Вынесение решения по результатам налоговой проверки

Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях. Вынесение решения по результатам налоговой проверки

Понятие налогового правонарушения

Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах — это охранительное правоотношение, возникающие на ос­новании законодательства о налогах и сборах между государством и нарушителем законодательства относительно возложения на ви­новного субъекта дополнительной обязанности, связанной с лише­ниями личного и материального характера.

Налоговое правонарушение — виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность (ст. 106 НК РФ).

Состав налогового правонарушения:

    • объект,
    • объективная сторона,
    • субъект и
    • субъективная сторона.

Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 НК РФ (ст. 107 НК РФ):

Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения:

Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 109)

    • отсутствие события налогового правонарушения;
    • отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
    • совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;
    • истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение и его содержание

Итоговый документ может как предусматривать взыскание, так и обходиться без него. Варианты, которыми определяются меры ответственности, должен включать следующую информацию:

  • имеющие значение для дела обстоятельства, установленные проверкой;
  • контрдоводы налогоплательщика в пользу того, что исполнение им своих обязанностей было надлежащим, и их оценку;
  • ссылку на норму НК РФ, устанавливающую наказание за нарушение;
  • данные о размере недоимки, пеней, а также полагающийся к уплате штраф.

Если решение не предполагает привлечения ответственности, то оно должно содержать основания принятия. В случаях, когда проверкой подтверждена недоимка, ее необходимо указать вместе с размером пени.

Если законодательством об административных правонарушениях предусматривается отдельная ответственность, то в отношении проверяемого может быть оформлено соответствующее постановление, устанавливающее взыскание. Такие правила определяются нормами КоАП.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Возможны и признаки преступления. Если они обнаруживаются, то происходит приостановление исполнения решения, а материалы направляются в правоохранительные структуры. Если последние выносят постановление о прекращении расследования или об отказе в возбуждении дела, то налоговики отменяют указанное выше приостановление. Аналогичен и порядок в случае оправдательного приговора.

Права лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка

Процедура предусматривает достаточно широкие права привлекаемого к ответственности лица. Они определяются ст. 101 НК РФ:

  • первая группа возможностей включает участие в производстве. Налогоплательщики могут это делать как лично, так и посредством представителя;
  • другие возможности связаны с ознакомлением с материалами, находящимися в производстве. Для этого требуется подать ходатайство, которое подлежит удовлетворению в 2-дневный срок. Способы получения информации в органах ФНС России определяются в ч. 2 ст. 101 НК РФ. Понятие «ознакомление» включает в себя как чтение, так и совершение выписок, а также снятие копий;
  • также в число прав этих лиц входит возможность представления возражений. При этом должен быть соблюден предусмотренный срок (месяц со дня получения акта проверки и 10 дней с момента получения акта, составленного по итогам дополнительных мероприятий).

К материалам налоговой проверки относятся все доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела.

В число должностных обязанностей лиц, ведущих расследование, входит использование только допустимых материалов. Таковыми считаются все документы, полученные с соблюдением требований законодательства России.

Помимо письменных доказательств, возможно участие граждан. Привлечение эксперта, свидетеля или специалиста возможно на основании соответствующих требований как налогоплательщика, так и должностных лиц, ведущих расследование.

Основания для отмены решения налогового органа

Решение вступает в силу не сразу. Привлекаемому лицу дается месячный срок на обжалование документа в апелляционном порядке. Оспорить решение возможно путем подачи жалобы через орган, принявший первоначальное решение.

Итогом рассмотрения жалобы может стать как ее удовлетворение, так и отказ. Также заявление может быть удовлетворено частично. Кроме того, во вышестоящем исполнительном органе могут отменить решение и принять новое.

Любое решение, не связанное удовлетворением требований жалобщика переводит оспариваемый документ в статус действующего в части или полностью.

После неудачной апелляции, возможна подача исковых заявлений в суд. Эта жалоба направляется в соответствующую структуру по месту нахождения органа, принявшего решение. Требования к содержанию исковых заявлений при подаче и допустимые сроки содержатся в процессуальном законодательстве РФ.

Причины для отмены могут быть как фактическими, так и процессуальными, обусловленными грубым нарушением прав привлеченного лица.

Также основанием для отмены служит обвинительный приговор в отношении физлица, ранее привлеченного к налоговой ответственности.

Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (ст. 101 НК РФ)

Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 НК РФ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Читайте так же:  Валютный контроль определяет

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе:

    • участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя;
    • до вынесения решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.

Неявка лица , в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

При рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.

При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (включая участников консолидированной группы налогоплательщиков), документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данных лиц, и иные документы, имеющиеся у налогового органа. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ. Если документы (информация) о деятельности налогоплательщика (консолидированной группы налогоплательщиков) были представлены в налоговый орган с нарушением сроков, установленных НК РФ, полученные налоговым органом документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением НК РФ. В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.

В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:

    1. устанавливает, совершал ли налогоплательщик нарушение законодательства о налогах и сборах;
    2. устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;
    3. устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;
    4. выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

В случае необходимости получения дополнительных доказательств руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий 1 месяц (два месяца — при проверке консолидированной группы налогоплательщиков), дополнительных мероприятий налогового контроля.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

    1. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
    2. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение о привлечении к ответственности и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения (для консолидированной группы налогоплательщиков ― по истечении 20 дней со дня вручения ответственному участнику этой группы). При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение 5 дней после дня его вынесения. В случае, если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма.

В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном статьей 101.2 НК РФ, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.

Лицо, в отношении которого вынесено соответствующее решение, вправе исполнить решение полностью или в части до вступления его в силу. При этом подача апелляционной жалобы не лишает это лицо права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части.

После вынесения решения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.

Обеспечительными мерами могут быть:

  1. запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;
  2. приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном статьей 76 НК РФ.

По просьбе лица, в отношении которого было вынесено решение о принятии обеспечительных мер, налоговый орган вправе заменить обеспечительные меры, предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи, на:

  1. банковскую гарантию, подтверждающую, что банк обязуется уплатить указанную в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения сумму недоимки, а также суммы соответствующих пеней и штрафов в случае неуплаты этих сумм принципалом в установленный налоговым органом срок;
  2. залог ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, или залог иного имущества, оформленный в порядке, предусмотренном статьей 73 НК РФ;
  3. поручительство третьего лица, оформленное в порядке, предусмотренном статьей 74 НК РФ.

Копия решения о принятии обеспечительных мер и копия решения об отмене обеспечительных мер в течение пяти дней после дня его вынесения вручаются лицу, в отношении которого вынесено указанное решение, либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком соответствующего решения.

В случае направления копии решения по почте заказным письмом решение считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Читайте так же:  Жалоба в налоговую инспекцию на межрайонную инспекцию

По выявленным налоговым органом нарушениям, за которые физические лица или должностные лица организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении в пределах своей компетенции. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных наказаний в отношении физических лиц и должностных лиц организаций, виновных в их совершении, производятся в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки

Указанный документ служит основанием для взыскания с виновных лиц штрафов, предусмотренных законодательством РФ.

Итоги

Уточненка, поданная после окончания налоговой проверки, но до вынесения по ней решения, может быть учтена налоговиками при вынесении окончательного решения по данному налогоплательщику.

Если контролеры приняли решение по проверке без учета уточненных данных, можно попробовать оспорить его в суде.

Процессуальные нарушения должностных лиц при проведении налоговых проверок

Вновь возвращаемся к актуальной на сегодняшней теме, посвященной налоговым проверкам. Ранее мы уже рассматривали такие вопросы, как: «Порядок оформления результатов налоговой проверки», «Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля». Однако, это всего лишь небольшое вступление, которое во взаимосвязи поможет Вам разобраться в теме налоговых проверок. В данной статье мы рассмотрим, какие процессуальные нарушения должностных лиц налоговых органов при проведении налоговых проверок допускают налоговые органы.

Процессуальные нарушения налоговых органов, которые не влекут отмену решения по результатам налоговой проверки

Все процессуальные ошибки, допускаемые налоговыми инспекциями при проведении налоговых проверок, условно можно разделить на две большие группы:

  • Существенные нарушения (грубые нарушения), влекущие отмену решения, принятого налоговой инспекцией по результатам проведения налоговой проверки.
  • Нарушения, не влекущие 100% отмены решения, принятого по результатам проведения налоговой проверки, но позволяющие признавать решения, вынесенные с такими нарушениями незаконными.

