Взыскание задолженности налогов по исполнительному производству

Взыскание задолженности налогов по исполнительному производству

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Согласно ст. 266 НК РФ безнадежными долгами признаются долги, по которым истек установленный срок исковой давности, а также долги, по которым обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения (с подтверждением постановлением от судебных приставов). Получается, что, если организация не обращается в суд, она может списать задолженность как безнадежную через 3 года, а если организация подала в суд и пока исполнительное производство не окончено, организация задолженность списать не может?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Если организация обратилась в суд для взыскания задолженности и предъявлен исполнительный лист к исполнению судебным приставам, то в целях признания долга безнадежным (нереальным к взысканию) ей следует дождаться постановления об окончании исполнительного производства и возвращения исполнительного документа.

Обоснование вывода:

Согласно п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

— невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

— у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Таким образом, налогоплательщик, имеющий задолженность, может отнести ее к безнадежной только при наступлении одного из этих обстоятельств (смотрите также письма Минфина России от 10.04.2017 N 03-03-06/1/21019, от 09.02.2017 N 03-03-06/1/7131, от 27.07.2015 N 03-03-06/1/43049).

Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок, в течение которого лицо, право которого нарушено, может использовать защиту нарушенного права.

Общий срок исковой давности равен трем годам (ст. 196 ГК РФ). Согласно ст. 197 ГК РФ для отдельных видов требований могут определяться специальные сроки исковой давности — сокращенные или более продолжительные по сравнению с общим сроком (например, п. 3 ст. 797, ст. 725, ст. 966 ГК РФ).

Течение срока исковой давности может приостанавливаться и прерываться. В ст. 202 ГК РФ указаны возможные причины приостановления течения срока исковой давности. Течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. В отличие от приостановления, после прерывания течение срока исковой давности начинается заново (ст. 203 ГК РФ). Время, истекшее до перерыва, в новый срок не засчитывается.

По истечении установленного срока исковой давности дебиторскую задолженность можно признать безнадежной (нереальной к взысканию) и учесть ее во внереализационных расходах в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ при должном документальном подтверждении в силу п. 1 ст. 252 НК РФ.

Как разъяснил Минфин России в письме от 08.04.2013 N 03-03-06/1/11347, для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль на сумму дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности необходимо документальное подтверждение возникновения задолженности, а также истечения срока исковой давности (смотрите также постановление АС Московского округа от 17.07.2015 N Ф05-8766/15).

Заметим, Налоговым кодексом РФ не установлено, что признание долга безнадежным в связи с истечением срока исковой давности производится при условии принятия всех мер по взысканию задолженности. Взыскание задолженности в принудительном порядке (например, через суд) является правом, а не обязанностью налогоплательщика (постановление ФАС Московского округа от 05.12.2012 N Ф05-13884/12 по делу N А41-40128/2011).

Судебная практика подтверждает, что факт истечения срока исковой давности для взыскания долга является достаточным основанием для признания его безнадежным и признание долга безнадежным не ставится в зависимость от наличия каких-либо действий по взысканию долга со стороны организации-кредитора (смотрите, например, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015 N 03АП-1053/15 (постановлением АС Восточно-Сибирского округа от 02.07.2015 N Ф02-3138/15 по делу N А74-7089/2014 оставлено без изменения), постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 07.04.2010 N А03-5968/2009, ФАС Московского округа от 20.04.2011 N Ф05-2974/11 по делу N А40-169861/2009, от 24.06.2010 N КА-А40/6181-10, ФАС Поволжского округа от 22.07.2008 N А55-1309/08, Центрального округа от 31.07.2008 N А62-1343/2008).

Ранее Минфин России также придерживался указанной позиции (письмо от 30.09.2005 N 03-03-04/2/68).

Заметим, до 1 января 2013 г. толкование пп. 2 п. 2 ст. 265, п. 2 ст. 266 НК РФ, норм Закона «Об исполнительном производстве» ставили в неравное положение налогоплательщиков, которые не принимали мер для взыскания дебиторской задолженности и списали ее по истечении трехлетнего срока исковой давности, с теми налогоплательщиками, которые приняли меры для взыскания задолженности, обратившись в суд, получив исполнительный лист и предъявив его к исполнению в службу судебных приставов-исполнителей, но взыскание оказалось невозможным из-за отсутствия должника или имущества. В результате Федеральным законом от 29.11.2012 N 206-ФЗ п. 2 ст. 266 НК РФ был дополнен абзацами 2-3, уточняющими основания для признания задолженности безнадежным долгом, которые вступили в силу с 1 января 2013 года (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2014 N 09АП-39221/14).

