Юридическая ответственность за налоговые правонарушения понятие виды

Виды юридической ответственности за нарушения в области налогов и сборов

Конституцией Российской Федерации (ст. 57) введена публично-правовая обязанность всех граждан платить законно установленные налоги и сборы. В этой обязанности налогоплательщиков воплощен публичный интерес всех членов общества, что и закреплено нормами налогового права. В связи с тем что уплата налогов носит принудительный характер изъятия части дохода налогоплательщика, последний по тем или иным субъективным или объективным причинам не осуществляет уплату налогов, что влечет в отношении его правовую ответственность. Юридическая ответственность может наступать не только в отношении налогоплательщика, но и в отношении иных лиц — участников налоговых и иных правоотношений, возникающих в сфере налогов и сборов.

Юридическая ответственность неразрывно связана с государством нормами права, обязанностью и противоправным поведением. Государство, издавая нормы права, определяет юридическую ответственность субъектов независимо от их воли и желания, т.е. юридическая ответственность носит государственно-принудительный характер. Отрасль права не может существовать без института ответственности.

В российском налоговом законодательстве закреплено такое правовое явление, как ответственность за налоговые правонарушения. Кроме этого, соблюдение норм налогового законодательства обеспечивается мерами административной, финансовой, дисциплинарной и уголовной ответственности. Понятие налоговой ответственности обозначено в ст. 107 НК РФ.

В п. 4 ст. 23 НК РФ определено, что налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, являясь достаточно специфичной, тем не менее обладает всеми признаками юридической ответственности.

Во-первых, она связана с государственным принуждением, которое выступает ее содержанием, такое принуждение от имени государства осуществляют налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел, следственные подразделения.

Во-вторых, ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах характеризуется определенными лишениями, которые обязан претерпеть виновный. Лишение правонарушителя определенных благ является объективным свойством этого вида ответственности. Лишения заключаются в применении к нарушителю законодательства о налогах и сборах, соответствующих санкций, которые и являются мерой ответственности. В соответствии со способом, каким они служат охране правопорядка, санкции подразделяются на правовосстановительные и штрафные. Санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах, которые заключаются во взыскании пени за просрочку уплаты налогов, являются правовосстановительными, а те санкции, которые предполагают взыскание штрафов — штрафными. За нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки налоговых преступлений, наряду со штрафами, предусматриваются и другие более строгие наказания вплоть до лишения свободы.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В-третьих, такая ответственность наступает только за совершенное нарушение законодательства о налогах и сборах, которое выступает в качестве ее основания.

Основаниями привлечения к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах могут являться:

— нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений (налоговые проступки);

— преступления, связанные с нарушением законодательства о налогах и сборах (налоговые преступления).

В-четвертых, к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах относится и процессуальная форма ее реализации. Это означает, что привлечение к ответственности осуществляется в строгом соответствии с производствами, предусмотренными законодательством. В зависимости от основания ответственности это могут быть производства, предусмотренные:

— законодательством о налогах и сборах (производство по делам о налоговых правонарушениях);

— законодательством об административных правонарушениях (производство по делам об административных правонарушениях).

Нарушение налогового законодательства (нарушение законодательства о налогах и сборах) представляет собой любое противоправное виновное наказуемое деяние, совершенное в сфере налогообложения, выражающееся в нарушении налогово-правовых норм, вне зависимости от того, нормами какой отрасли законодательства установлена конкретная ответственность за совершение такого деликта.

Таким образом, нарушение налогового законодательства характеризуется наличием совокупности следующих признаков:

а) это противоправное виновное действие или бездействие;

б) оно направлено на нарушение норм именно налогового законодательства (Налогового кодекса или иных нормативных правовых актов в сфере налогообложения);

в) за его совершение предусмотрена ответственность, при этом неважно, ответственность за его совершение установлена налоговым, административным либо уголовным законодательством.

С учетом изложенного ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах можно определить как обязанность лица, нарушившего законодательство о налогах и сборах, претерпеть лишения имущественного или личного характера в результате применения к нему государством в лице соответствующих органов налоговых и иных санкций.

Однако, как уже отмечалось, ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах может регулироваться нормами иных отраслей — в зависимости от квалификации состава правонарушения меры ответственности нарушения законодательства о налогах и сборах содержатся в НК РФ, КоАП РФ или УК РФ соответственно.

Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах — это охранительное правоотношение, возникающее на основании законодательства о налогах и сборах между государством и нарушителем законодательства относительно возложения на виновного субъекта дополнительной обязанности, связанной с лишениями и личного, и материального характера.

В зависимости от того, какое нарушение законодательства о налогах и сборах лежит в основании анализируемой ответственности, она может относиться к финансовой, административной или уголовной ответственности.

Лица, виновные в совершении налоговых правонарушений, привлекаются к налоговой ответственности, которая в данном случае является разновидностью финансовой ответственности.

Налоговая ответственность — применение органами налогового администрирования налоговых санкций в отношении лица, совершившего налоговое правонарушение, в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством о налогах и сборах.

Налоговая ответственность включает в себя:

— ответственность за совершение собственно налоговых правонарушений, т.е. совершенных лицами, являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами;

— ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, совершенные лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами;

— ответственность за нарушения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Читайте так же:  Имущественный вычет через сбербанк

Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений регламентируются нормами главы 15 части первой НК РФ. Виды налоговых правонарушений и размеры налоговых санкций — ответственности за совершение налоговых правонарушений установлены главами 16 и 18 части первой НК РФ.

Отличие налоговой ответственности от других видов ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах заключается прежде всего в особенностях ее процессуальной формы. Согласно п. 1 ст. 10 НК РФ, порядок привлечения к налоговой ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном гл. 14 и 15 НК РФ. Эти процедуры отличны от тех, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях и уголовно-процессуальным законодательством (п. 2 ст. 10 НК РФ).

Ответственность за совершение налоговых правонарушений согласно ст. 107 НК РФ несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных НК РФ. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста. Согласно ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.

Налоговая ответственность базируется на следующих принципах:

1. Принцип законности. Содержание этого принципа заключается в том, что ответственность за совершение налогового правонарушения может наступать лишь по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации.

2. Принцип однократности наказания. Рассматриваемый принцип имеет конституционную основу. В соответствии с этим принципом никто не может быть повторно привлечен к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

3. Принцип персональной ответственности руководителя организации за нарушение налогового законодательства. В соответствии с этим принципом привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной действующим законодательством.

4. Принцип неотвратимости уплаты законно установленного налога. В соответствии с этим принципом привлечение виновного лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога.

5. Презумпция невиновности налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента). Презумпция невиновности, как известно, является важнейшей гарантией справедливости и торжества права при решении вопроса о привлечении лица к юридической ответственности. Общеправовая презумпция невиновности закреплена в ч. 1 ст. 49 Конституции РФ. Налоговая презумпция невиновности установлена п. 6 ст. 108 части первой НК РФ. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его совершении, возлагается на налоговые органы. Естественно, все неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика в совершении налогового правонарушения толкуются в пользу налогоплательщика.

Кроме того, налогоплательщик имеет право самостоятельно исправить ошибки, допущенные им при учете объекта налогообложения, исчислении и уплате налога. Правовые последствия такого исправления будут различаться в зависимости от момента, в который совершены такие исправления. Если исправление ошибки произведено до ее выявления налоговым органом, это может оказаться обстоятельством, исключающим ответственность за налоговое правонарушение с умышленной формой вины (ст. 109 НК РФ). Если же исправление произведено в короткий срок после выявления ошибки налоговым органом, это может быть учтено в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность (ст. 112 НК РФ).

НК РФ в ст. 108 устанавливает особенности налоговой ответственности:

— никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как на основании и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, то есть нарушение процессуального порядка проведения налоговой проверки исключает привлечение субъекта к ответственности;

— привлечение к налоговой ответственности заключается в том, что никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения;

— согласно п. 4 ст. 108 НК РФ привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

Согласно ст. 106 НК налоговым правонарушением признается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК установлена ответственность.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:


http://studopedia.ru/2_72747_vidi-yuridicheskoy-otvetstvennosti-za-narusheniya-v-oblasti-nalogov-i-sborov.html

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.

Юридическая ответственность за нарушение налогового законодательства.

1. Понятие и виды юридической ответственности.

2. Понятие и классификация налоговых правонарушений.

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1.Юридическая ответственность – применение к лицу, совершившему правонарушение, мер принуждения в установленном для этого процессуальном порядке.

В зависисости от вида ответственности санкции могут состоять в следующем:

5)лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должность

Юридическая ответственность может возникать как административная, так и уголовная.

