Значение планирования выездных налоговых проверок

Выездные налоговые проверки

Планирование и подготовка выездных налоговых проверок

Планирование выездных налоговых проверок является начальным этапом проведения выездных налоговых проверок. В рамках планирования осуществляется комплекс работ, который включает:

— определение перечня налогоплательщиков, в отношении которых должны быть проведены выездные налоговые проверки в предстоящем квартале;

— определение сроков проведения проверок;

— уточнение видов налогов (сборов и других обязательных плате­жей) и периодов, которые должны быть охвачены проверкой;

— подбор кадров, необходимых для проведения проверки.

Все перечисленные процедуры проводятся с целью обеспече­ния оптимального выбора таких налогоплательщиков, проверка которых могла бы с наибольшей вероятностью выявить наруше­ния законодательства о налогах и сборах и обеспечить поступле­ние в бюджет сумм доначисленных налогов (сборов и других обя­зательных платежей), пени и налоговых санкций.

Подготовка выездных налоговых проверок представляет собой комплекс проводимых налоговым органом процедур, обеспечива­ющих углубленное изучение информации о налогоплательщиках, включенных в план проведения выездных налоговых проверок. а также других мероприятий, направленных на создание условий для наиболее эффективного проведения указанных проверок,

Процесс планирования и подготовки выездных налоговых про­верок состоит из восьми этапов. Рассмот­рим содержание каждого из этапов.

I этап.Формирование информационных ресурсов о налогоплатель­щиках. В целях целенаправленного отбора налогоплательщиков проведения выездных налоговых проверок налоговые органы исполь­зуют информационные ресурсы ФНС России (внутренние источники), а также информацию, получаемую из внешних источников.

Формирование информационных ресурсов о налогоплательщиках должно отвечать следующим критериям:

обеспечение постоянного сбора, фикса и обработки всей поступающей в налоговый орган информации о налогоплательщиках;

системности — создание информационных баз данных каждому налогоплательщику (досье налогоплательщика);

-актуальности — своевременное обеспечение обновления ин­формации о налогоплательщиках с учетом вновь поступаю­щих данных из внутренних и внешних источников;

— полноты — наличие объема информации о налогоплательщи­ках, достаточного для принятия правильного и обоснованного решения о целесообразности их отбора для проведения въездных налоговых проверок;

-достоверности — предварительный анализ поступающей налоговый орган информации на предмет ее соответствия Реальному положению дел.

В целях осуществления такого анализа производится сопоставление данной информации со сведениями, полученными из иных источников; направление запросов в контролирующие и правоохранительные органы; истребование в рамках проведения камеральной

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

налоговой про верки у налогоплательщика дополнительных сведений’ получение объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов; организация рациональной системы обработки и хранения информации — включение имеющейся и поступающей информации о деятельности налогопла­тельщиков в единую автоматизированную информационную систе­му обработки данных налоговых органов (АИС «Налог»).

Конечным результатом работы по сбору и обработке информа­ции о налогоплательщиках является формирование информаци­онных ресурсов налоговых органов, содержащих информацию — досье налогоплательщика на каждого налогоплательщика, состо­ящего на учете в налоговом органе.

Досье налогоплательщика состоит из следующих разделов.

Раздел I. Идентификационная часть — данные, идентифициру­ющие налогоплательщика, сведения об учетной политике, о руко­водителях, уставном капитале, лицензиях и сертификатах и др.

Раздел II. Данные о совершенных налогоплательщиком хозяй­ственных операциях или иных сделках, которые могут оказать влияние на формирование налоговой базы — по возмещению из бюджета НДС, о крупных расходах на благотворительные цели, о крупных финансовых вложениях, о краткосрочных и долгосроч­ных кредитах и др.

Раздел III. Косвенные данные о хозяйственной деятельности — информация от организаций МПС России, Минтранса России, ГИБДД МВД России о перевозимых крупных партиях товаров и др.

Раздел IV. Сигнальная информация, полученная в результате проведения контрольной работы, о нарушении взаимозависимы­ми лицами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и др.

