п. 2 ст. 89 НК РФ), которую физлицо вправе добровольно подать в ИФНС об имеющемся у него имуществе (недвижимости, транспорте, вкладах в банки или в уставный капитал организаций), а также о контролируемых им иностранных компаниях.

Может ли выездная проверка проводиться по налогоплательщикам, не попавшим в план проверок

Действующее законодательство не содержит такого понятия, как внеплановая выездная налоговая проверка, хотя на практике такое случается.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ситуации, когда ИФНС могут провести такую выездную налоговую проверку:

  • Ликвидация или реорганизация налогоплательщика. При этом период проверки также составляет 3 года, которые предшествуют году данного события.
  • Проведение повторной проверки, основаниями для которой является:
    • решение вышестоящего налогового органа — такая проверка проводится в целях контроля за деятельностью подведомственной ИФНС;
    • представленная уточненная декларация.
  • При поступлении информации о нарушении налогоплательщиком действующего законодательства. При этом такие сведения могут быть получены от физлиц, организаций или правоохранительных органов.

Таким образом, выездные налоговые проверки в 20172018 годах могли и не попасть в план ФНС, но при наличии вышеуказанных обстоятельств они все же могут быть проведены.

Выездная налоговая проверка с учетом специфики ее проведения — это всегда трудоемкий и затяжной процесс. Чем характеризуется выездная налоговая проверка, каков порядок ее проведения и о прочих особенностях этого контрольного мероприятия, вы всегда можете узнать из публикаций нашей рубрики «Выездная налоговая проверка».

Особенности налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков

Рубрика: Экономика и управление

Читайте так же:  Возмещение ндфл на приобретение лекарств

Дата публикации: 11.08.2014 2014-08-11

Статья просмотрена: 5086 раз

Библиографическое описание:

Вакуленко К. Э. Особенности налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков // Молодой ученый. — 2014. — №13. — С. 129-130. — URL https://moluch.ru/archive/72/12316/ (дата обращения: 20.02.2020).

Крупнейшие налогоплательщики — крупные организации-налогоплательщики, которые по показателям финансово-экономической деятельности и взаимозависимости с другими организациями относятся к категории крупнейших (критерии отнесения закреплены в приказе ФНС России от 16.05.2007 № ММ-3–06/[email protected]). Именно за счет их деятельности бюджет получает большую часть налоговых поступлений. Чтобы полностью проконтролировать «самых прибыльных» налогоплательщиков в РФ создаются отраслевые межрегиональные инспекции на федеральном уровне (далее — Межрегиональные инспекции) и межрайонные инспекции на региональном уровне (далее — Межрайонные инспекции) по крупнейшим налогоплательщикам. Создание таких инспекций позволяет обеспечить качественное обслуживание налогоплательщиков, эффективный налоговый контроль и рост доходов государства.

Ежегодно контрольным управлением ФНС России формируется Список организаций — крупнейших налогоплательщиков. Организации, переставшие удовлетворять установленным ФНС России критериям и исключенные из данного списка, продолжают считаться крупнейшими налогоплательщиками в течение трех лет. При постановке на учет организации — крупнейшего налогоплательщика выполняются следующие действия:

1) присваивается новый код причины постановки на учет (КПП);

2) вносятся данные в Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН);

3) выдается организации «Уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика». В нем указывается оставшийся без изменения идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), новый КПП и код из общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО) (с 1 января 2014 года — код из Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКВЭД)) [2].

До постановки на учет в Межрегиональной инспекции крупнейшие налогоплательщики подлежат налоговому администрированию в Межрайонной инспекции. Если в субъекте РФ не существует Межрайонной инспекции, то налоговое администрирование данных организаций осуществляется в налоговом органе по месту нахождения.

При постановке крупнейшего налогоплательщика на учет в Межрегиональной или Межрайонной инспекции он не снимается с учета в налоговом органе по месту нахождения [3].

Для проведения налоговыми органами камеральной налоговой проверки крупнейшие налогоплательщики обязаны представлять налоговые декларации (расчеты) в электронном виде [1].

Если крупнейший налогоплательщик состоит на учете в Межрегиональной инспекции, но расположен в другом субъекте РФ, либо имеет обособленные подразделения, находящиеся в других регионах, то региональные и местные налоги уплачиваются организацией в налоговый орган по месту нахождения, а налоговая декларация представляется по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика [3].