К разновидностям административной ответственности присущи следующие признаки:

1)адм ответственность – мера государственного воздействия (принуждения)

2)наступает при совершении правонарушения и наличии вины

3)состоит в применении к правонарушителю определенных санкций

4)санкции строго определены законом

Н.п.а.: КоАП, ПИКоАП.

Субъекты – физ. лица и юр. лица.

Нарушения налогового законодательства:

1)нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет в налоговый орган

2)осуществление деятельности организациями без постановки на учет в налоговый орган

3)нарушение плательщиком установленного срока предоставления в налоговый орган информации об открытии (закрытии) счета в банке

4)нарушение срока предоставления налоговой декларации

5)нарушение порядка открытия счета плательщику

6)неуплата или не полная уплата плательщиком налогов, сборов, пошлин и т.д.

Само правонарушение характеризуется наличием следующих признаков:

1)наличие факта поведения субъекта

4)совершено дееспособным лицом

Административное взыскание может быть наложено в следующие сроки (ст.7.6 КоАП):

1)за совершение разового правонарушения – не позднее 2 месяцев со дня его совершения

2)за совершение длящегося правонарушения – в течении 2 месяцев с момента его обнаружения или окончания

3)за совершение правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения и иных правонарушений, выразившихся в неисполнении или ненадлежащем исполнении актов законодательства, регулирующих экономические отношения – не позднее 3 лет с момента их совершения и 6 месяцев со дня обнаружения

Читайте так же:  Оформить декларацию 3 ндфл

Они закреплены в ст.7.4 КоАП.

Лицо, совершившее правонарушение может быть освобождено от ответственности по следующим основанием:

1)вследствии малозначительности (ст.8.2 КоАП)

2)при наличии смягчающих обстоятельств для физ. лиц (7.2, 8.3 КоАП)

А)добровольное возмещениеп или устранение причиненного ущерба

Б)предотвращение лицом последствий

В)совершение правонарушений под влиянием угрозы, принуждения

Г)в силу материальной или служебной зависимости

3)физ. лицо заболело слабоумием или иным психическим расстройством (8.6 КоАП)

Органы, ведущие адм процесс:

1)налоговый орган (д.л.)

2)от имени налогового органа вправе рассматривать дела министр по налогам и сборам и его зам., начальник инспекции по налогам и сборам и его зам.

При рассмотрении дел от адм правонарушениях, руководитель налогового органа обязан выяснить:

1)было ли фактически совершено правонарушение

2)виновно ли конкретное физ. или юр. лицо в совершении правонарушения

3)подлежат ли фактической ответственности другие физ. и юр. лица

4)наличие отягчающих и смягчающих обстоятельств

5)наличие вреда и т.д.

По результатам рассмотрения дела, руководитель налогового органа выносит постановление.

При одновременном рассмотрении налоговым органом нескольких протоколов, составленных в отношении одного юр.лица, по каждому протоколу выносится отдельное постановление о наложении административного взыскания.

Постановление о наложении адм взыскания объявляется немедленно по окончании рассмотрении дела, копия постановления под роспись вручается лицу, в отношении которого оно вынесено. В случаи отсутствия лица при рассмотрении дела, копия высылается заказным письмом в течении 3 суток.

Жалобы на действия д.л. могут быть поданы в течении срока ведения адм процесса вышестоящему д.л. налогового органа, в вышестоящий налоговый орган и в прокуратуру или суд.

Жалоба рассматривается в 5дневный срок со дня ее поступления.

При рассмотрении жалобы может быть принято решение о полном или частичном ее удовлетворении с отменой или изменением обжалуемого решения либо об отказе в удовлетворении жалобы. Решение по жалобе является окончательным.

Постановление о наложении адм взыскания подлежит исполнению после вступления его в законную силу. Постановление о наложении адм взыскания, вынесенное руководителем налогового органа или его зам. Обращается к исполнению на основании ст. 13.1 – 15.5 ПИКоАП. Постановление о наложении адм взыскания не подлежит исполнению, если оно не было приведено к исполнению в течении 3 месяцев со дня вступления его в законную силу. Постановление о наложении адм взыскания в виде штрафа исполняется д.л. налогового органа, вынесшего постановление. Штраф должен быть уплачен физ. лицом и и.п. не позднее 1 месяца со дня вступления постановления в законную силу, юридическим лицам – не позднее 15 дней. В случаи обжалования такого постановления – не позднее 1 месяца со дня уведомления об оставлении жалобы без удовлетворения. Если юр. лицо или и.п. не уплатили штраф добровольно в установленный срок, то налоговый орган направляет копию постановления в банк для взыскания со счетов.