Таким образом, если организация обратилась в суд для взыскания задолженности и предъявлен исполнительный лист к исполнению судебным приставам, то в целях признания долга безнадежным (нереальным к взысканию) ей следует дождаться постановления об окончании исполнительного производства и возвращения исполнительного документа. Обязательство, по которому судебный пристав-исполнитель вынес постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, признается безнадежным долгом, учитываемым для целей налогообложения прибыли, в том отчетном периоде, в котором вынесено соответствующее постановление (письма Минфина России от 06.03.2013 N 03-03-06/1/6752, от 21.09.2012 N 03-03-06/1/494).

Читайте так же:  Обложение подоходным налогом

Отметим, что, как разъясняют уполномоченные органы, при наличии нескольких оснований для признания задолженности безнадежной задолженность признается безнадежной в том налоговом (отчетном) периоде, в котором имело место первое по времени возникновения основание (письма Минфина России от 22.06.2011 N 03-03-06/1/373, от 28.03.2008 N 03-03-06/4/18).

Рекомендуем ознакомиться с материалом:

— Энциклопедия решений. Учет расходов от списания дебиторской задолженности, нереальной к взысканию.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член Российского Союза аудиторов Федорова Лилия

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Взыскание задолженности налогов по исполнительному производству

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Поступил судебный приказ о взыскании задолженности (более 3000 руб.) по транспортному налогу и земельному налогу, а также пени за 2013-2014 годы.
Имеет ли право налоговая инспекция взыскивать налоги по истечении 5 лет?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Взыскание земельного и транспортного налогов с физических лиц возможно и по истечении 5 лет с окончания налогового периода.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Взыскание задолженности по налогам (сборам, пеням, штрафам) с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;
— Энциклопедия решений. Исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов;
— Энциклопедия решений. Удержание по исполнительным документам;
— Энциклопедия решений. Признание налоговым органом недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание;
— Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска Красноярского края от 4 марта 2019 г. по делу N 2а-1546/2019;
— Решение Перевозского районного суда Нижегородской области от 15 июля 2019 г. по делу N 2а-127/2019.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА, профессиональный бухгалтер Макаренко Елена

Ответ прошел контроль качества

26 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ РЕШЕНИЯ (ПОСТАНОВЛЕНИЯ) НАЛОГОВОГО ОРГАНА О ВЗЫСКАНИИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО НАЛОГАМ (ПЕНЯМ, ШТРАФАМ) ЗА СЧЕТ ИМУЩЕСТВА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

Решение налогового органа о взыскании налогов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика исполняется судебным приставом в следующем порядке (абз. 2 п. 1 ст. 47 НК РФ).

В течение шести рабочих дней после получения постановления налогового органа о взыскании судебный пристав выносит постановление о возбуждении исполнительного производства (п. 5 ч. 1 ст. 12, ч. 1, 7, 8 ст. 30 Закона N 229-ФЗ). Его копию судебный пристав должен направить налоговому органу и налогоплательщику-должнику (ч. 17 ст. 30 Закона N 229-ФЗ).

Затем вам дается время — по общему правилу пять рабочих дней после получения копии постановления судебного пристава, в течение которых можно добровольно уплатить задолженность (ч. 2 ст. 15, ч. 12 ст. 30 Закона N 229-ФЗ).

Срок в пять рабочих дней для добровольной уплаты налогоплательщиком задолженности в бюджет применяется с момента вступления в силу Федерального закона от 05.04.2013 N 49-ФЗ (пп. «а» п. 2 ст. 1, ст. 4 данного Закона). Закон N 49-ФЗ вступил в силу 9 мая 2013 г. Ранее пристав мог установить и меньший срок для добровольного исполнения (ч. 12 ст. 30 Закона N 229-ФЗ).

Если в этот срок вы не погасили задолженность, судебный пристав приступает к принудительному взысканию недоимки (пеней, штрафов) (ч. 2 ст. 68 Закона N 229-ФЗ).

ПОРЯДОК И СРОКИ ВЫНЕСЕНИЯ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ О ВОЗБУЖДЕНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В СВЯЗИ С ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПО НАЛОГАМ (ПЕНЯМ, ШТРАФАМ). ЕГО НАПРАВЛЕНИЕ ИНСПЕКЦИИ И СРОК ВРУЧЕНИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ

В течение трех рабочих дней после поступления в службу судебных приставов постановление налогового органа о взыскании налогов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика передается судебному приставу-исполнителю. Тот, в свою очередь, не позднее трех рабочих дней с момента его получения выносит постановление о возбуждении исполнительного производства (ч. 2 ст. 15, ч. 1, 7, 8 ст. 30 Закона N 229-ФЗ). Таким образом, в общей сложности для его принятия отводится шесть рабочих дней.

