Выявление нарушений валютного законодательства

Обновлен порядок передачи банками органам валютного контроля информации о нарушениях валютного законодательства

Устанавливается, в частности, что при наличии информации о нарушении клиентом требований Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления», уполномоченный банк должен передать в территориальное учреждение Банка России в электронном виде соответствующую такому поставленному на учет ведомость банковского контроля для последующего ее направления органам валютного контроля.

Устанавливается, что информация о нарушениях в составе электронного сообщения в территориальное учреждение Банка России должна быть передана не позднее 2-го рабочего дня декады, следующей за отчетной декадой, в которой уполномоченным банком выявлено нарушение.

При нарушении клиентом сроков представления справки о подтверждающих документах, уполномоченный банк должен передать копию принятой банком справки о подтверждающих документах для последующего ее направления органам валютного контроля.

Правила составления и представления информации, утвержденные настоящим Указанием, применяются с 1 марта 2018 года. Изменения в правила составления и представления информации в электронном виде должны применяться по истечении 30 календарных дней после дня их размещения на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Утратившими силу признается Положение Банка России от 20.06.2007 N 308-П «О порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования» с внесенными в него изменениями.

http://www.consultant.ru/law/hotdocs/52354.html/

Факты выявления нарушений валютного законодательства читинскими таможенниками в 2018 году

Валютный контроль является механизмом надзора со стороны государства за соблюдением правил и норм валютного регулирования и осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. Таможенные органы России являются органами валютного контроля.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В Читинской таможне должностными лицами отдела контроля таможенной стоимости за 2018 год было проведено 177 проверок соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования. Этот результат выше прошлогоднего показателя 2017 года на 25 проверок.

По результатам проверок было выявлено 284 нарушения на сумму 306 млн. 397 тыс. рублей. (2017 г. – 487 нарушений на сумму 343,274 млн. руб.).

Всего по результатам проверок возбуждено 263 дела об административных правонарушениях по ст.15.25 Кодекса об административных правонарушениях. Из них: 17 дел по фактам непоступления денежных средств от экспорта товаров, 89 дел по фактам нарушения сроков зачисления денежных средств от экспорта товаров, 24 дела по фактам невозврата денежных средств, 1 дело за нарушение по факту нарушения срока возврата денежных средств, 124 дела по фактам нарушения порядка и сроков предоставления в уполномоченный банк форм учета и отчетности.

За 2018 год по 5 фактам непоступления валютной выручки и невозврата денежных средств переданы материалы в правоохранительный блок таможни с признаками уголовных преступлений на сумму 211 млн. 807 тыс. рублей.

Специалист по связям с общественностью Читинской таможни Марина Бойко

http://logistics.ru/tamozhnya-i-ved/fakty-vyyavleniya-narusheniy-valyutnogo-zakonodatelstva-chitinskimi-tamozhennikami

Выявление нарушений валютного законодательства

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

от 5 февраля 2009 года N 125

Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации
и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности

В целях повышения эффективности организации работы таможенных органов Российской Федерации по выявлению нарушений участниками внешнеэкономической деятельности требований Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст.4859; 2004, N 27, ст.2711; 2005, N 30 (ч.I), ст.3101; 2006, N 31 (ч.I), ст.3430; 2007, N 1 (ч.I), ст.30, N 22, ст.2563, N 29, ст.3480, N 45, ст.5419; 2008, N 30 (ч.I), ст.3606), принятых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов органов валютного регулирования, за счет введения системы ежемесячного планирования проверок на основании информации, содержащей признаки нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, и в соответствии с пунктом 5.3.15 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 года N 459 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 32, ст.3569; 2008, N 17, ст.1883, N 24, ст.2867, N 46, ст.5337)

приказываю:

5) возбуждение уполномоченными лицами дел об административных правонарушениях в случае обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

6) направление протокола и иных материалов дела об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в течение трех суток с момента составления протокола об административном правонарушении в территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора;

7) направление в Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля по телекоммуникационным каналам связи с использованием КПС «Агент ВК» информации о результатах проверок в течение 10 рабочих дней со дня их завершения (если иное не предусмотрено поручением ФТС России).

2. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен обеспечить формирование ежемесячных планов по установленной форме (приложение N 2) по результатам анализа сведений региональных баз данных валютного контроля (для региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, — центральной и региональной баз данных валютного контроля) с использованием Методики выявления нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования и системы критериев планирования проверок.

3. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, обеспечить ежеквартальное формирование перечня участников ВЭД, в отношении которых планируется проведение проверок и государственная регистрация которых осуществлена в регионе деятельности соответствующего таможенного органа (далее — перечень), и его направление до 7-го числа месяца, предшествующего очередному кварталу, в Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля по телекоммуникационным каналам связи с использованием комплекса программных средств «Ведение РБД ВК» и досылкой на бумажном носителе по форме, приведенной в приложении N 3 к настоящему приказу.

Читайте так же:  Рассрочка по уплате долга по налогу

4. Начальникам региональных таможенных управлений обеспечить:

1) установление плановых показателей работы подчиненных таможен по проведению проверок соблюдения валютного законодательства на основе установленных ФТС России значений плановых показателей работы регионального таможенного управления по проведению проверок соблюдения валютного законодательства;

2) контроль за проведением подчиненными таможнями проверок соблюдения валютного законодательства, их результатами, а также за формированием таможенными органами ежемесячных планов с использованием Методики выявления нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования и системы критериев планирования проверок;

3) формирование сводных ежемесячных планов подчиненных таможенных органов и подразделения валютного контроля регионального таможенного управления и их направление до 7-го числа каждого месяца в ФТС России по телекоммуникационным каналам связи в электронном виде в порядке, определяемом Управлением торговых ограничений, валютного и экспортного контроля;

4) проведение анализа поручений ФТС России, распределение и доведение данных поручений до таможенных органов региона в течение трех рабочих дней со дня их получения.

5. Начальникам таможен обеспечить направление до 5-го числа каждого месяца в вышестоящий таможенный орган в определяемом им порядке ежемесячных планов проверок по телекоммуникационным каналам связи.

6. Управлению торговых ограничений, валютного и экспортного контроля (П.А.Баклаков):

1) обеспечить проведение анализа и учета ежемесячных планов подразделений валютного контроля региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России;

2) формировать и направлять в таможенные органы поручения ФТС России с учетом сформированных ежемесячных планов проверок на основании информации о предполагаемых нарушениях, получаемой в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 настоящего приказа, а также о нарушениях, не выявленных на региональном уровне, по результатам анализа центральной и региональных баз данных валютного контроля и информации о предполагаемых нарушениях, полученной из структурных подразделений ФТС России, налоговых и иных контролирующих органов;

3) осуществлять контроль за проведением подчиненными таможенными органами проверок соблюдения валютного законодательства, их результатами, а также за формированием таможенными органами ежемесячных планов с использованием Методики выявления нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования и системы критериев планирования проверок;

4) рассматривать ходатайства таможенных органов о продлении сроков проведения проверок по поручениям ФТС России в течение 7 рабочих дней;

5) обеспечить анализ и актуализацию перечней, направляемых региональными таможенными управлениями и таможнями, непосредственно подчиненными ФТС России, в соответствии с пунктом 3 настоящего приказа;

6) разработать до 30 апреля 2009 года методику учета и обработки данных реестра электронных учетных документов валютного контроля в целях выявления нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, в том числе порядка учета и ведения перечней по регионам для обеспечения удаленного доступа таможенных органов к региональным базам данных валютного контроля (далее — Методика учета и обработки данных).*6.6)

7. Управлению торговых ограничений, валютного и экспортного контроля (П.А.Баклаков) совместно с Главным управлением информационных технологий (А.Е.Шашаев) и ГНИВЦ ФТС России (О.П.Пучков) обеспечить на основании Методики учета и обработки данных использование перечней, направляемых в соответствии с пунктом 3.

8. Главному управлению информационных технологий (А.Е.Шашаев) и ГНИВЦ ФТС России (О.П.Пучков) совместно с Управлением торговых ограничений, валютного и экспортного контроля (П.А.Баклаков) до 1 ноября 2009 года провести модернизацию и доработку программных средств.