Исполнение постановления о наложении адм взыскания оканчивается проставлением в нем отметки об исполнении.

Налоговый орган при установлении в ходе проверки фактов, указывающих на признаки преступлений, по делам о которых предварительное следствие или дознание производится органами финансовых расследований составляет акт проверки и выносит по нему решение о применении экономических санкций или в 10дневный срок со дня вынесения решения направляет его и материалы проверки в орган финансовых расследований. При наличии жалобы на решение о рпименении экономических санкций, а также в случаи привлечения физ. лица или и.п., д.л. юр. лица к административной ответственности в орган финансовых расследований направляются жалоба на решение, решение по результатам рассмотрения жалобы, постановление по делу об административном правонарушении. К подследственности органов финансовых расследований относится:

1)об осуществлении незаконной предпринимательской деятельности

2)о причинении ущерба в крупном или особо крупном размере в результате уклонения от уплаты сумм налогов, сборов, пошлин путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы, уклонение от предоставления налоговой декларации или внесения в нее заведомо ложных сведений

Решение и материалы проверки за подписью начальника налогового органа или его зам. Направляются в орган финансовых расследований с сопроводительным письмом, в котором указывается:

1)наименование проверяемого юр. лица

Видео (кликните для воспроизведения).

3)характер выявленных нарушений

4)какие требования законодательства не были соблюдены

5)должность, ФИО лица, действия которого повлекло нарушение или несоблюдение законодательства

К сопроводительному письму прилагается акт проверки, документы, регламентирующие должностные обязанности лиц, действия которых повлекли нарушения законодательства. Материалы дела об адм правонарушении направляется, подлинники бухгалтерских, финансовых и производственно-хозяйственных документов. Также прилагаются возражения по акту проверки и заключения по результатам их рассмотрения.

К письму прилагаются объяснения лиц по факты выявленных нарушений.

2.Структура налогового правонарушения:

2)объективная сторона – деяния

С элементами состава разобрались

1)в зависимости от характера совершенного деяния:

2)исходя из направленности деяния:

А)нарушении против системы налогов

Б)против прав и свобод налогоплательщиков

В)против исполнения доходной части бюджета

Г)против контрольных функций налоговых органов

Д)против обязанностей по уплате налогов

Е)против порядка веления бухгалтерского учета отчетности

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11028 — | 7453 — или читать все.

http://studopedia.ru/15_2698_ponyatie-i-vidi-yuridicheskoy-otvetstvennosti-za-narushenie-nalogovogo-zakonodatelstva.html

Виды ответственности за нарушение налогового законодательства

В соответствии с НК РФ соблюдение порядка уплаты налогов обеспечивается применением финансовой, административной, уголовной ответственности, то есть приме­няются различные виды юридической ответственности за нарушения налогового законодательства.

Предупреждение налоговых правонарушений не всегда достигает желаемых целей. Поэтому Налоговый кодекс РФ изменил нормы ранее принятого законодательства по вопросам ответственности за нарушения в данной сфере. Согласно ст. 114 НК РФ мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является санкция. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями главы 16 НК РФ. Штраф — это денежное взыскание имущественного характера, которое выражается в получении с налогового правонарушителя в доход государства определенной законом суммы денежных средств. Следовательно, по характеру воздействия эти санкции носят опосредственное наказание, т.е. не приносят имущественного вреда налогоплательщику, лишь уменьшают его доходы на перспективу или в какой-то степени ограничивают его предпринимательскую деятельность (арест счетов, приостановление деятельности организации и т.п.).

Читайте так же:  Дарственная на недвижимость близким родственникам налог

Налоговая ответственность — это санкция (принудительная мера) за налоговое правонарушение, предусмотренная главой 16 НК РФ. Неисполнение налогоплательщиками своих обязанностей обеспечивается мерами государственного принуждения. За налоговое правонарушение применяют налоговые санкции, меры к принудительному взысканию недоимок по налогам. Исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пени, приостановлением операций по счетам налогоплательщика — организации, индивидуального предпринимателя, плательщика сборов — организации или налогового агента — организации, наложением ареста на имущество налогоплательщика (ст. 72 НК РФ).