Судебный пристав составляет постановление по форме, утвержденной Приказом ФССП России от 11.07.2012 N 318 (Приложение N 53). При этом должны быть соблюдены требования к содержанию данного документа, установленные ч. 2 ст. 14 Закона N 229-ФЗ.

Отметим, что постановление о возбуждении исполнительного производства, составленное с нарушениями, вы можете обжаловать вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или в суд (ч. 4 ст. 14, ст. 121 Закона N 229-ФЗ).

Судебный пристав-исполнитель передает налоговому органу копию постановления о возбуждении исполнительного производства. Также он вручает ее налогоплательщику лично под расписку или направляет по почте заказным письмом (абз. 2 п. 3.1 Методических рекомендаций). Сделать это он должен не позднее следующего рабочего дня после вынесения постановления (ч. 2 ст. 15, ч. 17 ст. 30 Закона N 229-ФЗ).

В п. 3.2 Методических рекомендаций предусмотрено, что налоговый орган после получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства должен приостановить действие выставленных им поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика .

Поручения на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика налоговый орган направляет в банк на предыдущей стадии принудительного взыскания налоговых платежей, когда задолженность погашается из денежных средств на банковских счетах налогоплательщика. Подробнее об этом вы можете узнать в гл. 4 «Взыскание налоговым органом недоимки (налоговой задолженности), пеней, штрафов, процентов со счетов налогоплательщика в банке и за счет электронных денежных средств».

Однако полагаем, что на практике налоговые органы будут приостанавливать действие поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика после того, как получат от судебного пристава-исполнителя постановление о наложении ареста на находящиеся в банках денежные средства (электронные денежные средства) налогоплательщика. Это условие следует из п. 4.1 ст. 46 НК РФ, введенного Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ, а также из п. 2.4 Соглашения ФССП России от 04.04.2014 N 0001/7, ФНС России от 14.04.2014 N ММВ-23-8/[email protected]

Читайте так же:  Налог на муниципальную землю

Вероятнее всего, налоговые органы будут руководствоваться именно данными нормами, поскольку они были приняты позже, чем Методические рекомендации. При этом в упомянутом выше п. 3.2 Методических рекомендаций указанные законодательные изменения не учтены.

ИСПОЛНЕНИЕ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ РЕШЕНИЯ (ПОСТАНОВЛЕНИЯ) НАЛОГОВОГО ОРГАНА О ВЗЫСКАНИИ НЕДОИМКИ, ПЕНЕЙ, ШТРАФОВ ЗА СЧЕТ ИМУЩЕСТВА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

Судебный пристав должен произвести взыскание недоимки (пеней, штрафов) за счет имущества налогоплательщика в течение двух месяцев со дня поступления к нему постановления налогового органа о взыскании задолженности (п. 4 ст. 47 НК РФ, ч. 1, 2 ст. 36 Закона N 229-ФЗ). В этот срок не включается время, в течение которого исполнительные действия фактически не совершались. Например, в него не входят периоды, когда производство было отложено, приостановлено (ч. 7 ст. 36 Закона N 229-ФЗ).

Однако заметим, что истечение указанного срока не влечет прекращения (окончания) исполнительного производства (ч. 8 ст. 36 Закона N 229-ФЗ). Поэтому взыскать налоговые платежи за счет вашего имущества можно и после установленного двухмесячного срока.

Сначала судебный пристав предоставит вам время для добровольной уплаты задолженности в бюджет (ч. 11 ст. 30 Закона N 229-ФЗ). По общему правилу этот срок составляет пять рабочих дней со дня получения вами копии постановления о возбуждении исполнительного производства (ч. 2 ст. 15, ч. 12 ст. 30 Закона N 229-ФЗ).

Срок в пять рабочих дней для добровольной уплаты налогоплательщиком задолженности в бюджет применяется с момента вступления в силу Федерального закона от 05.04.2013 N 49-ФЗ (пп. «а» п. 2 ст. 1, ст. 4 данного Закона). Закон N 49-ФЗ вступил в силу 9 мая 2013 г. Ранее пристав мог установить и меньший срок для добровольного исполнения (ч. 12 ст. 30 Закона N 229-ФЗ).

Важно учитывать, что при неисполнении постановления в отведенный срок приставы взыскивают исполнительский сбор. Его размер составляет 7% от взыскиваемой суммы налогов (пеней, штрафов), но не менее 5000 руб. для организации или 500 руб. для индивидуального предпринимателя (ст. 112 Закона N 229-ФЗ).