Остановимся на нарушениях, не влекущих безусловной отмены решения, однако, при наличии которых велика вероятность все же признать такое решение незаконным и отменить его. В первую очередь приведем ситуацию, когда налоговые инспекторы по итогам налоговой проверки основывают свои выводы на доказательствах, полученных ими с нарушением налогового законодательства и делают на них ссылки в решении о привлечении проверяемого лица к налоговой ответственности. К данному нарушению можно отнести:

  • проведение допросов, опросов без предупреждения о праве не свидетельствовать против себя самого,
  • проведение осмотров, выемок и т п. без понятых.

В таких случаях налогоплательщику стоит обратить внимания суда при обжаловании решения, основанного на подобных доказательствах, и тогда будет очень большая вероятность того, что суд встанет на сторону налогоплательщика и признает решение, основанное на таких доказательствах, незаконным. Конечно, если решение налогового органа помимо незаконных доказательств содержит еще и другие доказательства совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которые были получены инспекторами без нарушений законодательства, такое решение останется в силе.

К еще одной разновидности нарушений налоговых инспекторов можно отнести ошибки, допущенные ими при составлении акта или решения по результатам налоговой проверки. Довольно часто инспекторы указывают в актах или решениях по результатам налоговой проверки общие ссылки на документы, которые, по мнению налоговых инспекторов, подтверждают факт совершения проверяемым лицом нарушения налогового законодательства.

Правила рассмотрения материалов налоговой проверки

Круг субъектов, которым предоставлены полномочия при производстве по делу, ограничен. В состав таких должностных лиц входят руководитель ИФНС России или другого налогового органа, а также его заместитель.

Стандартное время рассмотрения акта проверки составляет 10 дней.

Если требуются дополнительные мероприятия (опрос свидетеля или другого лица, а также истребование документов у контрагентов налогоплательщика), то ко времени процедуры может быть добавлено не более 1 месяца.

Права и обязанности налоговых органов в отношении КГН могут быть реализованы в 2-месячный период. В указанных рамках, периоды отложения определяются налоговыми органами самостоятельно.

Рассмотрение дела по существу предполагает предварительное установление явки привлекаемого к ответственности лица. Если его присутствие обязательно, то разбирательство откладывается. Как правило, это не служит проблемой для того, чтобы наложить взыскание.

Процесс рассмотрения материалов предполагает ведение протокола. В нем отражаются данные об изучаемых и оглашаемых материалах проверки.

В ходе производства, в права и обязанности налоговых органов входит решение следующих вопросов:

  • о наличии факта нарушения законодательства РФ;
  • о том, предусмотрена ли для таких нарушений ответственность;
  • о наличии основания привлечь лицо к ответственности;
  • о возможности применения ряда норм, касающихся наказания. Имеются в виду основания освобождения от ответственности, а также обстоятельства смягчающего или отягчающего вину характера.
Видео (кликните для воспроизведения).

Итогом указанных процедур служит вынесение решения по делу.

Возможна ли замена

Налогоплательщик может обратиться к налоговикам, предъявив ходатайство о принятии обеспечительных мер альтернативного характера.

Речь идет о добровольной замене указанных ограничений на банковскую гарантию с полным покрытием, залогом высоколиквидных ценных бумаг или иного имущества. Также возможно поручительство третьих лиц.

Если предъявляется гарантия, выданная банком, числящимся в специальном перечне, то замена должна осуществляться в обязательном порядке после оформления, поскольку обязательства кредитного учреждения надежны, а обеспечительными мерами, прекращения которых добивается налогоплательщик, компании наносится вред.

Нарушение сроков вынесения решения по проверке не нарушает прав налогоплательщиков

Инспекция провела выездную проверку компании за 2011-2013 годы и составила акт от 20 апреля 2015 года. Рассмотрение материалов проверки состоялось 29 мая, было принято решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в срок до 29 июня 2015 года. С результатами допмероприятий компания была ознакомлена, однако решение по результатам проверки вынесено не было.