Раздел V. Другие сведения.

2 и 3 этапы. Использование результатов камеральной налоговой проверки налоговой отчетности, а также результатов анализа на­логовой и бухгалтерской отчетности при планировании выездных налоговых проверок.

Для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок налоговыми орга-

нами используется информация, полученная в рамках проведе, ния камеральной налоговой проверки, а также в результате ана­лиза бухгалтерской и налоговой отчетности на основе Системы контрольных соотношении (СКС).

Система контрольных соотношений включает в себя:

— внутридокументные контрольные соотношения (контрольные соотношения показателей деклараций (расчетов) по налогам и сборам или бухгалтерской отчетности);

— междокументные контрольные соотношения показателей дек­лараций (расчетов) по налогам и сборам, бухгалтерской от­четности и информации, полученной из внешних источни­ков.

На основании системы контрольных соотношений производится:

— проверка логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями бухгалтерской и налоговой отчет­ности, необходимыми для исчисления налоговой базы;

— проверка сопоставимости отчетных показателей с аналогич­ными показателями предыдущего налогового (отчетного) пе­риода;

— сопоставление отдельных показателей налоговой декларации между собой;

— соотнесение отдельных показателей бухгалтерской отчетно­сти и налоговых деклараций.

При применении системы контрольных соотношений следует иметь в виду, что по результатам проверки определяются только ориентировочные данные, которые служат основанием для отбо­ра налогоплательщиков для проведения выездной налоговой про­верки, но не для доначислений налогов и сборов и применения налоговых санкций.

При проведении финансово-экономического анализа бухгал­терской и налоговой отчетности налоговыми органами собирает­ся информация о физических объемах потребленных энергетичес­ких (электро- и теплоэнергии) и иных материальных ресурсов. Такую информацию анализируют на предмет соответствия уровня и динамики указанных объемов показателям бухгалтерской отчет­ности, в которой отражены объемы производства и реализации продукции (работ, услуг). Могут быть использованы: косвенные данные о хозяйственной деятельности налогоплательщика; дан­ные о совершенных налогоплательщиком хозяйственных опера­циях или иных сделках, оказывающих влияние на формирование налоговой базы, а также другая информация, содержащаяся в досье налогоплательщика.

Конкретные формы и методы анализа налоговой и бухгалтерс-# отчетности, его объем определяются налоговыми органами исходя из информации, содержащейся в налоговой и бухгалтерс­кой отчетности. Анализ конкретных форм бухгалтерской и нало­говой отчетности налогоплательщиков регламентируется методи­ческими указаниями и рекомендациями ФНС России.

Читайте так же:  Прислали налог на имущество

По результатам камеральной налоговой проверки и анализа налоговой и бухгалтерской отчетности отделом, в функциональ­ные обязанности которого входит проведение данного вида про­верок и анализа, составляется заключение по установленной фор­ме (Образец I), содержащее рекомендации об отборе соответству­ющих налогоплательщиков для выездных налоговых проверок с обоснованием причин, послуживших основанием для таких вы­водов.

4 этап.Анализ основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков по отраслевому принципу.

Для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков налоговым органом осуществляется периодическое проведение ана­лиза основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков по отраслевому принципу на основе использования ав­томатизированной системы обработки данных АИС «Налог».

В процессе планирования выездных налоговых проверок дол­жны обеспечиваться:

— анализ и оценка динамики изменений основных финансо­вых показателей деятельности налогоплательщиков;

— сравнительный анализ основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков одной отрасли;

— отбор налогоплательщиков, анализ показателей деятельнос­ти которых позволяет сделать вывод о возможности обнару­жения налоговых правонарушений.

По результатам анализа основных финансовых показателей дея­тельности налогоплательщиков готовится заключение с рекомен­дациями об отборе соответствующих организаций для проведения выездных налоговых проверок с указанием причин, послуживших основанием для такого вывода. Затем это заключение передается в отдел, ответственный за подготовку планов выездных налоговых проверок налогоплательщиков. Оно является одним из оснований для включения соответствующих организаций в план проведения выездных налоговых проверок на предстоящий квартал.

