Взаимодействие органов валютного регулирования и валютного контроля

Валютное регулирование и валютный контроль.

Основой валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации является Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ, который определяет принципы осуществления валютных операций, полномочия и функции органов и агентов валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также ответственность за нарушение валютного законодательства.

Целью настоящего Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка

Валютное регулирование — Деятельность государственных органов по управлению обращением валюты, контролю за валютными операциями, воздействию на валютный курс национальной валюты, ограничению использования иностранной валюты.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки (банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии ЦБР на проведение валютных операций), подотчетные ЦБР, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Основными направлениями валютного контроля являются:

а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству;

б) проверка выполнения резидентами обязательств в инвалюте перед государством,

в) проверка обоснованности платежей в инвалюте;

г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям

Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением некоторых валютных операций:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

1) валютных операций движения капитала;

2) купли-продажи иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте. Эти операции в РФ производятся только через уполномоченные банки.

в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их

Валютные операции движения капитала делятся на 2 группы:

а) регулируемые Правительством РФ

б) регулируемые ЦБР

Валютные операции между физическими лицами — резидентами и нерезидентами с внешними ценными бумагами на сумму до 150000 долларов США в течение календарного года осуществляются без ограничений.

Ввоз и вывоз валютных ценностей:

1. Ввоз в Российскую Федерацию иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации.

2. При единовременном ввозе в Российскую Федерацию физическими лицами — резидентами и физическими лицами — нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, ввозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации, а также дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму ввозимой наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме.

3. При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами — резидентами и физическими лицами — нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 3 000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации.

4. Единовременный вывоз из Российской Федерации физическими лицами — резидентами и физическими лицами — нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, не допускается, за исключением случаев:

Физические лица — резиденты и физические лица — нерезиденты имеют право вывозить из Российской Федерации иностранную валюту, валюту Российской Федерации, дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме, ранее ввезенные или переведенные в Российскую Федерацию, при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз или перевод в Российскую Федерацию.

Валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля

1. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

2. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

3. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

4. Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

5. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

6. Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

Читайте так же:  Бумаги для налогового вычета ипотека

Правительство Российской Федерации обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков как агентов валютного контроля с органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации.

Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц

1. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право: 1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; 2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов; 3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

2. Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право: 1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; 2) применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны: 1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; 2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

http://studfile.net/preview/1977806/page:12/

75. Органы валютного регулирования и валютного контроля.

Система органов валютного регулирования закреплена в ст. 5 № 173-ФЗ. Согласно указанной ста­тье в РФ в качестве органов валютного ре­гулирования выступают только два органа: Банк России и Пра­вительство РФ.

В Законе о Банке России содержится ряд норм, устанавливающих его статус: 1) организует и осуществляет валютное регулиро­вание и валютный контроль в соответствии с законодательст­вом РФ (п. 12 ст. 4); 2) определяет порядок осуществления расчетов с международ­ными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами (п. 13 ст. 4); 3) устанавливает и публикует официальные курсы иностран­ных валют по отношению к рублю (п. 15 ст. 4); 4) принимает участие в разработке прогноза платежного балан­са РФ и организует составление платежного баланса РФ (п. 16 ст. 4); 5) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет вы­дачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты (п. 17 ст. 4); 6) проводит анализ и прогнозирование состояния экономи­ки РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредит­ных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные (п. 18 ст. 4); 7) утверждает графическое обозначение рубля в виде знака (п. 2.1 ст. 4).

Согласно ст. 46 Закона о Банке России Банк России имеет право осуществлять банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организа­циями: 1) покупать и продавать иностранную валюту, а также платеж­ные документы и обязательства, номинированные в иностран­ной валюте, выставленные российскими и иностранными кре­дитными организациями; 2) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей; 3) открывать счета в российских и иностранных кредитных ор­ганизациях на территории РФ и территориях иностранных го­сударств; 4) выставлять чеки и векселя в любой валюте.

Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных междуна­родных валютно-финансовых организациях (ст. 51).

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций как обязательный норматив Банк России может устанавливать размер валютного риска (п. 7 ст. 62), регулировать размеры и порядок учета открытой позиции кредитных организаций (бан­ковских групп) по указанному риску (ст. 68), определять поря­док формирования и размер образуемых до налогообложения резервов (фондов) кредитных организаций для покрытия валютных рисков в соответствии с федеральными законами (ст. 69),

Правительство РФ в соответствии со ст. 15 Закона о Прави­тельстве РФ наделено следующими полномочиями в сфере валют­ного регулирования: 1) осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом РФ; 2) осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, федераль­ными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ валютное регулирова­ние и валютный контроль; 3) руководит валютно-финансовой деятельностью в отношени­ях Российской Федерации с иностранными государствами.