Административная ответственность — разновидность юридической ответственности, поэтому для нее характерны все присущие последней признаки, а именно: это мера государственного воздействия (принуждения); она наступает при совершении правонарушения и наличии вины; она применяется компетентными органами; она состоит в применении к правонарушителю определенных санкций; эти санкции строго определены законом. Однако наряду с перечисленными признаками административная ответственность имеет и некоторые специфические особенности. Во-первых, основанием для административной ответственности является административное правонарушение (проступок). Во-вторых, она проявляется в применении к правонарушителям административных взысканий (за нарушение налогового законодательства — штраф). В-третьих, административная ответственность налагается государственными органами, строго определенными законодательством.

Таким образом, можно дать следующее определение для административной ответственности за нарушение налогового законодательства. Административная ответственность — это предусмотренная законодательством мера государственного принуждения, которая наступает при совершении административного правонарушения и влечет за собой применение к виновному лицу административных взысканий, налагаемых компетентным государственным органом.

Одним из главных элементов наступления административной ответственности является совершение определенным лицом налогового правонарушения.

Большинство налоговых правонарушений — административные нарушения. Действительно, эти нарушения могут совершаться посредством определенных действий или бездействия, они всегда идут вразрез с интересами общества и государства, они противоправны и виновны, за многие из них предусмотрена административная ответственность. Исключения составляют только те правонарушения, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Каждый административный проступок имеет свой состав правонарушения, под которым понимается установленная законодательством совокупность признаков, характеризующая данное деяние как административное правонарушение. Установление этих признаков в конкретном деянии и будет являться основанием для административной ответственности, в то время как отсутствие одного из них освобождает лицо от наказания.

Состав административного правонарушения имеет как объективные признаки (существующие объективно, вне сознания человека), так и субъективные признаки (непосредственно связанные с человеком, его сознанием). Отсюда выделяют объективную сторону и объект правонарушения и соответственно субъективную сторону и субъект правонарушения.

Объектом административного проступка (на что направлен административный проступок) в налоговой сфере является установленный порядок уплаты налогов и исполнения налогоплательщиками и иными лицами своих обязанностей. Это отношения регулируются налоговым законодательством. Следовательно, меры административной ответственности применяются к правонарушителю в том случае, если его действия нанесли или неизбежно могут нанести вред в виде неуплаты налогов.

Объективную сторону состава административного правонарушения составляют установленные законодательством признаки, характеризующие внешнюю сторону проступка, его последствия. Объективная сторона может выражаться как в действии, так и в бездействии. Конкретное содержание объективной стороны каждого состава содержится в налоговых законах.

Субъективную сторону состава административного проступка составляют психические процессы в сознании правонарушителя, происходившие в момент совершения им проступка, а также по отношению к его последствиям. Обязательный признак субъективной стороны — вина. Под виной подразумевается психическое отношение правонарушителя к содеянному и наступившим последствиям. Вина — ядро субъективной стороны состава правонарушения.

Необходимо отметить, что финансовая ответственность за нарушение налогового правонарушения может наступать вообще без наличия вины, т. е. в тех случаях, когда налогоплательщик не мог и не должен был предвидеть наступление вредных последствий (в результате счетной ошибки и т. д.). Для применения же административной ответственности наличие вины является обязательным. В противном случае к правонарушителю административная ответственность не применяется.

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ) и за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ).

Под уклонением от уплаты налогов и (или) сборов, ответственность за которое предусмотрена статьями 198 и 199 УК РФ, следует понимать умышленные деяния, направленные на их неуплату в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное не поступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему РФ.

Способами уклонения от уплаты налогов и (или) сборов могут быть как действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений, так и бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных указанных документов.

Субъектом преступления, предусмотренного статьей 198 УК РФ, является достигшее шестнадцатилетнего возраста физическое лицо (гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства), на которое в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложена обязанность по исчислению и уплате в соответствующий бюджет налогов и (или) сборов, а также по представлению в налоговые органы налоговой декларации и иных документов, необходимых для осуществления налогового контроля, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным. В частности, в силу статьи 11 НК РФ им может быть индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в установленном порядке и осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частный нотариус, адвокат, учредивший адвокатский кабинет.