5 этап.Отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Приоритетными для включения в план проведения выездных налоговых проверок являются следующие категории налогоплательщиков:

1. Налогоплательщики, подлежащие обязательному включению в план проверки выездных налоговых проверок:

1) организации, являющиеся крупнейшими и основными на­логоплательщиками. Проверку таких налогоплательщиков проводят не реже одного раза в 2 года;

2) налогоплательщики, проведение выездных налоговых про­верок которых обусловлено поручениями правоохранительных органов в случаях, установленных законодательством Российской федерации, а также вышестоящих налоговых органов;

3) ликвидируемые организации;

4) организации, представляющие «нулевые балансы* или не представляющие налоговую отчетность в налоговый орган, в от­ношении которых у налогового органа имеется информация об осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;

5) налогоплательщики, необходимость проверки которых вы­текает из мотивированных запросов других налоговых органов. В запросе указывается: полное наименование организации (фа­милия, имя, отчество индивидуального предпринимателя); адрес местонахождения организации (места жительства индивидуального предпринимателя); идентификационный номер налогоплательщи­ка; код причины постановки на учет; основание для проверки (чем вызвана необходимость проведения проверки); вопросы, подле­жащие проверке; период деятельности, за который должна прово­диться проверка.

2. Налогоплательщики, подлежащие первоочередному включению в план проведения выездных налоговых проверок при появлении соответствующих возможностей у инспекторского состава. Отбор указанных налогоплательщиков производится по результатам:

— камеральной налоговой проверки и анализа налоговой и бух­галтерской отчетности (контрольных соотнесений показателей форм налоговой и бухгалтерской отчетности декларации (рас­четов) по налогам и другим обязательным платежам в бюджет);

— анализа основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков по отраслевому принципу;

— анализа иной информации, результаты которого позволяют сделать вывод о возможности обнаружения налоговых пра­вонарушений.

6 и 7 этапы,как правило, реализуются при планировании выездных налоговых проверок параллельно с 5-м этапом (по отбору объектов проверки). Оба этапа предусматривают выполнение комплекса работ, связанных с:

— предварительной подготовкой предложений о предполагае­мых затратах времени на проведение выездной налоговой про­верки;

— определением количества специалистов, необходимых для проведения проверки;

— необходимостью привлечения к проверке правоохранитель­ных органов;

— подготовкой и составлением перечня вопросов по видам про­веряемых налогов и платежей;

— определением периодов деятельности налогоплательщика, по которым необходимо проведение проверки.

8 этап.Организация работы налогового органа по формированию планов проведения выездных налоговых проверок и по подготовке их проведения.

Работа налогового органа по проведению выездных налоговых проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах орга­низуется на основе ежеквартально составляемых планов проведе­ния выездных налоговых проверок налогоплательщиков, утверж­даемых руководителем налогового органа.

План проведения выездных налоговых проверок является конфиденциальным документом. Содержащиеся в нем сведения не подлежат разглашению налоговыми органами и их сотрудниками.

Планы проведения выездных налоговых проверок утверждаются руководителем налогового органа не позднее чем за 15 дней до начала квартала, следующего за отчетным кварталом.

Корректировка плана проведения выездных налоговых прове­рок может проводиться на основании решения руководителя на­логового органа при наличии следующих оснований:

— срочных заданий от вышестоящих налоговых органов;

— поручений правоохранительных органов;

— мотивированных запросов других налоговых органов о про­ведении проверок;

— отсутствии возможности для проведения выездной налого­вой проверки в связи с временным отсутствием руководите­ля и(или) главного бухгалтера организации-налогоплатель­щика (индивидуального предпринимателя) и их представи­телей (отпуска, болезни и т. д.).

Контроль за выполнением плана проведения выездных налого­вых проверок осуществляется руководителем налогового органа.