Прави­тельство РФ применяет специальные защитные меры, антидем­пинговые меры и компенсационные меры при осуществлении внешней торговли товарами, а также иные меры по защите экономических интересов России, а также вводит количествен­ные ограничения экспорта и импорта товаров в соответствии с международными договорами РФ, федеральными законами и определяет порядок применения количественных ограничений экспорта и, импорта товаров (ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»). Это оказывает непосредственное влияние на формирование курса национальной валюты.

Банк России и Правительство РФ одновременно наделены компетенцией, как в сфере валютного регулирования, так и в сфере валютного контроля (ст. 22 № 173-ФЗ).

Органами валютного контроля в РФ являются ЦБ РФ, а также Правительство РФ в лице таких органов, как Министерство финансов РФ, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК), Государственный таможенный комитет РФ, правоохранительные органы.

Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательством могут осуществлять функции валютного контроля. К агентам валютного контроля в настоящее время отнесены уполномоченные банки, подотчётные ЦБ РФ и иные небанковские кредитные организации, имеющие лицензии на осуществление валютных операций, подотчётные федеральным органам исполнительной власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основным органом валютного регулирования является ЦБ РФ, уполномоченный: — определять сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты; — издавать нормативные акты, обязательные к исполнению на территории России резидентами и нерезидентами; — проводить все виды валютных операций; — устанавливать правила проведения резидентами и нерезидентами в РФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в РФ операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ; — устанавливать порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами РФ; — устанавливать общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдавать такие лицензии; — устанавливать единые формы учёта, отчётности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления; — готовить и публиковать статистику валютных операций Российской Федерации по принятым международным стандартам и т.д.

Читайте так же:  Понятие и сущность финансового контроля

Для осуществления перечисленных функций Федеральная служба имеет право: 1. получать от органов и агентов валютного и экспортного контроля необходимую информацию и документы; 2. проводить проверки финансовых и иных документов, связанных с осуществлением хозяйствующими субъектами внешнеэкономических операций, получением и переводом валютных ценностей, выполнением обязательств перед государством в иностранной валюте; 3. ставить вопрос в установленном порядке о приостановлении валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций, о лишении хозяйствующих субъектов лицензий и других прав В области внешнеэкономической деятельности, вносить в установленном порядке предложения по исключению хозяйствующих субъектов из перечня экспортёров стратегически важных сырьевых товаров в случаях непредставления (или отказа в представлении) органам федеральной службы соответствующих документов, связанных с проведением указанных операций; 4. иные права, предусмотренные законодательством.

Таможенный комитет как орган валютного контроля в соответствии со ст.199 Таможенного кодекса Российской Федерации осуществляет валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств. Согласно ст. 402 ТК РФ таможенными органами являются: Федеральная таможенная служба; региональные таможенные Управления; таможни; таможенные посты.

http://studfile.net/preview/1477668/page:5/

Порядок взаимодействия органов и агентов валютного контроля.

Осуществление контроля за соблюдением резидентами (в том числе за пределами страны) и нерезидентами валютного законодательства невыполнимо без координации деятельности органов и агентов валютного контроля. Именно поэтому положениями валютного законодательства предусмотрено, что органы и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством РФ (Росфиннадзору), необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, установленном Правительством РФ.

Правительство РФ обеспечивает разграничение функций и взаимодействие федеральных органов исполнительной власти в области валютного контроля, а также их взаимодействие с Банком России. В частности, законодательно прямо предусмотрено (ч. 6 ст. 22 Закона о валютном регулировании), что Правительством РФ обеспечивается взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Банком России.

Данное положение валютного законодательства реализовано принятием постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил по обеспечению взаимодействия не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации». Названное постановление предусматривает, что взаимодействие таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Банком России осуществляется на основе двусторонних соглашений об обмене документами и информацией, связанных с проведением резидентами и нерезидентами валютных операций, заключаемых ФТС России и ФНС России с Банком России (п. 13 указанных Правил). И соответствующие соглашения об информационном взаимодействии Банка России с таможенными и налоговыми органами во исполнение требований рассматриваемого постановления были заключены (см. Соглашение о взаимодействии Банка России с ФТС России от 28.11.2006 № 01-48/12 и Соглашение о взаимодействии Банка России с ФНС России от 01.08.2008 № ММ-25-2/6) и предусматривают порядок, периодичность и сроки представления документов и информации:

а) ФТС России и ФНС России в Банк России — документов и информации, необходимых для составления платежного баланса РФ, осуществления валютного регулирования и валютного контроля;

б) Банком России:

— в ФТС России — документов и информации, необходимых для осуществления таможенными органами функций агентов валютного контроля в отношении валютных операций между резидентами и нерезидентами, связанных с осуществлением резидентами внешнеторговой деятельности и совершаемых в соответствии с договорами (соглашениями, контрактами), предусматривающими передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;

— в ФНС России — информации, необходимой для осуществления налоговыми органами функций агентов

валютного контроля и связанной с расчетами и переводами между резидентами и нерезидентами по договорам (соглашениям, контрактам), предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, а также получение или предоставление резидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) кредитов или займов.

Правила по обеспечению взаимодействия не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации определили также порядок, сроки и процедуру взаимодействия не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с Банком России. Согласно п. 2 этих Правил взаимодействие участников рынка ценных бумаг, не являющихся уполномоченными банками, с Банком России основано на запросах и представлении документов и информации, связанных с проведением резидентами и нерезидентами валютных операций с ценными бумагами, осуществленных с использованием услуг, предоставленных участником рынка ценных бумаг.

В соответствии с требованиями валютного законодательства Банк России должен осуществлять взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивать взаимодействие с ними, а также с таможенными и налоговыми органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством РФ. Вместе с тем данный нормативный акт до настоящего времени не принят Банком России, что существенно затрудняет возможность конструктивного диалога таможенных и налоговых органов с уполномоченными банками.

Представляется, что для разрешения данной ситуации со стороны государства в лице Минфина России как органа, обеспечивающего подготовку необходимых правовых актов в валютной сфере, необходимо использование более действенных механизмов и инструментов, позволяющих повысить заинтересованность участников валютных отношений, в решении указан ной социально-экономической задачи. Ведь проводимая государственная политика в этой области валютных отношений позволяет обеспечить принятие необходимых мер по обеспечению координации и восполнить недостаточность их регулирования.

Читайте так же:  Проводки по торговому сбору при осно

Во исполнение функций по осуществлению валютного регулирования в Российской Федерации Банком России и Правительством РФ издаются в пределах их компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов, осуществляющих валютные операции на территории РФ, касающиеся порядка представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при проведении валютных операций агентам валютного контроля.

В соответствии с требованиями валютного законодательства такой порядок устанавливается:

1) для представления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, — Правительством РФ.

Для решения этой задачи Правительство РФ постановлением от 17.02.2007 № 98 утвердило Правила представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков.

Данные Правила определили порядок, сроки и процедуру представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков.

В соответствии с установленными Правилами резиденты и нерезиденты обязаны представлять подтверждающие документы (копии документов) и информацию по запросам таможенных органов и налоговых органов как агентам валютного контроля, в том числе не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, клиентами которых такие резиденты и нерезиденты являются, либо по запросам держателей реестра владельцев ценных бумаг (регистраторов), осуществляющих ведение реестров владельцев именных ценных бумаг эмитентов, с ценными бумагами которых осуществляются валютные операции. Информация запрашивается в соответствии с перечнем, установленным п. 4 ст. 23 Закона о валютном регулировании.

Эти обстоятельства свидетельствуют о том, что обязанность по представлению подтверждающих документов (копии документов) резидентом или нерезидентом считается исполненной, если резидент или нерезидент представил агенту валютного контроля подтверждающие документы (копии документов) и информацию, указанные в запросе (дополнительном запросе), в полном объеме и в срок, установленный агентом валютного контроля;

Видео (кликните для воспроизведения).

2) для резидентов и нерезидентов — Банком России.

Еще одно положение валютного законодательства, требующее принятия соответствующего акта Банка России, не может считаться в полной мере реализованным в связи с тем, что имеющиеся нормативные акты Банка России, затрагивающие вопросы представления документов, увы, не связаны между собой. Действующие в настоящее время соответствующие инструкция и положение Банка России отдельно регулируют вопросы, требующие взаимно увязанных подходов.

Порядок предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядок учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок утверждены инструкцией № 117-И.

Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций утвержден Положением № 258-П.

Правительством РФ принято постановление от 24.02.2009 № 166 «О порядке представления органами и агентами валютного контроля в орган валютного контроля, уполномоченный правительством Российской Федерации, необходимых для осуществления его функций документов и информации».