Согласно пункту 1 статьи 101 НК после получения акта проверки налогоплательщик в течение месяца вправе представить возражения. По результатам рассмотрения инспекция в течение 10 дней обязана принять решение о привлечение к ответственности, об отказе в привлечении к ответственности или о проведении допмероприятий. Срок вынесения решения может быть продлен, но не более чем на один месяц. Материалы по допмероприятиям также должны быть рассмотрены в течение 10 дней со дня истечения срока их проведения, по итогам рассмотрения принимается решение о привлечение к ответственности или об отказе в привлечении. Впрочем, данный порядок был в таком виде конкретизирован федзаконом от 01.05.2016 N 130-ФЗ, ранее он в общем и в целом не отличался, однако в случае проведения допмероприятий существовала неопределенность в отношении сроков вынесения решения.

Читайте так же:  Декларация 3 ндфл имущественный вычет квартира

В августе компания обратилась в ФНС с жалобой на бездействие инспекции, выразившееся в невынесении решения по результатам проверки. Жалоба оставлена без удовлетворения. После чего компания обратилась в суд (дело № А43-24844/2015), оспаривая решение, вынесенное, по мнению истца, за пределами установленных сроков.

Арбитражные суды отказали, отметив, что нарушение срока вынесения решения не привело к какому-либо нарушению имущественных прав налогоплательщика. На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции инспекция решение уже вынесла, тем самым допущенное нарушение устранено. ВС также отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

Компания обратилась в КС (определение № 790-О от 20 апреля 2017 года), оспаривая конституционность пункта 14 статьи 101 НК, согласно которому нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены решения. К ним, в частности, относится участие проверяемого лица или его представителя в рассмотрении материалов проверки и обеспечение возможности представить объяснения, а также иные основания. Указанная норма, по мнению компании, не соответствует статьям 1, 2 и 15 Конституции, поскольку не предполагает безусловную отмену решения, вынесенного с нарушением установленных законом сроков вынесения решения.

КС не принял жалобу к рассмотрению, разъяснив, что нарушение сроков вынесения решения по проверке не мешает инспекции принять решение и не может предрешать его законность. Вместе с тем, несоблюдение сроков, установленных в целях проведения проверок, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, что гарантирует определенные временные рамки возможного вмешательства государства в имущественную сферу налогоплательщика.

При принятии решения по проверке контролеры должны учесть уточненки, поданные до его вынесения

Поданная после окончания налоговой проверки и до вынесения по ней решения уточненная декларация может послужить снижению суммы доначисленных налоговых обязательств. Обязаны ли налоговики учесть уточненные данные и что делать, если контролеры игнорировали их при вынесении решения по проверке, узнайте из статьи.

Что делать, если уточненки не учтены при вынесении решения по результатам проверки

При оспаривании результатов налоговой проверки помочь могут следующие аргументы:

  • НК РФ не запрещает подачу уточненных деклараций в случае назначения, проведения или окончания выездной проверки соответствующего периода. При этом праву налогоплательщика на подачу уточненок корреспондирует полномочие налогового органа на их проверку.
  • При вынесении решения по итогам проверки инспекция обязана определить реальные налоговые обязательства налогоплательщика, его действительную обязанность по уплате налогов. При этом должны учитываться все показатели, влияющие на сумму налога к уплате, как выявленные в ходе проверки, так и отраженные в учете налогоплательщика.
  • Непринятие инспекцией мер по проверке достоверности уточненных деклараций существенно ухудшает положение проверяемого лица.

Например, это сработало в случае, рассмотренном Арбитражным судом Московского округа в постановлении от 25.11.2014 № Ф05-13219/2014 по делу № А41-56901/13.

Однако заметим, что ФНС РФ придерживается иного мнения по данному вопросу, а в некоторых случаях инспекторов поддерживают и суды.

См. также:

Порядок вынесения решения

Логическим завершением мероприятий, выявивших признаки нарушений, выступает вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

Однако возможны ситуации, когда возражения налогоплательщика будут приняты и при производстве решится вопрос об отказе привлекать его к ответственности.

Нормы, устанавливающие правила вынесения такого документа, а также реализацию прав лиц на его обжалование, предварительные обеспечительные меры и другие моменты этой процедуры, предусмотрены ст. 101 НК РФ.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения предполагает соблюдение ряда норм налогового законодательства России. Неисполнение процессуальных правил позволит привлекаемому лицу успешно обжаловать принятый документ. Его исполнение окажется под угрозой.

Первой обязанностью лиц, у которых в производстве находится дело, является извещение налогоплательщика о месте и времени проведения разбирательства. Оно предусмотрено ч. 2 ст. 101 НК РФ.