В целях обеспечения максимальной эффективности и созда­ния благоприятных условий предстоящей выездной налоговой проверки на стадии ее подготовки должны быть решены необхо­димые организационные вопросы, связанные с ее проведением.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10109 — | 7850 — или читать все.

Планирование выездных налоговых проверок по критериям №№ 1, 11 и 12

Новые схемы ухода от налогов. Показатели рентабельности и налоговой нгагрузки за 2012 год.

Налогоплательщики могут самостоятельно оценить риски выездных налоговых проверок. Для этого Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] утверждены Концепция планирования выездных налоговых проверок и Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Новые схемы ухода от налогов

Одним из критериев, которые налоговые органы используют для отбора кандидатов на выездную проверку, является ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском (критерий № 12).

Читайте так же:  Какой налог платят ип в россии

ФНС России по результатам контрольной работы, с учетом досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками и сложившейся арбитражной практики, определяет наиболее распространенные способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды.

Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков».

Письмом ФНС России от 28.12.2012 № АС-4-2/[email protected] добавлены два новых способа получения необоснованной налоговой выгоды.

Для налогоплательщиков, использующих в хозяйственной деятельности фиктивных посредников

Схема № 5: получение необоснованной налоговой выгоды путем включения в хозяйственный оборот посредников (как российских, так и иностранных), деятельность которых сводится к созданию видимости осуществления реальной финансово-хозяйственной деятельности.

Схемы получения необоснованной налоговой выгоды могут быть связаны с привлечением непроизводительных посредников, которые хоть и не являются фирмами-«однодневками», однако реально не осуществляют работ и не оказывают услуг. Примером таких схем являются отношения, связанные с формальным привлечением агентов или иных посредников.

Лицами, участвующими в схеме, являются:

Принципал — российский налогоплательщик, от имени и за счет которого действует Агент;

Агент — лицо, формально действующее в интересах Принципала в рамках агентского или иного аналогичного договора;

Покупатель — лицо, приобретающее товары, работы, услуги Принципала.

Схема получения необоснованной налоговой выгоды в этом случае может выглядеть следующим образом.

Принципал в рамках осуществления своей основной деятельности номинально привлекает Агента для выполнения определенных задач, в частности, для поиска клиентов. Агентское вознаграждение связано с доходом, полученным в связи с выполнением контрактов с найденными Агентом заказчиками. При этом фактический поиск заказчиков, подготовка контрактов, ведение переговоров с заказчиком осуществляют должностные лица Принципала. Функция Агента фактически сводится к созданию документооборота, подтверждающего фиктивные затраты по выплате агентского вознаграждения. Представленная схема приводит к получению Принципалом необоснованной налоговой выгоды в виде необоснованного включения в расходы затрат по фиктивным агентским договорам и занижению налога на прибыль организаций.

Для профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также лиц, осуществляющих реализацию ценных бумаг

Схема № 6: получение необоснованной налоговой выгоды путем приобретения фиктивных инвестиционных инструментов.

Наряду с использованием в финансово-хозяйственной деятельности фирм-«однодневок» распространена схема получения необоснованной налоговой выгоды в связи с приобретением ценных бумаг.

Лицами, участвующими в схеме, являются:

налогоплательщик — российская организация;

владельцы ценных бумаг (как правило, не являются резидентами Российской Федерации).

Схема получения необоснованной налоговой выгоды подразумевает под собой приобретение ценных бумаг. Выпуск ценных бумаг в таких случаях осуществляет компания, как правило, зарегистрированная в оффшорных территориях и не ведущая финансово-хозяйственную деятельность, не имеющая активов под обеспечение выпуска, банковской гарантии, поручительства третьих лиц. При этом объем выпуска ценных бумаг может быть значителен.

Выпущенные ценные бумаги реализуются заранее определенному кругу лиц со значительной рассрочкой платежа, при этом оплата ценных бумаг предусмотрена позднее даты их погашения. То есть размещение и последующая реализация не направлены на привлечение денежных средств.