Банк России как орган валютного контроля, ФТС России, ФНС России, участники рынка ценных бумаг, Внешэкономбанк как агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ передают предусмотренную валютным законодательством информацию в Росфиннадзор на бумажном носителе за подписью уполномоченного должностного лица в течение семи рабочих дней со дня, следующего за днем ее выявления.

В соответствии с установленным Правительством РФ порядком органу валютного контроля, имеющему право применять санкции за нарушения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, передается следующая информация:

— в отношении физического лица — фамилия, имя, отчество (гражданин, согласно п. 1 ст. 19 ГК, приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая); данные о документе, удостоверяющем личность; адрес места жительства (в соответствии с п. 1 ст. 20 ГК местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает); содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта; дата совершения незаконной валютной операции или нарушения; сумма незаконной валютной операции или нарушения.

Одновременно с этим Банк России, ФТС России, ФНС России, уполномоченные банки, Внешэкономбанк, а также участники рынка ценных бумаг в пределах своей компетенции представляют по запросу Росфиннадзора документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, а также информацию по рынку ценных бумаг (документы и информация, связанные с проведением резидентами и нерезидентами валютных операций с внешними и внутренними ценными бумагами, совершенных с использованием услуг, предоставленных такими участниками рынка ценных бумаг).

Согласно установленным требованиям обязательный срок для представления документов по запросам Росфиннадзора не может составлять менее 20 дней для Банка России, центральных аппаратов ФТС России, ФНС России, Внешэкономбанка и семи рабочих дней для территориальных органов и учреждений названных ведомств, а также профессиональных участников рынка ценных бумаг со дня подачи запроса.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг, ФТС России, ФНС России при отсутствии у них запрашиваемых Росфиннадзором документов и информации должны запрашивать необходимые документы и информацию у своих территориальных органов (для профессиональных участников рынка ценных бумаг — у своих клиентов) и представлять их в Росфиннадзор с соблюдением сроков, установленных порядком представления.

Следует обратить внимание, что для уполномоченных банков порядок передачи информации о нарушениях валютного законодательства устанавливается Банком России. Частью 10 ст. 23 Закона о валютном регулировании определено, что уполномоченные банки передают указанную информацию в порядке, который определен Банком России в Положении о порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

При наличии информации о нарушениях сведения на регулярной основе поступают в территориальное управление Банка России (ежемесячно, не позднее третьего рабочего дня месяца, следующего за отчетным). Передача информации осуществляется в виде электронного сообщения, снабженного кодом аутентификации, для последующей передачи органу валютного контроля — Росфиннадзору. Передача электронного сообщения уполномоченным банком, прием, проверка подтверждения подлинности и контроль целостности такого сообщения территориальным учреждением Банка России осуществляются в установленном порядке (указание Банка России от 24.01.2005 № 1546-У «О порядке представления кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации отчетности в виде электронных сообщений, снабженных кодом аутентификации»). Затем информация от Банка России направляется в Росфиннадзор в порядке, определенном в двухстороннем Соглашении Банка России и Росфиннадзора от 15.08.2007 «Об информационном взаимодействии между Центральным банком Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора по вопросам валютного контроля».

Читайте так же:  Налог на дарение автомобиля между близкими родственниками

Работая в тесной взаимосвязи с Банком России и агентами валютного контроля, аккумулируя и анализируя информацию о нарушениях валютного законодательства, применяя по ней соответствующие меры реагирования, Росфиннадзор является одним из ключевых звеньев в системе валютного контроля.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/12_189909_poryadok-vzaimodeystviya-organov-i-agentov-valyutnogo-kontrolya.html

Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

До недавнего времени порядок осуществления валютных операций в Российской Федерации регулировался Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 года №3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле». В настоящее время вступил в силу Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее Закон №173-ФЗ). Его целью является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

В соответствии со статьей 4 Закона №173-ФЗ валютное законодательство Российской Федерации состоит из данного закона и федеральных законов, принятых в соответствии с ним.

Следует обратить внимание, что акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования:

· устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, не имеют обратной силы;

· отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или улучшающие положение резидентов и нерезидентов иным образом, могут иметь обратную силу;

· подлежат официальному опубликованию (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5485-1 «О государственной тайне»). Неопубликованные акты не применяются.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

Органами валютного регулирования согласно статье 5 Закона №173-ФЗ являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Названные органы валютного регулирования в пределах своей компетенции издают акты, обязательные для резидентов и нерезидентов, при этом не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений. Также не допускается требование о предварительной регистрации счетов (вкладов) в иностранной валюте в банках на территориях иностранных государств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 статьи 12 и пунктом 5 статьи 15 Закона №173-ФЗ.