Чтобы обеспечить своевременное взыскание задолженности, судебные приставы вправе совершать исполнительные действия (ст. 64 Закона N 229-ФЗ). Приведем наиболее значимые из них.

Так, приставы вправе:

1) наложить арест на ваше имущество, денежные средства, ценные бумаги, изъять указанное имущество, передать его на хранение (п. 7 ч. 1 ст. 64, ст. ст. 80 — 84, 86 Закона N 229-ФЗ, п. 2.9 Соглашения).

Отметим, что после получения от судебного пристава-исполнителя копии акта о наложении ареста на имущество должника (описи имущества) инспекция в течение трех рабочих дней проводит действия по снятию ранее наложенного ею ареста на это имущество (п. 2.11 Соглашения).

2) произвести оценку имущества (п. п. 8, 9 ч. 1 ст. 64 Закона N 229-ФЗ).

Имущество, за счет которого производится взыскание задолженности по налогам, пеням, штрафам, оценивается по рыночным ценам (ч. 1 ст. 85 Закона N 229-ФЗ).

Оценка производится (ч. 1 — 3 ст. 85 Закона N 229-ФЗ):

Последний привлекается в двух случаях:

— если оценивается имущество, указанное в ч. 2 ст. 85 Закона N 229-ФЗ (недвижимость, драгоценные металлы и камни, предметы, имеющие историческую и художественную ценность, и др.);

— если вы не согласны с оценкой пристава. В такой ситуации вы должны оплатить все расходы, связанные с привлечением оценщика (ч. 3 ст. 85 Закона N 229-ФЗ). В течение трех рабочих дней после получения отчета оценщика пристав выносит постановление об оценке имущества (ч. 2 ст. 15, п. 3 ч. 4 ст. 85 Закона N 229-ФЗ). Не позднее следующего рабочего дня он должен направить вам его копию (ч. 6 ст. 85 Закона N 229-ФЗ).

Стоимость имущества, которую указал оценщик или судебный пристав, вы можете оспорить. Жалобу нужно подать вышестоящему должностному лицу или в суд не позднее 10 рабочих дней со дня извещения вас о произведенной оценке (п. 3 ч. 4, ч. 7 ст. 85, ст. ст. 122, 123 Закона N 229-ФЗ);

3) совершать иные действия: проверять финансовые документы, запрашивать необходимую информацию у налогового органа и налогоплательщика, вызывать стороны исполнительного производства и их представителей в предусмотренных законом случаях, производить розыск должника и др. (ст. 64 Закона N 229-ФЗ).

Если в установленный срок вы не перечислили сумму задолженности в бюджет, судебный пристав приступает к ее принудительному взысканию (ч. 2 ст. 68 Закона N 229-ФЗ).

Прежде всего он изымает у организации (индивидуального предпринимателя) денежные средства. Сначала они перечисляются на депозитный счет службы судебных приставов, а затем — в бюджет (ч. 1 ст. 69, ч. 1, 2 ст. 70, п. 1 ч. 3 ст. 110 Закона N 229-ФЗ).

Если денежных средств нет, пристав изымает иное имущество налогоплательщика и передает его специализированной организации на реализацию (ч. 4 ст. 69, ч. 1 ст. 87 Закона N 229-ФЗ).

Отметим, что при взыскании задолженности судебные приставы изымают имущество в очередности, установленной п. 5 ст. 47 НК РФ. Вы вправе указать, в какой последовательности изымать имущество, которое относится к одной очереди. Свои предложения лучше оформить письменно, т.е. подать заявление, составленное в произвольной форме. Однако окончательное решение принимают судебные приставы (ч. 5 ст. 69 Закона N 229-ФЗ).

Сумма, вырученная от реализации имущества, направляется (ч. 2 ст. 69 Закона N 229-ФЗ):

— на погашение вашей налоговой задолженности. При этом недоимка (пени, штрафы) считается уплаченной с момента продажи имущества (п. 6 ст. 47 НК РФ);

— на оплату расходов, связанных с совершением исполнительных действий.

После этого судебные приставы завершают исполнительное производство (п. 1 ч. 1 ст. 47 Закона N 229-ФЗ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Добавим, что в ч. 1 ст. 47 Закона N 229-ФЗ предусмотрены и другие основания для окончания исполнительного производства. В частности:

— возвращение судебным приставом постановления о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика, например, в связи с его отзывом налоговым органом при предоставлении отсрочки или рассрочки налогоплательщику (п. 3.17 Методических рекомендаций);

— признание налогоплательщика банкротом;

Окончание исполнительного производства оформляется постановлением судебного пристава (ч. 3 ст. 47 Закона N 229-ФЗ). Копию постановления не позднее следующего рабочего дня пристав направляет в налоговый орган и налогоплательщику (ч. 2 ст. 15, ч. 6 ст. 47 Закона N 229-ФЗ).