Субъектом преступления, ответственность за которое предусмотрена статьей 198 УК РФ, может быть и иное физическое лицо, осуществляющее представительство в совершении действий, регулируемых законодательством о налогах и сборах, поскольку в соответствии со статьями 26, 27 и 29 НК РФ налогоплательщик (плательщик сборов) вправе участвовать в таких отношениях через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.

Читайте так же:  Налоговая декларация по земельному налогу представляется

К субъектам преступления, предусмотренного ст.199 УК РФ, могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий. К числу субъектов данного преступления могут относиться также лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера). Содеянное надлежит квалифицировать по п. «а» ч.2 ст.199 УК РФ.

Иные служащие организации-налогоплательщика (плательщика сборов), оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета, могут быть при наличии к тому оснований привлечены к уголовной ответственности по соответствующей части статьи 199 УК РФ как пособники данного преступления, умышленно содействовавшие его совершению.

Необходимо отметить, что обязательным признаком составов преступлений, предусмотренных статьями 198 и 199 УК РФ, является крупный или особо крупный размер неуплаченных налогов и (или) сборов, определяемый согласно примечаниям к статьям 198 и 199 УК РФ. При этом крупный или особо крупный размер неуплаченных налогов и (или) сборов определяется за период в пределах трех финансовых лет подряд.

| следующая лекция ==>
Нарушение законодательства о налогах и сборах, как основание привлечение к ответственности | Общие условия привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 5046 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/5_56947_vidi-otvetstvennosti-za-narushenie-nalogovogo-zakonodatelstva.html

Понятие и виды юридической ответственности за правонарушения в сфере налогообложения

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РК установлена ответственность.

Налоговые правонарушения представляют собой одну из частей правового поведения в сфере налогообложения. В состав правового поведения входит как правомерное, так и противоправное поведение участников налоговых отношений; их юридически безразличное поведение для права непосредственного интереса не представляет.

В сфере налогообложения широко распространено правомерное поведение, при котором участники налоговых отношений не выходят за пределы принадлежащих им субъективных прав и добросовестно исполняют возложенные на них обязанности. В то же время нередки также случаи нарушения норм законодательства о налогах и сборах, что влечет необходимость применения к виновным лицам принудительных мер в целях пресечения таких нарушений, восстановления прежнего положения и предупреждения противоправного поведения в дальнейшем.

При этом не всякое противоправное поведение в сфере налогообложения является налоговым правонарушением. Для признания нарушения нормы, закрепленной в акте законодательства о налогах и сборах, в качестве налогового правонарушения необходимо, чтобы оно обладало следующими признаками:

1) налоговое правонарушение — это поведенческий акт налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента или иного обязанного лица. Иными словами, это деяние, которое может быть совершено в двух формах: действия или бездействия;

2) налоговое правонарушение — это противоправное деяние, так как при его совершении нарушаются нормы, закрепленные в актах законодательства о налогах и сборах;

3) налоговое правонарушение — это виновное деяние;

4) налоговое правонарушение — это общественно вредное деяние, так как причиняет вред такому сектору публичных финансов, как бюджетные доходы;

5) налоговое правонарушение — наказуемое деяние, так как за его совершение предусмотрено применение к виновному лицу принудительных мер имущественного характера.

Иными словами, налоговое правонарушение — это основание для реализации юридической ответственности в сфере налогообложения.

К тому же налоговым правонарушением может признаваться только то деяние, которое совершено деликтоспособным лицом, то есть лицом, способным нести налоговую ответственность.

Таким образом, налоговому правонарушению свойственны все признаки, присущие правонарушениям в целом. Вместе с тем налоговые правонарушения обладают и рядом особенностей.

Налоговое правонарушение — это всегда поведенческий акт, деяние, выступающее в форме активного действия либо бездействия. Не может быть признано правонарушением событие даже в тех случаях, когда оно повлекло общественно вредные последствия в сфере налогообложения.

Для реализации интеллектуального компонента поведенческих актов организаций в области налогообложения, как правило, характерно то, что в их совершении участвуют два лица — руководитель организации и ее главный бухгалтер. Привлечение главного бухгалтера к правовому поведению в сфере налогообложения объясняется необходимостью обеспечить наиболее квалифицированный контроль за таким поведением со стороны специалиста.

Волевой компонент поведенческих актов в сфере налогообложения состоит в том, что они выражают волю лица, их совершающего, к достижению определенного результата. Волевой компонент поведенческих актов организаций также в большинстве случаев отличает необходимость привлечения к их совершению главных бухгалтеров.