Исполнение этой обязанности может быть осуществлено как посредством личного вручения, так и путем направления уведомления почтой, либо другими возможными способами.

Закон не устанавливает каких-либо ограничений. Специальное понятие надлежащего извещения также не установлено.

Обеспечительные меры

Применение обеспечительных мер служит гарантией того, что лицо не уклонится от обязанности возместить предусмотренные решением суммы. Такое понятие известно по судебной процедуре. Истец подает заявление о принятии обеспечительных мер, если принятый акт нарушает его права. Закон устанавливает единственное основание такого решения.

Обеспечительные меры применяются, если есть достаточные основания полагать недобросовестность проверяемого субъекта. Отсутствие конкретизирующих условий нередко приводит к избыточному использованию такого института.

Часто принимается немедленное решение. Возможно обоснование заключается во внутренних инструкциях налоговиков, действие которых не придается огласке, признающих непринятие обеспечительных мер недопустимым. Однако, согласно закону, их введение является правом, а не обязанностью инспекции.

В зависимости от статуса принятого решения, выделяют предварительные обеспечительные меры (связанные с не вступившим в силу документом) и обеспечительные меры, направленные на исполнение действующего решения. Первый вариант связан с долгим сроком, предоставляемым для подачи жалоб. Предварительные обеспечительные меры позволяют подстраховаться от возможности реализации субъектом своих активов в период апелляции.

Читайте так же:  Повторная декларация 3 ндфл образец заполнения

Существует и законная классификация. Ч. 10 ст. 101 НК предусматривает отдельные виды обеспечительных мер. К ним относится следующее:

  • запрет на реализацию, либо передачу в залог имущества. При применении обеспечительных мер такого типа устанавливается последовательность от более мягких к более жестким ограничениям, если имеет место неисполнение решения. Первый шаг касается недвижимости. Обеспечительные меры следующего уровня предполагают ограничение в отношении транспорта, а также ценных бумаг различных видов. Также они касаются предметов, составляющих дизайн офисов. Под следующие обеспечительные меры попадает все остальное имущество. Исключение составляют сырье, необходимые в производстве материалы, а также готовая продукция. Последний шаг устанавливает абсолютные ограничения. Они не будут отменены, пока цель не реализуется;
  • решение о применении обеспечительных мер может заключаться в приостановлении операций по банковским счетам. Такая информация доступна налоговикам, поэтому они наиболее часто прибегают к этому виду. Очень часто банковского счета касаются предварительные обеспечительные меры.

Решение о применении обеспечительных мер может быть комбинированным. Закон не ограничивает налоговиков выбором единственного вида.

Круг уполномоченных субъектов ограничен. Решение о применении обеспечительных мер может принять руководитель инспекции, либо его заместитель.

Аналогичен и порядок, когда они прекращают действие. Отмена обеспечительных мер осуществляется этими же лицами.

Значительность процессуального нарушения, допущенного налоговым органом при проведении налоговой проверки

Здесь мы приведем всего пару значительных процессуальных нарушений, допущение (наличие) которых повлечет признание решения налогового органа по результатам проверки незаконным, это:

  • нарушение проверяющими инспекторами права проверяемой организации на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки;
  • не обеспечение налоговыми инспекторами проверяемой организации возможностью предоставлять свои объяснения (абз. 2 п. 14 ст. 101 Налогового кодекса РФ).

Право проверяемого налогоплательщика на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки может быть нарушено не извещением инспекторами налогоплательщика о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки, или же таким извещением с нарушением установленного законом срока. Зачастую это происходит тогда, когда налоговики отправляют уведомление о вызове проверяемого лица для рассмотрения материалов налоговой проверки на его юридический адрес и иным образом не извещают его. Но ведь организация может и не находиться по своему юридическому адресу. В данной ситуации уведомление получат лишь те налогоплательщики, которые используют для взаимодействия с налоговым органом специальные системы, например такую как «Контур-Экстерн». Таким налогоплательщикам налоговые органы обязаны отправлять уведомление через данную систему.