11. Считать настоящий приказ вступившим в силу с 13 февраля 2009 года.

12. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России С.О.Шохина.

ВрИО руководителя
генерал-лейтенант
таможенной службы
В.М.Малинин

Приложение N 1. Ходатайство о продлении сроков проведения проверок по поручениям ФТС России и по информации, полученной из налоговых и иных контролирующих органов

Приложение N 1
к приказу ФТС России
от 5 февраля 2009 года N 125

http://docs2.cntd.ru/document/902142686

Таможенная служба усиливает валютный контроль

19 мая 2016 года в 11-00 состоялся брифинг заместителя начальника Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России Елены Ладожиной по теме «Таможенная служба: противодействие незаконному выводу денежных средств за рубеж, незаконному перемещению наличных денежных средств и денежных инструментов».

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 года № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» издано постановление Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2016 года № 300 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», наделяющее таможенные органы статусом органа валютного контроля.

По мнению Елены Ладожиной, наделение ФТС России статусом органа валютного контроля позволит полноценно реализовать цепочку последовательных действий – от выбора объектов контрольно-надзорных мероприятий до привлечения нарушителей к ответственности и взыскания с них штрафов, призванных компенсировать урон, нанесенный экономическим интересам государства противозаконной деятельностью.

Она отметила, что приоритетным направлением работы таможенных органов при осуществлении валютного контроля является превентивное противодействие схемам незаконного вывода денежных средств за рубеж, основанное на развитии механизмов риск-ориентированного подхода при исполнении данной контрольно-надзорной функции, а также совершенствование объектно-ориентированного подхода, предусмотренного Федеральным законом от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», в том числе с использованием механизмов межведомственного и международного взаимодействия по данному направлению.

Поскольку в настоящее время наиболее крупные нарушения валютного законодательства выявляются у юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность на момент проведения проверочных мероприятий (фирм-однодневок), это затрудняет процесс взыскания административных штрафов по данным нарушениям и приводит к росту дебиторской задолженности перед федеральным бюджетом.

В целях предупреждения роста дебиторской задолженности в 2015 году ФТС России реализовала комплекс мер по противодействию незаконным валютным операциям. Так, совместно с Банком России организовано информационное взаимодействие, направленное на противодействие схеме незаконного вывода денежных средств из Российской Федерации, в основе которой лежит оплата ввозимых на территорию Российской Федерации товаров без уплаты пошлин и налогов по намеренно завышенным ценам.

Читайте так же:  Принципы проведения финансового контроля

Пример. Калининградская областная таможня в 2015 году выявила факт завышения декларантом стоимости ввозимого товара на порядок: декларация на товары с признаками завышения стоимости товара (к ввозу предполагалась машина для производства печатных плат) по цене товара 52 223 093,92 рублей за 6 штук. Однако по результатам таможенной экспертизы товара его рыночная стоимость была определена в размере 4 124 880,00 руб. Таким образом, декларант заявил стоимость товара в 12,66 раз выше рыночной. Информация по данной декларации была направлена в Банк России для предотвращения перевода денежных средств в адрес контрагента.

В результате мер, предпринятых ФТС России в 2015 году, количество регистрируемых деклараций на товары с признаками значительного завышения стоимости ввозимых товаров и общая стоимость таких товаров существенно сократились (с 366 ДТ на сумму 175,2 млрд. рублей в 1 квартале 2015 года до 37 ДТ на сумму 5,3 млрд. рублей в 4 квартале 2015 года). По информации Банка России, в 2015 году благодаря мерам ФТС России предотвращен незаконный перевод денежных средств в размере, превышающем 2,5 млрд. долларов США.

Для законодательного урегулирования проблем валютного контроля, возникающих в сфере деятельности фирм-однодневок, ФТС России подготовила законодательные инициативы в части противодействия валютным операциям по мнимым (притворным) сделкам. На основе данных предложений Минфином России подготовлен законопроект, предусматривающий наделение таможенных и налоговых органов полномочиями по обращению в суд для применения последствий ничтожности мнимых (притворных) сделок.