Срок проведения выездных налоговых проверок крупнейших налогоплательщиков — два месяца, но по решению руководителя (заместителя руководителя) ФНС России он может быть продлен до четырех или шести месяцев.

Выездной контроль крупнейших налогоплательщиков федерального уровня должен проводиться раз в два года, а регионального значения — раз в три года. Проверкой охватываются три календарных года деятельности организации [1].

Основной принцип проверки данной категории налогоплательщиков — проверка организации в целом, включая зависимые компании, наиболее значимых контрагентов и организации, выделившиеся из структуры крупнейшего налогоплательщика с активами или имуществом.

В налоговом администрировании крупнейших налогоплательщиков важное место занимают сотрудники, проводящие проверку. Проверка промышленного предприятия требует очень высокой специфической подготовки, и инспекторам недостаточно хорошего знания налогового законодательства. Необходимо в рабочий процесс деятельности Межрегиональных и Межрайонных инспекций внедрить регулярный учебный процесс с привлечением преподавателей горных институтов, представителей нефте- и газодобывающих предприятий и т. п. [5].

Одним из недостатков Межрегиональных инспекций является то, что они создаются на основе субъектного отраслевого принципа. Это выражается в том, что они контролируют налогоплательщиков, занятых в определенной отрасли производства, а не расположенных или осуществляющих деятельность на какой-либо территории. В связи с этим налогоплательщики выражают свое недовольство: «Почему находящиеся на Дальнем Востоке, в Сибири крупные организации вынуждены состоять на учете в Межрегиональных инспекциях, расположенных в Москве, и нести потери, связанные с необходимостью направлять в Москву документацию, отчетность, сотрудников в командировки и т. д.?» [4].

Решением данной проблемы может стать администрирование всех крупнейших налогоплательщиков Межрайонными инспекциями с возможностью при необходимости увеличения их количества и деления по отраслям.

Еще одним недостатком налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков является недостаточное регламентирование в налоговом законодательстве. Весь процесс администрирования «самых прибыльных» налогоплательщиков регулируется подзаконными актами Министерства финансов РФ и ФНС России, которые постоянно изменяются. В НК РФ ни один принципиально важный вопрос не раскрыт по существу.

Для урегулирования этого вопроса необходимо внести в НК РФ следующие изменения:

1) в статье 19 «Налогоплательщики и плательщики сборов» первой части НК РФ раскрыть понятие «крупнейший налогоплательщик»;

2) в главе 14 «Налоговый контроль» первой части НК РФ отразить особенности учета и контроля крупнейших налогоплательщиков, касаемые, в частности периодичности проведения выездных налоговых проверок, правил учета обособленных подразделений и т. п.

Из-за сложной структуры «самых прибыльных» налогоплательщиков, колоссальных потоков денежных средств, масштабного документооборота, осуществления огромного количества хозяйственных операций, наличия партнерских отношений с различными фирмами для крупнейших налогоплательщиков становится возможным применение различных налоговых схем, позволяющих снижать налоговое бремя. Поэтому специализированные инспекции являются необходимым условием полной и точной работы налоговых органов.

Выездная налоговая проверка. Планирование, порядок проведения и рассмотрения результатов

Изменив стратегию выездного контроля, ФНС России начала работу по предупреждению налоговых нарушений и стимулированию налогоплательщиков к добровольному отказу от применения схем минимизации налогообложения.

В 2011 г. охват выездными налоговыми проверками (далее – ВНП) составлял менее 1% общего числа налогоплательщиков. В малом предпринимательстве этот показатель еще ниже – 0,5%. Однако по сравнению с 2004 г. результативность одной ВНП возросла в 4,5 раза. По данным ФНС России, в 2011 г. средний «результат» по стране составил менее 13 млн руб., а в Московской области – менее 9 млн руб. Одна ВНП по налогу на прибыль организаций или НДС в среднем по России «стоила» около 3 млн руб., налогу на имущество организаций – 0,2 млн руб., налогу, уплачиваемому субъектами, применяющими упрощенную систему налогообложения, – 0,3 млн руб. В каждой двадцатой ВНП выявлялись налоговые схемы с участием «однодневок».