Часто инспекторы обобщают ссылки на Налоговый кодекс РФ, указывая лишь номер статьи не конкретизируя по пункту и подпункту, что крайне важно делать при указании статей Налогового кодекса РФ, предусматривающих налоговую ответственность. Ведь известно, что многие статьи Налогового кодекса РФ содержат большое количество пунктов, каждый из которых содержит самостоятельный состав нарушения, а равно ответственность. Именно поэтому, указывая в решении или акте лишь номера статьи, налоговая инспекция нарушает положения пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ, согласно которым в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения должна быть указана конкретная норма, предусматривающая данное правонарушение. Что касается позиции судов, то такое нарушение является существенным для отмены принятого решения.

Наконец, еще одна разновидность нарушений, допускаемых контролерами, связана со сроками проведения проверок. Налоговый кодекс устанавливает четкие сроки для проведения контрольных мероприятий. Налогоплательщику очень полезно знать эти сроки и следить, чтобы их соблюдали проверяющие. В тех случаях, когда выявляется факт затягивания проверки, у налогоплательщика появляется шанс оспорить ее результаты.

Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях

Статья 100.1 НК РФ устанавливает, что дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ.

Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 НК РФ) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ.

Значение уточненной декларации после завершения налоговой проверки

Представим ситуацию. У вас прошла выездная проверка и из акта видно, что последуют доначисления. И тут вы обнаружили в проверенном периоде ошибки, повлекшие излишнюю уплату вами налога. Например, неучтенные (недоучтенные) для прибыли расходы или не заявленные своевременно вычеты. В акте проверки они не указаны.

Вам стоит подать уточенную декларацию, скорректировав налоговые обязательства с учетом этих ошибок. Если вы успеете сделать это до того, как инспекция вынесет решение по проверке, у вас есть шанс снизить размер доначисленных сумм.

Если же уточенные декларации были представлены, но налоговый орган проигнорировал их при принятии решения, результаты проверки можно попытаться оспорить. Как это сделать, узнайте из следующего раздела.

Тенденция влияния процессуальных нарушений на отмену решения

Безусловно, допущение налоговыми инспекторами нарушений и ошибок при проведении мероприятий налогового контроля влияет на отмену принятых по результатам таких мероприятий решений о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Самыми распространенными на практике процессуальными нарушениями налоговых инспекторов при проведении налоговых проверок и оформлении их результатов являются:

  • нарушение сроков проведения камеральных налоговых проверок (ч.2 ст.88 Налогового кодекса РФ);
  • проведение налоговых проверок за период, превышающий три календарных года, предшествующих году ее проведения (ч.1 ст.87 Налогового кодекса РФ);
  • нарушение порядка ознакомления или не ознакомления вовсе проверяемого налогоплательщика с актом выездной налоговой проверки (п.4 ст.100 Налогового кодекса РФ);
  • рассмотрение письменных возражений по акту налоговой проверки без должностного лица компании налогоплательщика, в том числе его не извещение в установленном порядке о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки (п.1 ст.101 Налогового кодекса РФ);
  • производство выемки документов у проверяемого налогоплательщика без предъявления мотивированного постановления (п.1 ст.94 Налогового кодекса РФ);
  • выемка документов у проверяемого налогоплательщика в отсутствие понятых, без разъяснения присутствующим при выемке их прав и обязанностей (п.п.1,3 ст.94 Налогового кодекса РФ);
  • протокол выемки документов не соответствует требованиям статьи 99 Налогового кодекса РФ.
Читайте так же:  Когда выплачивают налоговый вычет на детей

На сегодняшний день уже сложилась судебная практика по каждому из выше описанных процессуальных нарушений. Рассмотрим по каждому примеру в отдельности. Так, налоговые инспекторы не дали компании налогоплательщику возможность дать объяснения по материалам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля. При этом организацию не извести своевременно о рассмотрении новых обстоятельств, и не ознакомили с новыми выводами, сделанными налоговиками. Если компанию не ознакомили с дополнительными материалами проверки, это может стать причиной неверных выводов налогового органа. Суд признал существенным нарушением процедуры проведения проверки и основанием для отмены решения по проверке (п. 14 ст. 101 Налогового кодекса РФ) (см. Постановление АС Московского округа от 09.02.2015 № Ф05-16883/2014).