Выявление валютных нарушений в сфере ВЭД

В 2015 году по фактам нарушения валютного законодательства таможенные органы возбудили 168 уголовных дел по ст. 193 УК РФ «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации» на сумму около 34 млрд рублей, 90 дел по статье 193.1 УК РФ «Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов» на сумму свыше 19 млрд рублей, а также 5 тыс. дел об административных правонарушениях по ст.15.25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования» на сумму 180 млрд рублей.

Выявление нарушений при перемещении наличной валюты

В части контроля за перемещением физическими лицами наличных денежных средств в 2015 году наблюдалась тенденция сокращения объемов ввоза и вывоза наличной валюты, а также количества случаев ввоза и вывоза наличной валюты крупными суммами (превышающими в эквиваленте 1 млн. долларов США (вывоз: 2014 году – 52 случая, 2015 год – 12 случаев; ввоз: 2014 году – 754 случая, 2015 год – 155 случаев).

В 2015 году таможенными органами по фактам недекларирования или недостоверного декларирования физическими лицами наличной валюты возбуждено 88 уголовных дел за контрабанду по статье 200.1 УК РФ на сумму 244 млн. рублей (на 7% больше, чем в 2014 году), заведено 3339 дел об административных правонарушениях по статье 16.4 КоАП РФ, по которым назначены наказания на сумму 378 млн. рублей (на 24% больше, чем в 2014 году).

Пример. Сотрудники Шереметьевской таможни при таможенном контроле рейса «Дубай-Москва» задержали гражданина Азербайджана, пытавшегося незаконным способом переместить через таможенную границу 1 млн 701 тысячу долларов США. Возбуждено уголовное дело по п. «а» ч. 2 ст. 200.1 УК РФ «Контрабанда наличных денежных средств в особо крупном размере».

По инициативе ФТС России, в целях пресечения теневого оборота денежных средств и возможной легализации крупных сумм наличной валюты, полученной преступным путем, перемещаемых так называемыми «курьерами наличных», в проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза включена норма, устанавливающая требование о представлении физическими лицами таможенным органам документов, подтверждающих происхождение денежных средств. До настоящего времени такое требование законодательно не было установлено.

http://logistics.ru/customs/news/tamozhennaya-sluzhba-usilivaet-valyutnyy-kontrol

Ответственность за нарушение валютного законодательства

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО

Статьей 5 Закона РФ от 9 октября 1992 года № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» предусмотрено обязательное зачисление на счета в уполномоченных банках иностранной валюты, получаемой предприятиями (организациями), если иное не установлено Центральным банком РФ.

Ответственность за нарушение валютного законодательства предусмотрена статьей 14 вышеназванного Закона. Лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную, гражданско-правовую и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Повторное нарушение валютного законодательства, невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля влечет за собой:

— приостановление действия лицензий и разрешений, выданных органами валютного контроля резидентам, уполномоченным банкам, нерезидентам;

— лишение резидентов, уполномоченных банков, нерезидентов лицензий и разрешений.

Согласно Указу Президента РФ от 14 июня 1992 года № 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин» валютная выручка от экспорта или реализации иностранной валюты на территории РФ товаров (работ, услуг) подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на территории РФ, если иное не разрешено Центральным банком РФ.

За нарушение указанного порядка предприятия подвергаются штрафу, налагаемому налоговыми органами или Инспекцией валютного контроля, в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по курсу Центрального банка РФ. Суммы штрафа поступают в федеральный бюджет РФ. Уплата штрафа не освобождает предприятия от обязательного перевода валютной выручки на счета в уполномоченных банках Российской Федерации.

Административная ответственность за нарушение валютного законодательства предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ:

Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства

1. Осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами Российской Федерации —

влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.

2. Невыполнение в установленный срок обязанности по ввозу на территорию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо невозврат в установленный срок переведенной за эти товары суммы денежных средств —

Читайте так же:  Имущественный налоговый вычет ипотека документы

влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.

3. Нарушение установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения.

4. Несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а равно нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Видео (кликните для воспроизведения).

Уголовная ответственность за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте предусмотрена Уголовным кодексом Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ:

Статья 193. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте

Невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, —

наказывается лишением свободы на срок до трех лет.

Примечание. Деяние, предусмотренное настоящей статьей, признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает десять тысяч минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии со статьей 198 Таможенного кодекса РФ органом валютного контроля в РФ является Государственный таможенный комитет РФ. Иные таможенные органы являются агентами валютного контроля и подотчетны Государственному таможенному комитету РФ.

При осуществлении валютного контроля функции таможенных органов определяются в пределах компетенции таможенных органов РФ в области валютного контроля:

Статья 199. Компетенция таможенных органов Российской Федерации в области валютного контроля

Таможенные органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу Российской Федерации, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

Таможенные органы РФ должны осуществлять валютный контроль в соответствии с валютным законодательством РФ и Таможенным кодексом РФ.

На основании статьи 201 Таможенного кодекса РФ при выявлении таможенными органами РФ нарушений валютного законодательства, являющихся одновременно нарушениями таможенных правил либо правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов РФ, лица несут ответственность в соответствии с Таможенным кодексом РФ. В иных случаях ответственность за нарушения валютного законодательства РФ, выявленные таможенными органами, наступает в соответствии с валютным и другим законодательством РФ.

http://www.audit-it.ru/articles/account/buhconcret/a63/40865.html

СТУ выявлено нарушений валютного законодательства на 9,9 млрд рублей

За 10 месяцев 2019 года таможенными органами Сибирского таможенного управления (СТУ) проведены 952 проверки соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) валютного законодательства, выявлено нарушений валютного законодательства на сумму 9,9 млрд рублей.

Как сообщили TKS.Ru в пресс-службе СТУ, под особым контролем таможенных органов СТУ находятся вопросы противодействия сомнительным финансовым операциям, осуществляемым организациями с признаками номинальных юридических лиц, а также вопросы соблюдения валютного законодательства при экспорте леса.

За 10 месяцев 2019 года таможенными органами Сибирского региона проведены 952 проверки по направлению валютного контроля. В результате проведённых проверок за январь-октябрь 2019 года выявлено нарушений валютного законодательства на сумму 9,9 млрд рублей. На долю нарушений, связанных с экспортом леса и лесоматериалов, приходится 36,2% от общей суммы выявленных нарушений.

По фактам выявленных нарушений таможенными органами региона возбуждено 2158 дел об административных правонарушениях (АП). По количеству возбужденных дел об АП наблюдается рост на 4,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Основной объём составляют дела об АП, связанные с несоблюдением резидентами сроков получения на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары – 42,7%, а также связанные с несоблюдением участниками ВЭД установленных порядка и сроков представления форм учёта и отчётности по валютным операциям – 43%.

По результатам проверок соблюдения валютного законодательства за 10 месяцев 2019 года таможенными органами СТУ возбуждено 52 уголовных дела по ст. 193 УК РФ (Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации) на общую сумму 6,7 млрд рублей, а также 73 уголовных дела по ст. 193.1 УК РФ (Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов) на сумму 10,8 млрд рублей.

С целью предупреждения совершения участниками ВЭД сомнительных валютных операций, таможенными органами региона налажено тесное взаимодействие с налоговыми и иными контролирующими органами по обмену сведениями, используемыми в установлении «фирм-однодневок».

http://www.tks.ru/crime/2019/11/12/01

Нарушения валютного законодательства субъектами внешнеторговой деятельности и их квалификация

Выявление нарушений валютного законодательства во внешнеэкономической сфере составляет основную направленность деятельности органов и агентов валютного контроля, действий их должностных лиц. Под нарушением валютного законодательства следует понимать несоблюдение субъектами ВТД: 1) требований установленных валютных ограничений; 2) порядка и сроков оформления основных документов валютного контроля, прежде всего паспортов сделок. Все эти нарушения являются административными правонарушениями, поэтому они соответствующим образом квалифицируются, и по ним устанавливается ответственность Кодексом об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) (ст. 15.25). Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП устанавливает административную ответственность.