Безнадежная задолженность по исполнительному документу

В соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Кроме того, безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

Читайте так же:  Образец заполнения нулевой декларации енвд

— невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;

— у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Таким образом, задолженность, подлежащая взысканию в порядке исполнительного производства, может быть признана безнадежной для целей налогообложения прибыли организаций в случае, если невозможность ее взыскания подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства по указанным в абзаце 2 п. 2 ст. 266 НК РФ основаниям, либо в случае ликвидации организации в установленном порядке.

При этом датой признания задолженности безнадежной будет, соответственно, дата составления документа, дата внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации организации, дата составления акта государственного органа, дата постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства.

В случае если дебиторская задолженность не удовлетворяет критериям безнадежной задолженности, установленным п. 2 ст. 266 НК РФ, то есть списана по иным критериям, разработанным самой организацией, то такая задолженность не может быть учтена организацией в уменьшение прибыли в периоде списания.

Порядок взыскания задолженности по налогам за счет имущества компании

Взыскать задолженность по налогам за счет имущества организации или индивидуаль­ного предпринимателя ИФНС может толь­ко при определенных ситуациях, ряд ко­торых четко регламентируется законода­тельством. Они так или иначе связаны с нехваткой денежных средств у налого­плательщика.

Так, взыскание за счет имущества может ожидать фирму, если: – на ее счетах нет денежных средств или они есть, но их недостаточно; – налогоплательщик не располагает элек­тронными деньгами или располагает, но их у него не хватает; – у инспекторов отсутствует информация о банковских счетах или о реквизитах корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денег.

Именно в этих ситуациях налоговики могут обратить взыскание налога на иму­щество. Но только в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Разумеется, за минусом тех сумм, которые уже были взысканы со счетов и в виде электронных денег, если такое взыскание проводилось.

Требование об уплате налога должно быть исполнено фирмой в течение восьми дней с даты его получе­ния. Исключение составляют случаи, когда инспекторы в требовании прописывают более длительные сроки.

Отметим, что в отношении налога на прибыль организаций по консолидирован­ной группе налогоплательщиков ИФНС России вправе взыскать налог за счет иного имущества одного или нескольких участников группы. «Зеленым светом» для взы­скания в данном случае будет нехватка или полное отсутствие денег на счетах в банках всех участников группы или отсутствие информации о счетах.

Все по очереди

Взыскание налога за счет имущества произ­водится не абы как, а последовательно.

Сначала инспекторы пытаются заполу­чить надлежащую сумму налога за счет на­личных денег и денежных средств в банках, на которые еще не было обращено взыска­ние. Затем в качестве источника пополне­ния бюджета поочередно выступают:

1-я очередь: имущество, не участвующее непосредственно в производстве. Это, в част­ности, ценные бумаги, валютные ценности, непроизводственные помещения, легковой автотранспорт, предметы дизайна, служеб­ные помещения;

2-я очередь: готовая продукция или това­ры, а также иные материальные ценности, не участвующие или не предназначенные для непосредственного участия в произ­водстве;

3-я очередь: сырье и материалы, предна­значенные для непосредственного участия в производстве, а также станки, оборудова­ние, здания, сооружения и другие основные средства;

4-я очередь: имущество, переданное по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имуще­ство. Конечно, если для обеспечения испол­нения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны не­действительными;

5-я очередь: другое имущество. Исключе­ние – вещи, предназначенные для повсе­дневного личного пользования индивиду­альным предпринимателем или членами его семьи, определяемые в соответствии с законодательством РФ.

Процедура взыскания

Само взыскание проходит по определенной процедуре.

Сначала издается решение о взыскании налога за счет имущества. Принимает та­кое решение руководитель ИФНС или его заместитель. Сделать это он может в тече­ние одного года после окончания срока исполнения требования об уплате налога. А в течение трех дней с момента вынесе­ния такого решения указанное лицо на­правляет соответствующее постановление судебному приставу-исполнителю для ис­полнения.

Формы решения и постановления о взы­скании налогов за счет имущества утверж­дены приказом ФНС России от 14 мая 2007 г. № ММ-3-19/[email protected]

Если решение о взыскании налога за счет имущества принято после истечения одно­го года после окончания срока исполнения требования об уплате налога, оно считает­ся недействительным и исполнению не под­лежит. Однако в таких ситуациях инспек­торы все еще могут обратиться в суд. Заявление может быть подано в суд в тече­ние двух лет со дня истечения срока испол­нения требования об уплате налога. Причем пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восста­новлен судом.