Валютные операции на основании статьи 6 Закона №173-ФЗ осуществляются резидентами и нерезидентами без ограничений. Исключение составляют валютные операции, предусмотренные статьями 7, 8 и 11 данного закона. Но установленные ограничения не носят дискриминационного характера и отменяются по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Статьей 7 Закона №173-ФЗ установлены случаи, когда резиденты могут предоставлять нерезидентам отсрочку платежа, и сроки, на которые такая отсрочка предоставляется.

Валютными операциями в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 1 Закона №173-ФЗ признаются:

· приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

· приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

· приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

· ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

· перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

· перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Закона №173-ФЗ. В частности данной статьей установлено, что резиденты вправе без ограничений открывать банковские счета в иностранной валюте в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения таких счетов устанавливается Центральным банком Российской Федерации (далее ЦБ РФ). Расчеты при осуществлении валютных операций производятся резидентами через эти счета, причем расчеты могут производиться в любой иностранной валюте с проведением в случае необходимости конверсионной операции по курсу, согласованному с уполномоченным банком, независимо от того, в какой иностранной валюте был открыт банковский счет.

Статьей 15 Закона №173-ФЗ установлен порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг.

В соответствии со статьей 16 Закона №173-ФЗ в случаях, установленных данным законом резиденты и нерезиденты обязаны выполнить требование о резервировании, причем применительно к одной валютной операции не может быть установлено более одного требования о резервировании. Сумма резервирования вносится в валюте Российской Федерации, расчет суммы резервирования по валютной операции в иностранной валюте осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому ЦБ РФ на день ее внесения. Порядок резервирования и возврата суммы резервирования, установлен Инструкцией ЦБ РФ от 1 июня 2004 года №114-И «О порядке резервирования и возврата суммы резервирования при осуществлении валютных операций».

При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты согласно статье 19 Закона №173-ФЗ обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами, обеспечить:

§ получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданную им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

Читайте так же:  Налог на землю реквизиты на оплату

§ возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданную информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Случаи, когда резиденты имеют право не зачислять на свои счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации перечислены в пункте 2 статьи 19 Закона №173-ФЗ.

Валютный контроль в Российской Федерации в соответствии со статьей 22 Закона №173-ФЗ осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного контроля является ЦБ РФ и федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 года №198 «Вопросы федеральной службы финансово-бюджетного надзора» является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Положение о федеральной службе финансово-бюджетного надзора утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 года №278.

Агентами валютного контроля являются, в частности, уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, таможенные органы и территориальные органы федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

Координацию деятельности органов валютного контроля обеспечивает Правительство Российской Федерации, которое также обеспечивает взаимодействие таможенных органов как агентов валютного контроля с ЦБ РФ.

Органы и агенты валютного контроля, их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

§ проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

§ проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

§ запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Помимо вышеперечисленных прав органы валютного контроля их должностные лица также имеют право:

· выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

· применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается:

ü Правительством Российской Федерации — для представления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков;

ü ЦБ РФ — для представления уполномоченным банкам.

Агенты валютного контроля в целях осуществления валютного контроля имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов, в частности, следующие документы, связанные с проведением валютных операций:

§ документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

§ документы, удостоверяющие статус юридического лица, — для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица — для резидентов;

§ свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

§ уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

§ регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с Законом №173-ФЗ;

§ документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица;

§ документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения);

§ документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

§ документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки;

§ документы, подтверждающие совершение валютных операций;

§ таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые имеют непосредственное отношение к проводимой валютной операции, причем все документы должны быть действительными на день представления.

Документы представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Оригиналы документов принимаются для ознакомления и возвращаются предоставившим их лицам. В материалы валютного контроля помещаются копии документов, заверенные агентом валютного контроля. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

· осуществлять контроль соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

· представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

Органы и агенты валютного контроля, их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством Российской Федерации коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

Права и обязанности резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, установлены статьей 24 Закона №173-ФЗ.

§ знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

§ обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

§ на возмещение в установленном законодательством Российской Федерации порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

§ представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 Закона №173-ФЗ;

§ вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

§ выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Более подробно с вопросами, касающимися внешнеторговой деятельности, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Внешнеторговая деятельность».

Видео (кликните для воспроизведения).

http://www.audit-it.ru/articles/account/buhconcret/a63/42679.html

Взаимодействие органов валютного регулирования и валютного контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here