Таможенные органы в своей практической деятельности в качестве агента валютного контроля при квалификации административных правонарушений, предусмотренных данной статьей КоАП, руководствуются соответствующими Методическими рекомендациями ФТС РФ (Письмо ФТС России № 01-11/217 от 10.01.2008 г.).

Нарушения валютного законодательства субъектами внешнеторговой деятельности выступают в различных видах (табл. 11.1).

Читайте так же:  База для упрощенной системы налогообложения

Виды нарушений валютного законодательства

№ п/п Вид нарушения Квалификация нарушения по КоАП
Осуществление незаконных валютных операций п. 1 ст. 15.25
Невыполнение в установленный контрактом срок обязанности по получению на свои счета в уполномоченных банках выручки в иностранной валюте или в валюте РФ за экспортированные товары п. 4 ст. 15.25

Окончание табл. 11.1

№ п/п Вид нарушения Квалификация нарушения по КоАП
Невыполнение в установленный контрактом срок обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за товары, не ввезенные на таможенную территорию России п. 5 ст. 15.25
Несоблюдение единых правил и сроков оформления паспортов сделок п. 6 ст. 15.25

На практике незаконные валютные операции часто выступают в виде расчетов в наличной валюте между резидентами и нерезидентами по внешнеторговым сделкам, предусматривающим перемещение товаров через таможенную границу РФ. К числу незаконных также относятся валютные операции физических и юридических лиц – резидентов с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте РФ при проведении на территории России сделок по купле-продаже товаров вне сферы розничной торговли, в том числе при осуществлении предпринимательской деятельности.

Широко распространенным нарушением валютного законодательства является несоблюдение ограничений, установленных на вывоз с таможенной территории России иностранной валюты и/или валюты РФ. Если физическое лицо вывозит с данной территории иностранную валюту и/или валюту РФ в сумме, превышающей 10000 долл. США при отсутствии у него ввозной таможенной декларации или других документов, подтверждающих ввоз или перевод в Россию валюты, вывозимой сверх установленной нормы, то такие действия квалифицируются по части 1 статьи 15.25 КоАП как осуществление незаконной валютной операции.

В случае выявления таможенными органами фактов осуществления незаконных валютных операций на территории РФ информация о них передается в установленном порядке в территориальные органы Росфиннадзора. Материалы о нарушениях резидентом валютного законодательства РФ, совершенных за пределами территории РФ, а также информация, связанная с обоснованными подозрениями о наличии таких нарушений, направляются в налоговые органы по месту регистрации резидента в соответствии с Соглашением о сотрудничестве Федеральной налоговой службы РФ и Федеральной таможенной службы РФ от 14.07.2005 (ст. 9).

Нарушение валютного законодательства при экспорте товаров резидентами заключается в невыполнении резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары.

Нарушение валютного законодательства, относящееся к выполнению требования по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за товары, не ввезенные на таможенную территорию России, заключается в нарушении установленных контрактом сроков возврата денежных средств, а при их отсутствии – сроков ввоза либо получения товаров в зависимости от условий договора. Эти сроки определяются в контракте.

Наиболее типичными нарушениями единых правил оформления паспортов сделок являются:

· установление даты оформления ПС позже совершения валютной операции или исполнения иного обязательства по контракту (например, обязательство по передаче товара);

· неверное заполнение или незаполнение одной или нескольких граф – чаще всего раздела 3 «Общие сведения о контракте» или раздела 6 «Специальные сведения о контракте»;

· нарушение срока переоформления ПС в случае внесения в контракт изменений, затрагивающих сведения, указанные в паспорте.

В соответствии с Приказом ФТС от 05.02.2009 № 125 «Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности» информация о предполагаемых нарушениях валютного законодательства, выявленных при проведении таможенного оформления и таможенного контроля, направляется в течение трех дней в отдел валютного контроля соответствующей таможни для проведения проверки.