Для взыскания задолженности приставу отводится двухмесячный срок. Отсчет на­чинается со дня, когда к приставу посту­пило постановление из ИФНС (п. 4 ст. 47 НК РФ). В трехдневный срок с этого мо­мента пристав выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. При этом копия названного постановления обяза­тельно должна быть направлена задолжав­шему налогоплательщику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, вы­давшим исполнительный документ. Про­изойти это должно не позднее дня, следу­ющего за днем вынесения указанного по­становления.

Таким образом, о том, что на имуще­ство обращено взыскание, компания мо­жет узнать только от судебного пристава-исполнителя.

Следует иметь в виду, что обязанность ИФНС по доведению до сведения налого­плательщика решения о взыскании на­лога за счет денежных средств в банках, а также за счет его электронных денег установлена Налоговым кодексом. Значит, при недостаточности или отсутствии де­нег на счетах или в электронном виде фирме уже нужно готовиться к получе­нию уведомления от судебного пристава-исполнителя.

Инициатива наказуема?

Для должника предусмотрена возможность исполнить требование о погашении за­долженности по налогам добровольно. Так, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, пристав в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавли­вает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнитель­ном документе требований.

Читайте так же:  Сколько берут подоходный налог с зарплаты

Взыскание на имущество должника обращается в размере задолженности, то есть в том размере, который необходим для исполнения требований. Кроме того, у должника взыскиваются расходы на совершение исполнительных действий и исполнительский сбор, наложенный судебным приставом-исполнителем.

Вместе с этим пристав должен преду­предить задолжавшую налоговые плате­жи фирму (или ИП) о последствиях неис­полнения им в добровольном порядке требований ИФНС в установленные сроки. А именно, о принудительном исполне­нии требований налоговиков и взыска­нии исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных дей­ствий.

Обычно срок для добровольного испол­нения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного произ­водства. Если этот документ предъявлен к исполнению по истечении времени, ука­занного в нем, то устанавливаемый период для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня возбуждения исполнительного производства.

Если налоговый должник погасит долги перед государством добровольно, исполни­тельное производство завершается.

В остальных случаях исполнительное производство оканчивается либо при про­даже взысканного имущества и погашении за счет вырученных средств задолженно­сти, либо при признании судом должника несостоятельным (банкротом).

Интересно, что должностные лица нало­говых органов не вправе приобретать иму­щество налогоплательщика, реализуемое в порядке исполнения решения о взыска­нии налога за счет его имущества.

Пристав уполномочен. не действовать

Отказать в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполни­тель может по нескольким причинам. На­зовем некоторые из них, например (ст. 31 Закона № 229-ФЗ):

  • исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо оно не подписано. Правда, нужно учесть, что в некоторых случаях исполнительное производство подлежит возбуждению и без такого заявления;
  • истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного доку­мента;
  • документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным до­кументам;
  • исполнительный документ был ранее предъявлен, и производство по нему было прекращено или окончено.

Поскольку постановление о взыскании налога выписывается по четко регламенти­рованной форме, в нем должны быть при­ведены обязательные реквизиты.

Зачем все это знать налогоплательщику? Все очень просто. Если какой-либо из обя­зательных элементов в постановлении от­сутствует, оно признается не соответст­вующим требованиям, предъявляемым к исполнительным документам. И поэтому судебный пристав-исполнитель, как уже говорилось выше, может отказать налого­вой инспекции в возбуждении исполни­тельного производства.

Итак, какие же требования выдвигаются к постановлению?

Во-первых, в нем должны быть прописа­ны фамилия, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, выдавшего указанное постановление.

Во-вторых, должны быть указаны дата принятия и номер решения ИФНС о взы­скании налога за счет имущества.

В-третьих, наименование и адрес налого­плательщика-организации либо фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес постоянного места жительства индивиду­ального предпринимателя, на чье имуще­ство обращается взыскание.

В-четвертых, постановление должно со­держать резолютивную часть. Именно здесь отражаются требования налоговиков.

В-пятых, должна быть прописана дата вступления в силу решения ИФНС о взы­скании налога за счет имущества налого­плательщика.

И, наконец, в-шестых, в постановлении обязательно должна быть указана дата его выдачи.

Постановление о взыскании налога под­писывается руководителем ИФНС или же его заместителем, после чего заверяется гербовой печатью инспекции.