Как поведенческий акт налоговое правонарушение может совершаться в двух формах — действия и бездействия. В форме действия налоговые правонарушения совершаются, как правило, в тех случаях, когда на правонарушителе лежит обязанность воздержаться от активных действий. В форме бездействия налоговые правонарушения совершаются в тех случаях, когда на правонарушителя, напротив, законом или иным нормативным правовым актом возложена обязанность совершить определенные действия, а он воздерживается от их совершения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8633 — | 8188 — или читать все.

http://studopedia.ru/9_219824_ponyatie-i-vidi-yuridicheskoy-otvetstvennosti-za-pravonarusheniya-v-sfere-nalogooblozheniya.html

5. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, установленных главой 16 НК РФ.

Физическое лицо может быть привлечено к ответственности с шестнадцатилетнего возраста.

Налогоплательщик считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в законодательном порядке. Обязанность по доказыванию виновности налогоплательщика возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика, привлекаемого к ответственности, толкуются в его пользу.

Налогоплательщик не привлекается к ответственности, если со дня совершения правонарушения или после дня окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение до момента вынесения решения о привлечении к ответственности, истекли три года.

Читайте так же:  Налоговый вычет нерезидентам на детей

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений кроме грубого нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, неуплаты или неполной уплаты сумм налогов. В отношении этих налоговых правонарушений срок давности считается со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода.

Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция.

Налоговые санкции установлены в виде денежных взысканий (штрафов).

При наличии смягчающего обстоятельства размер штрафа уменьшается не меньше, чем в два раза по сравнению с установленным размером. Если налоговое правонарушение совершается налогоплательщиком, который ранее привлекался к ответственности за аналогичное правонарушение, размер штрафа увеличивается на 100%.

Сумма штрафа перечисляется налогоплательщиком с его счета только после перечисления в полном объеме образовавшейся задолженности по налогу и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством.

Глава 16 нк рф устанавливает 13 видов налоговых правонарушений и размер денежных взысканий (штрафов) за их совершение:

Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

При отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

При нарушении срока подачи заявления о постановке на учет более чем на 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 10000 рублей.

Уклонение от постановки на учет в налоговом органе

Ведение деятельности налогоплательщиком без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение осуществления такой деятельности, но не менее 20000 рублей.

Ведение деятельности налогоплательщиком без постановки на учет в налоговом органе более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 календарных дней, но не менее 40 000 руб.

Нарушение срока представления сведений об открытии или закрытии налогоплательщиком счета в банке влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

Непредставление налоговой декларации в налоговый орган

Без отсутствия признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 рублей;

В течение более 180 дней по истечении установленного срока влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе декларации, за каждый полный и неполный месяц, начиная со 181-го дня.

Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения

При отсутствии признаков налогового правонарушения в течение одного налогового периода влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

При совершении в течение более одного налогового периода влечет взыскание штрафа в размере 15000 рублей.

Повлекшее занижение налоговой базы влечет взыскание штрафа в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15000 рублей.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов или счетов-фактур, либо регистров бухгалтерского учета, систематическое (два и более раз в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Неуплата или неполная уплата сумм налога

В результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора);

в результате умышленного совершения выше перечисленных действий влечет взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога (сбора).

Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест, влечет взыскание штрафа в размере 10000 рублей.

Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, в частности:

запрашиваемых документов влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый не представленный документ;

документов со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения налогового законодательства, влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин для дачи показаний по делу о налоговом правонарушении влекут взыскание штрафа в размере 1000 рублей.

Неправомерный отказ от дачи показаний, а также дача заведомо ложных показаний влекут взыскание штрафа в размере 3000 рублей.

Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода

Отказ от участия в проведении налоговой проверки влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей.

Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей.

Неправомерное несообщение сведений налоговому органу

При отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей;

При повторном несообщении в течение календарного года влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса

Нарушение установленного порядка регистрации в налоговых органах игровых столов, игровых автоматов, касс тотализатора, касс букмекерской конторы либо порядка изменений количества названных объектов влечет взыскание штрафа в трехкратном размере ставки налога на игровой бизнес, а при совершение тех же деяний более одного раза – в шестикратном размере ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studfile.net/preview/2905641/page:4/

Юридическая ответственность за налоговые правонарушения понятие виды
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here