11.2. Содержание и формы проверок соблюдения
субъектами внешнеэкономической деятельности
валютного законодательства Российской Федерации

Проверки соблюдения субъектами внешнеторговой деятельности валютного законодательства как форма валютного контроля представляют собой упорядоченную совокупность контрольных действий его органов и агентов, направленных: 1) на выявление и пресечение нарушений валютного законодательства РФ, правил ведения учета и отчетности по валютным операциям; 2) предупреждение и предотвращение таких нарушений; 3) повышение эффективности применяемых методов контроля.

Право на проведение проверок органами и агентами валютного контроля установлено Законом (ст. 23).

Проведение проверок основывается на определенных принципах (табл. 11.2).

Принципы проведения проверок соблюдения
валютного законодательства

№ п/п Название принципа Способ обеспечения
Законность Строгое соблюдение должностными лицами контролирующих органов установленных в законодательном порядке прав и обязанностей при выполнении ими своих функций
Недопустимость ведомственного произвола Полное соответствие ведомственной нормативной базы, применяемой при совершении контрольных действий должностных лиц органов и агентов валютного контроля, положениям федеральных законов и актов органов валютного регулирования
Экономичность Минимизация затрат на проведение проверок при максимизации их результата
Презумпция невиновности проверяемого лица Объективное исследование должностными лицами контролирующих органов максимально возможного объема информации
Гласность Доступность информации о ходе и результатах проводимой проверки проверяемому лицу

Проверки соблюдения валютного законодательства, проводимые органами и агентами валютного контроля, имеют целевой, документальный характер и осуществляются в следующих видах:

· плановые и внеплановые;

· камеральные и выездные.

Росфиннадзор как орган валютного контроля проводит плановые проверки в соответствии с Планом деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора на год, утверждаемым министром финансов РФ. Территориальные органы Росфиннадзора осуществляют проверочную деятельность на основе годовых планов контрольной работы. Плановые проверки производятся не чаще чем один раз в два года по отношению к одному проверяемому предприятию.

Наряду с плановыми проверками данный орган валютного контроля проводит внеплановые проверочные мероприятия. Их основанием являются:

· поручения Президента РФ, Правительства РФ;

· поручения руководителя Росфиннадзора, руководителя территориального органа;

· поступившая информация или материалы от органа или агента валютного контроля;

· поступившие сообщения или материалы из правоохранительных, таможенных, налоговых и других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций и объединений, содержащие данные о нарушении валютного законодательства;

· сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные о нарушении валютного законодательства.

Таможенные органы как агенты валютного контроля проводят проверки соблюдения валютного законодательства на основании:

Читайте так же:  Имущественный налоговый вычет за вторую квартиру

· ежемесячных планов проверок, формируемых на основе информации о предполагаемых нарушениях субъектами ВЭД валютного законодательства;

· информации о предполагаемых нарушениях валютного законодательства, выявленных при таможенном оформлении и таможенном контроле, а также информации о возможных нарушениях валютного законодательства, полученной из структурных подразделений данного таможенного органа, налоговых и иных контролирующих органов;

· поручений ФТС РФ на проведение проверок соблюдения валютного законодательства.

Камеральными

называются проверки, проводимые без выезда на объект проверки, т.е. по месту нахождения структурного подразделения контролирующего органа. Их основное содержание составляет исследование должностными лицами органов и агентов валютного контроля запрашиваемых у проверяемого лица документов, необходимых для достижения целей проверки. Это значит, что камеральные проверки имеют документальный характер. В настоящее время камеральные проверки составляют основной объем проверочных мероприятий, осуществляемых органами и агентами валютного контроля, в том числе Росфиннадзором и таможенными органами. Однако это не исключает проведение ими выездных проверок или участие в них.

Выездными

являются проверки, проводимые по месту нахождения объекта проверки. Они позволяют исследовать более широкий круг источников информации, в том числе бухгалтерские документы, отчетность проверяемого предприятия и др.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

http://infopedia.su/3x141f.html

Управление риском нарушений валютного законодательства при проведении внешнеэкономических операций

УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ НАРУШЕНИЙ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ

(ПРУ ВК МФ РФ, г. Тула, РФ)

Currency control is considered from the viewpoint of risk management for violating the currency regulations.