Под ударом имущественные права

В рамках исполнительного производства взыскание может быть обращено не только на имущество, но и на имущественные права, принадлежащие должнику. Какие права попадают под удар:

– право требования должника к третьему лицу, не исполнившему денежное обяза­тельство перед ним как кредитором (то есть к дебитору). Здесь же – право требо­вания по оплате фактически поставлен­ных должником товаров, выполненных работ или оказанных услуг, по найму, аренде и другим, т. е. дебиторка;

  • право требования в качестве взыскателя по исполнительному документу;
  • право на аренду недвижимого имуще­ства; – исключительное право на результат ин­теллектуальной деятельности и средство индивидуализации;
  • право требования по договорам об от­чуждении и использовании исключи­тельного права на результат интеллекту­альной деятельности и средство индиви­дуализации;
  • принадлежащее лицензиату право ис­пользования результата интеллектуаль­ной деятельности и средства индивидуа­лизации;
  • иные принадлежащие должнику имуще­ственные права.

При взыскании дебиторки есть два вари­анта развития событий: либо путем пога­шения дебитором своей задолженности, либо путем продажи дебиторки с торгов. Последний вариант актуален при отсут­ствии согласия взыскателя или неуплате дебитором задолженности на депозитный счет подразделения судебных приставов.

Однако взыскивать дебиторскую задол­женность можно далеко не во всех случаях.

Так, в частности, данный способ пога­шения задолженности перед бюджетом не применим, когда:

  • срок исковой давности для ее взыскания истек;
  • дебитор находится в иностранном госу­дарстве, с которым у России не заключен договор о правовой помощи;
  • дебитор находится в процессе ликвида­ции;
  • дебитор прекратил свою деятельность в качестве юридического лица и исклю­чен из ЕГРЮЛ;
  • в отношении дебитора введена процеду­ра банкротства.

Если же взыскание все-таки может быть произведено, судебный пристав-исполни­тель выносит постановление. Указанный документ не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется деби­тору и сторонам исполнительного произ­водства.

В постановлении указывается обязан­ность и порядок внесения денег дебитором на депозитный счет подразделения судеб­ных приставов, а также запрет должнику изменять правоотношения, на основании которых возникла дебиторская задолжен­ность.

Как только дебитор получит от пристава постановление, он должен незамедлительно информировать пристава и должника о по­гашении задолженности, то есть о перечис­лении на счет подразделения судебных при­ставов необходимой суммы.

Налоговые органы могут взыскать задолженность по уплате налогов с физлиц, обратив взыскание на их зарплату

Такой механизм действительно существует. ФНС России разработала для нижестоящих налоговых органов порядок действий, направленных на снижение существующей задолженности налогоплательщиков-физлиц, а также на предотвращение ее дальнейшего роста. Свои рекомендации нижестоящим налоговым органам ФНС России изложила в письмах от 21.10.2015 № ГД‑4-8/[email protected] «О действиях налоговых органов, направленных на повышение эффективности взыскания с физических лиц» и № ГД‑4-8/[email protected] «Об урегулировании задолженности физических лиц» (далее — письма).

Все изложенные рекомендации не противоречат нормам существующего законодательства и не выходят за рамки предоставленных налоговым органам полномочий, но на практике ранее не применялись.

К наиболее значимым рекомендациям можно отнести следующие:

налоговые органы вправе информировать налогоплательщика посредством телефонной связи о наличии у него непогашенной задолженности по налоговым платежам, а также о его правах и обязанностях в соответствии с налоговым законодательством. Причем в данном случае речь идет о том, что налоговые органы сами будут звонить должнику (в рабочие дни в период с 8 до 20 часов по местному времени), если общая сумма задолженности в бюджетную систему РФ составляет более 10 000 руб., а для Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга — более 50 000 руб. Номер телефона физического лица налоговый орган может получить из любых доступных источников;

Читайте так же:  Налоговые правонарушения классификация общая характеристика

налоговые органы также вправе информировать работодателя (при наличии сведений в налоговом органе) о сотрудниках, имеющих неисполненную обязанность по уплате обязательных платежей в бюджетную систему РФ. В списке сотрудников будут указаны лишь фамилия и инициалы (имя и отчество полностью не указывается) физических лиц, информация о наличии задолженности (без указания наименования объекта налогообложения), а также контактные данные налогового органа;

налоговые органы могут направлять полученные в судебном порядке исполнительные документы о взыскании денежных средств (исполнительный лист, судебный приказ) в организацию, компанию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи (в случае если задолженность не превышает 25 000 руб.).

Также ФНС России уделила особое внимание необходимости контроля за ходом исполнительного производства, возбужденного ФССП России на основании направленных налоговым органом исполнительных документов для взыскания налоговой задолженности.