В дальнейшем данные ценные бумаги вносятся в уставный капитал реально действующих российских организаций. В свою очередь российская организация реализует полученные ценные бумаги фирмам-«однодневкам» с убытком, включая в состав расходов для целей исчисления налога на прибыль организаций стоимость ценных бумаг по данным налогового учета у передающей стороны.

Видео (кликните для воспроизведения).

В этом случае необоснованная налоговая выгода возникает вследствие уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль организаций на сумму полученного убытка.

На заметку

По критерию № 12 налоговыми органами также исследуется связь налогоплательщика с проблемными контрагентами. На сайте УФНС России по Красноярскому краю www.r24.nalog.ru в разделе «Зона риска» можно ознакомиться с актуальными списками организаций:

— участвующих в схемах ухода от налогообложения;

— должников в бюджетную систему РФ;

— находящихся в процедурах банкротства.

Показатели для оценки рисков за 2012 год

Ежегодно ФНС России доводит до сведения налогоплательщиков и налоговых органов показатели налоговой нагрузки и рентабельности за прошедший год, которые используются при планировании выездных налоговых проверок по критериям № 1 и № 11.

Налогоплательщик может стать кандидатом на выездную налоговую проверку в случаях, когда:

налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности) (критерий № 1);

— уровень рентабельности по данным бухгалтерского учета значительно отклоняется от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики (критерий № 11).

Налоговая нагрузка рассчитана как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Значительным считается отклонение рентабельности в сторону уменьшения на 10% и более.

В таблицах приведены показатели по критериям № 1 и № 11 за 2012 год.

Планирование выездных налоговых проверок: изменения 2010 года

«Налоговая проверка», 2010, N 6

ФНС внесла изменения в Приказ от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] (далее — Приказ N ММ-3-06/[email protected]). Как указано в документе, это сделано в целях повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствования организации работы налоговых органов при реализации предоставленных НК РФ полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

О сути внесенных изменений, а также об их значении для налогоплательщиков читайте в данной статье.

Вышеназванным Приказом ФНС утвердила Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок, а также Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (далее — Общедоступные критерии).

Напомним эти Критерии:

Также Приказом N ММ-3-06/[email protected] были утверждены значения Критерия 1 — налоговой нагрузки по видам экономической деятельности и Критерия 11 — рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и активов организаций по видам экономической деятельности на 2006 и 2007 гг. В данный Приказ Приказом ФНС России от 14.10.2008 N ММ-3-2/[email protected] были внесены изменения.

Читайте так же:  Статья возврата подоходного налога

В текущем году Приказ N ММ-3-06/[email protected] также претерпел изменения. Приказ от 22.09.2010 N ММВ-7-2/[email protected] (далее — Приказ N ММВ-7-2/[email protected]) ввел такие новшества, как (приведем наиболее существенные):

Значение планирования выездных налоговых проверок

(в ред. Приказов ФНС России от 14.10.2008 N ММ-3-2/[email protected],
от 10.05.2012 N ММВ-7-2/[email protected])

Президентом Российской Федерации определено, что государственная налоговая политика должна формироваться исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования.

Проводимое государством все последние годы облегчение налогового бремени путем снижения налоговых ставок, отмены отдельных налогов и снятия неоправданных ограничений создает оптимальные условия для ведения бизнеса и исполнения налоговых обязательств.

Качественное налоговое администрирование является одним из условий эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства.

Позитивное развитие основных составляющих налоговой политики государства, которыми являются снижение совокупной налоговой нагрузки и улучшение налогового администрирования, неразрывно связано с налоговым контролем, целью которого является обеспечение своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, в том числе за счет достижения высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков.

Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки. В результате проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами должны одновременно решаться несколько задач, наиболее важные из которых:

  • выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;
  • предупреждение налоговых правонарушений.

При этом выездные налоговые проверки должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплательщика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов.

В целях эффективного решения всех этих задач подготовлена настоящая Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее — Концепция), предусматривающая новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок — это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным. Ранее планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов.