Новые условия реализации внешнеэкономической политики России и осуществления внешнеэкономической деятельности обусловливают необходимость совершенствования всего механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, в том числе, валютного регулирования и валютного контроля. Современная концепция государственных финансов рассматривает валютное регулирование и валютный контроль в качестве важнейшего звена финансового механизма, реализующего функцию управления финансовыми потоками, обслуживающими внешнеэкономические отношения.

Полномочия Правительства Российской Федерации в области валютного контроля осуществляют Территориальные органы валютного контроля Министерства финансов Российской Федерации — региональные управления валютного контроля.

Региональные управления осуществляют свою деятельность под оперативным и методическим руководством Департамента валютного контроля Министерства финансов Российской Федерации и во взаимодействии с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, аппаратами полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах Российской Федерации и местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В своей деятельности региональные управления руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, приказами,, инструкциями и иными нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, настоящим Положением, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, Центрального банка Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции.

Основными задачами регионального управления являются:

а) обеспечение в пределах своей компетенции проведения единой, государственной политики в сфере валютного контроля;

б) осуществление в пределах своей компетенции контроля и надзора за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации резидентами и нерезидентами;

в) участие в организации и ведении единой информационной системы валютного контроля.

Одна выполнение этих задач необходимо систематически проводить анализ и обобщать практику валютного контроля с целью совершенствования организации проверок соблюдения правил валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономических операций.

Такого рода проверки должны предусматривать не только фискальные меры по отношению к нарушителям валютного законодательства. Они должны выявлять причины возникновения таких нарушений, обусловившие их мотивы поведения хозяйствующих субъектов. Это важно не только с точки зрения установления меры ответственности лиц, допустивших нарушения, но и с точки зрения устранения всех причин, обусловливающих такие нарушения. Стратегия деятельности региональных управлений должна быть направлена на создание института внешнеэкономической деятельности, основанного на корректном осуществлении валютных операций в строгом соответствии с действующим законодательством.

Эффективность функций, выполняемых региональными управлениями валютного контроля может значительно усилена, если в результате реализации системы контрольных мероприятий в контролируемой среде будет сформировано четкое представление об экономической мере риска, связанного с нарушениями валютного законодательства. Величина экономической меры риска является функцией вероятности возникновения нарушения, вероятности выявления этого нарушения и экономического ущерба, вызванного применением санкций, предусматривающих взыскание в доход государства всего полученного по недействительным сделкам или взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий. Вероятность нарушения валютного законодательства является величиной, которая может иметь как экспертную, так и статистическую оценку. Причем статистическая оценка этой величины вряд ли может иметь более высокую достоверность, чем экспертная, так это вероятность не является стационарной. Вероятность выявления нарушений существенно зависит от эффективности взаимодействия всех участников валютного контроля.

Управление риском нарушений валютного законодательства носит дуальный характер. Имеет место внутреннее управление (со стороны самого хозяйствующего субъекта) и внешнее (осуществляемое субъектами и агентами валютного контроля). Причем внутреннее управление может предусматривать и преднамеренное повышение риска нарушений в случае наличия намерений внелегального проведения валютной операции. Внешнее управление должно предусматривать только снижение риска нарушений, если не принимать во внимание возможность коррупции.

Хозяйствующий субъект в соответствии со своим экономическим мышлением соизмеряет между собой трансакционные издержки в случае легального и внелегального осуществления валютной операции и на основе результатов этого оценки выбирает стратегию поведения. Естественно, что стратегия поведения может быть выбрана неверно в том случае, если он не обладает полной информации о размере и характере трансакционных издержек, обусловленных внелегальным проведением операции, с одной стороны. С другой стороны, он может не оценивать в полной мере все преимущества, которые он получает в случае легального осуществления операции. Именно представление о соотношении трансакционных издержек, обусловленных легальным и внелегальным проведением валютной операции дают ключ для формирования внешнего механизма управления риском нарушений валютного законодательства, одним из центральных звеньев которого является региональное управление валютного контроля.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://pandia.ru/text/78/146/14882.php

Выявление нарушений валютного законодательства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here