Например, если сумма задолженности превышает 3000 руб., налоговому органу одновременно с вступившими в законную силу судебными актами необходимо направить в службу судебных приставов ходатайство о наложении ареста на имущество должника. А если сумма задолженности превышает 10 000 руб. — заявление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации в соответствии со ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве).

Когда сумма задолженности гражданина-должника более 50 000 руб. по имущественным налогам или более 250 000 руб. по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), налоговый орган по согласованию со службой судебных приставов организует проведение совместных рейдов по наложению ареста на имущество должника в рамках открытых исполнительных производств.

Также в указанных письмах налоговым органам рекомендовано совместно со службой судебных приставов и Госавтоинспекцией МВД России участвовать в рейдовых мероприятиях по взысканию задолженности по имущественным налогам с физических лиц в наиболее посещаемых общественных местах (аэропорты, крупные торговые точки и т. д.).

Обо всех проведенных мероприятиях налоговые органы будут ежеквартально отчитываться в ФНС России.

Что касается механизма взыскания налоговым органом задолженности по налоговым платежам из заработной платы должника через его работодателя, то тут следует отметить, что право взыскателя (в данном случае налогового органа) обратиться к работодателю должника предусмотрено ст. 9 Закона об исполнительном производстве.

Как это должно работать на практике?

Взыскать задолженность по налоговым платежам за счет имущества физических лиц, не исполнивших добровольно обязанность по уплате налога (сбора, пеней, штрафа), возможно лишь на основании судебного акта, вступившего в законную силу. Этот механизм прописан в ст. 48 НК РФ.

Иными словами, налоговый орган должен обратиться с заявлением о взыскании сумм неоплаченных налоговых платежей в суд общей юрисдикции, который по результатам рассмотрения дела вынесет судебный акт и после его вступления в законную силу выдаст исполнительный документ (исполнительный лист, судебный приказ). Получив исполнительный документ, налоговый орган самостоятельно, минуя службу судебных приставов, если размер взыскания денежных средств не превышает в сумме 25 000 руб., направит его в организацию или иному лицу, выплачивающему должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи. Такое право закреплено положениями ч. 2 ст. 9 Закона об исполнительном производстве.

Неисполнение работодателем требований исполнительного документа, полученного от налогового органа, в соответствии с ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 2500 руб., на должностных лиц — от 15 000 до 20 000 руб. и на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб.

Что делать работодателю, получившему исполнительный документ от налогового органа?

Во-первых, работодатель должен проверить, соответствует ли исполнительный документ требованиям ст. 13 Закона об исполнительном производстве. В частности, обратить внимание на сведения о должнике, взыскателе и размере взыскиваемой суммы (не более 25 000 руб.). Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет работодателю заявление с указанием реквизитов для перевода денежных средств и сведений о взыскателе (ст. 9 Закона об исполнительном производстве). Если какие-либо сведения, указанные в ст. 13 Закона об исполнительном производстве, в исполнительном документе будут отсутствовать, то работодатель вправе не исполнять данный документ, а направить его взыскателю, пояснив причины неисполнения.

Если с исполнительным документом все в порядке, то в соответствии с положениями ст. 98 Закона об исполнительном производстве работодатель обязан в трехдневный срок со дня выплаты удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Причем перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника.

Особое внимание работодателю необходимо обратить на положения ст. 99 Закона об исполнительном производстве и ст. 138 ТК РФ, в соответствии с которыми размер удержания из заработной платы и иных доходов должника исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов, и не может составлять более 50% заработной платы и иных доходов. Удержание производится до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований (то есть денежные средства могут удерживаться в пределах максимально возможного размера несколько раз до погашения всей суммы, подлежащей взысканию).

Также работодателю необходимо учесть положения ст. 101 Закона об исполнительном производстве, предусматривающей виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание (например, денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью, в связи со смертью кормильца, получением увечья и т. д.).

Получать согласие работника на взыскание из заработной платы сумм по исполнительному документу не требуется, однако работника стоит уведомить о получении исполнительного документа.

Если работник не согласен с требованиями, которые на него возлагаются судебным актом и исполнительным документом (например, в расчете допущена ошибка), ему необходимо обратиться в налоговый орган, направивший работодателю исполнительный документ, причем лучше всего оформить обращение в письменной форме в виде жалобы на действия налогового органа и на втором экземпляре жалобы получить отметку налогового органа о подаче документа (либо направить жалобу по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения).

Видео (кликните для воспроизведения).

Если налоговый орган не произведет перерасчет и не отзовет исполнительный документ, налогоплательщику необходимо обращаться в суд.

Источники

Взыскание задолженности налогов по исполнительному производству
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here