В другом случае, налоговая инспекция не вручила проверяемой организации акт камеральной проверки и уведомление о рассмотрении ее материалов. При этом Налоговики не представили доказательств того, что почтовое отделение доставляло компании документы по проверке. То есть проверяющие нарушили пункт 5 статьи 100 НК РФ, согласно которому акт налоговой проверки в течение пяти дней нужно вручить представителю компании под расписку или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения. У контролеров не было ни уведомления о вручении почтовой корреспонденции, ни самого конверта заказного письма (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.07.2014г. № А45-20696/2013, Постановление ФАС Московского округа от 20.01.2014г. № Ф05-16692/2013).

Еще один пример, когда налоговый орган не допустил представителя ИП к участию в рассмотрении материалов налоговой проверки. В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.05.2014г. № А19-10260/2013 суд указал, что контролеры обязаны обеспечить возможность лицу, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично или через своего представителя. Это необходимо для того, чтобы у налогоплательщика была возможность дать пояснения. Если налоговики этого не сделают, то решение по проверке можно отменить (п. 14 ст. 101 Налогового кодекса РФ).

Еще один из случаев, когда налоговые инспекторы могли сфальсифицировать доказательство того, что уведомление подписывало должностное лицо проверяемой организации (ее руководитель). По мнению суда, сотрудник налоговой службы должен был принять меры для установления лица, получившего уведомление о рассмотрении материалов проверки, однако он этого не сделал. Кроме того, налоговый орган обязан установить факт явки лиц, приглашенных для рассмотрения материалов проверки. Если они не явились, то инспекторы должны выяснить, были ли извещены участники по делу в установленном законом порядке (подп. 2 п. 3 ст. 101 Налогового кодекса РФ). Если проверяющими этого сделано не было, то процедура проведения проверки считается нарушенной и решение по ней суд отменит (см. Постановление АС Северо-Кавказского округа от 29.04.2015г. № Ф08-2284/2015).

Пример из практики, когда проверяющими инспекторами ни в акте налоговой проверки, ни в решении о привлечении к налоговой ответственности проверяемого лица не содержится систематизированного изложения документально подтвержденных фактов нарушений налогового законодательства. В акте проверки указываются документально подтвержденные факты нарушений налогового законодательства. Или запись об отсутствии таковых. Кроме того, в документе должны содержаться выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений, а также ссылки на нормы Налогового кодекса РФ об ответственности за совершенное правонарушение (п. 3 ст. 100 Налогового кодекса РФ). В этом деле в обоснование своих выводов о занижении обществом выручки от реализации инспекция ссылалась на счета-фактуры, декларации по НДС, выписки банка, акты о приемке выполненных работ. При этом конкретные реквизиты документов были не указаны. Причем из акта по проверке не видно, что инспекторы исследовали и оценивали документы, подтверждающие факт занижения выручки. То есть налоговики допустили грубые нарушения в содержании акта и, соответственно, в решении о привлечении к ответственности, что влечет отмену последнего (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.03.2013г. № А78-4025/2012).

Акт налоговой проверки должен подписываться должностными лицами, проводившими соответствующую налоговую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (см. п. 2 ст. 100 Налогового кодекса РФ). Помимо этого акт налоговой проверки не должен содержать исправлений и помарок, только в случаях, когда такие подчистки и иные исправления заверены подписью проверяющего лица и проверяемого налогоплательщика. По мнению судов акт налоговой проверки – это основной документ, подтверждающий факт совершения налогового нарушения. Поэтому в случаях, когда акт камеральной налоговой проверки подписывается не проверяющим инспектором, иными словами фальсифицируется подпись проверяющего должностного лица налогового органа, это является основанием для отмены решения налоговой инспекции вышестоящим налоговым органом или судом (см. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29.04.15 № Ф06-23225/2015, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 03.02.2015 № Ф10-4996/2014).

Видео (кликните для воспроизведения).

Все рассмотренные в настоящей статье примеры процессуальных нарушений, допускаемых налоговыми инспекциями при проведении мероприятий налогового контроля, налоговых проверок, оформления актов и вынесения решений по их результатам, к сожалению не являются исчерпывающими. И в заключении хотелось бы еще раз отметить, что согласно статьи 137 Налогового кодекса РФ абсолютно каждый налогоплательщик наделен правом обжаловать акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц и инспекторов, если были нарушены права налогоплательщика, поскольку налоговые органы обязаны соблюдать требования налогового законодательства РФ, предъявляемые к порядку осуществления налоговыми органами их прав и исполнения обязанностей.

Источники

Вынесение решения по результатам налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here