Читайте так же:  Яндекс деньги налоги проверка задолженностей

Налогоплательщики, выбираемые для включения в план ВНП, концентрируются в «зонах риска», которые выявляются при проведении предпроверочного анализа среди:

  • крупнейших налогоплательщиков, состоящих на учете в межрегиональных инспекциях (план формируется по холдингам) (всего 600 налогоплательщиков);
  • крупных налогоплательщиков (и их филиальной сети), состоящих на учете в межрайонных инспекциях (1600 налогоплательщиков), – это наибольшая группа контролируемых, поскольку 2200 налогоплательщиков обеспечивают более 70% поступлений в бюджет;
  • остальных налогоплательщиков по 12 критериям риска (в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30.05.07 г. № ММ-3-06/[email protected], учитывается 12 критериев самостоятельной оценки рисков).

По значимости критериев ФНС России выделяет при планировании ВНП:

  • значительные суммы налоговых вычетов за определенный период;
  • убытки (в течение 2 и более календарных лет);
  • среднемесячную зарплату ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе;
  • налоговую нагрузку ниже среднего уровня по отрасли или по виду экономической деятельности;
  • темпы увеличения роста расходов организации превышают темпы роста ее доходов от реализации;
  • уровень рентабельности значительно ниже, чем в организациях данной сферы деятельности (отклонение – более 10%).

Дополнительными основаниями для включения в план ВНП являются:

  • уменьшение общей суммы исчисленных налогов при росте или неизменном уровне дохода;
  • превышение показателя «сумма НДС к зачету» значения, установленного УФНС России по субъекту;
  • превышение удельного веса вычетов НДС, установленного УФНС России по субъекту, на протяжении нескольких налоговых периодов;
  • систематическое применение налоговых льгот, которые невозможно проверить при камеральной налоговой проверке;
  • предоставление сотрудникам имущественных налоговых вычетов выше суммы, установленной УФНС России по субъекту;
  • организации, работающие в отрасли из перечня, установленного УФНС России по субъекту (торговля, обрабатывающие производства, операции с недвижимым имуществом, холдинги, энергетические компании, фармацевтические организации);
  • несвоевременное выполнение требований налоговых органов о представлении документов;
  • большие доначисления в результате проведения предыдущей ВНП.

ВНП проводится за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении ВНП, на территории (в помещении) налогоплательщика или по месту нахождения налогового органа, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения ВНП. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев.

НК РФ не содержит норм, предписывающих налоговым органам заблаговременно информировать налогоплательщика о назначении и проведении у него ВНП (письмо ФНС России от 18.11.10 г. № АС-37-2/15853).

Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении ВНП утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (приказ ФНС России от 25.12.06 г. № САЭ-3-06/[email protected]).

Ознакомление налогоплательщика с решением о проведении выездной проверки не лишает установленного п.п. 9 п. 1 ст. 21 НК РФ права налогоплательщика на получение копии ненормативного акта и не заменяет собой обязанность налогового органа по предоставлению налогоплательщику копии данного решения (постановление ФАС Центрального округа от 7.05.07 г. № А64-5197/06-19).

Доступ на территорию или в помещение налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется на основании предъявления этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении ВНП этого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента.

Основания и порядок продления срока проведения ВНП устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (приказ ФНС России № САЭ-3-06/[email protected], п. 6 ст. 89 НК РФ, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.04 г. № 506).

Основаниями для продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки могут являться:

  • получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;
  • наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;
  • непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом в установленный согласно п. 3 ст. 93 НК РФ срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;
  • иные обстоятельства и др.

Вместе с тем необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств.

Срок проведения ВНП исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение ВНП на срок до 6 месяцев по следующим основаниям:

  • истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ (не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы);
  • получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ (срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на 3 месяца, если в течение 6 месяцев информация не была получена);
  • проведения экспертиз;
  • перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

На период действия срока приостановления проведения ВНП приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Налоговые органы должны знакомить проверяемого с решениями о приостановлении или возобновлении проверки (письмо Минфина России от 7.07.08 г. № 03-02-07/1-249).

При проведении ВНП у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Общий алгоритм проведения проверки заключается в том, что проверяющими на основе имеющихся документов и сведений, фактических данных, полученных в ходе проведения налогового контроля (осмотра территории и помещений налогоплательщика, инвентаризации, опроса свидетелей и т.д.):

Источники

Выездная налоговая проверка крупнейших налогоплательщиков
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here