В целях обеспечения системного подхода к отбору объектов для проведения выездных налоговых проверок Концепция определяет алгоритм такого отбора. Отбор основан на качественном и всестороннем анализе всей информации, которой располагают налоговые органы (в том числе из внешних источников), и определении на ее основе «зон риска» совершения налоговых правонарушений.

Таким образом, в настоящей Концепции планирование выездных налоговых проверок взаимоувязано с формированием и развитием у налогоплательщиков правильного понимания законодательства о налогах и сборах, убеждения в недопустимости его нарушения и необходимости точного соблюдения законов.

Настоящая Концепция разработана в целях:

1) создания единой системы планирования выездных налоговых проверок;

2) повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков;

3) обеспечения роста доходов государства за счет увеличения числа налогоплательщиков, добровольно и в полном объеме исполняющих налоговые обязательства;

4) сокращения количества налогоплательщиков, функционирующих в «теневом» секторе экономики;

5) информирования налогоплательщиков об основных критериях отбора для проведения выездных налоговых проверок.

Построение единой, открытой и понятной для налогоплательщиков и налоговых органов системы планирования выездных налоговых проверок базируется на определенных принципах. К ним относятся:

1. Режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков.

2. Своевременность реагирования на признаки возможного совершения налоговых правонарушений.

3. Неотвратимость наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах.

4. Обоснованность выбора объектов проверки.

В соответствии с новым подходом к организации системы планирования изменен отбор объектов для проведения выездных налоговых проверок. Основой данной системы является всесторонний анализ всей имеющейся у налогового органа информации на каждом этапе планирования и подготовки выездной налоговой проверки.

Вместе с тем налогоплательщик может использовать свое право на самостоятельную оценку рисков и оценить преимущество самостоятельного выявления и исправления допущенных ошибок при исчислении налогов.

Каждый налогоплательщик должен понимать, что от прозрачности его деятельности, полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет зависит возможность невключения в план выездных налоговых проверок.

Таким образом, в соответствии с настоящей Концепцией планирование выездных налоговых проверок ведется на основе принципа двухсторонней ответственности налогоплательщиков и налоговых органов, при соблюдении которого первые стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, а вторые — к обоснованному отбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Обоснованный выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок невозможен без всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников.

К информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими функций, возложенных на налоговую службу.

К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная.

Проводимый с целью отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок анализ финансово-экономических показателей их деятельности содержит несколько уровней, в том числе:

  • анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики, который позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей;
  • анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики, проводимый по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;
  • анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, позволяющий определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган;
  • анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.
Читайте так же:  Внутренний финансовый контроль в бюджетной сфере

В случае выбора объекта для проведения выездной налоговой проверки налоговый орган определяет целесообразность проведения выездных налоговых проверок контрагентов и (или) аффилированных лиц проверяемого налогоплательщика.

В соответствии с основными целями и принципами настоящей Концепции выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок построен на целенаправленном отборе, тщательном и постоянно проводимом всестороннем анализе всей имеющейся у налоговых органов информации о каждом объекте независимо от его формы собственности и сумм налоговых обязательств. При осуществлении планирования подлежат анализу все существенные аспекты как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом.

Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Настоящая Концепция предусматривает проведение налогоплательщиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности по приведенным ниже критериям.

Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.
(п. 9 в ред. Приказа ФНС России от 10.05.2012 N ММВ-7-2/[email protected])

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.

Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.

Настоящая Концепция определяет основные приоритеты, принципы и направления реализации единого подхода к планированию выездных налоговых проверок.

Предлагаемая система планирования позволит:

1) для налогоплательщиков — максимально уменьшить вероятность того, что выездная налоговая проверка в текущем году затронет законопослушного налогоплательщика, полностью исполнившего свои обязательства перед бюджетом;

2) для налоговых органов — выявить наиболее вероятные «зоны риска» (нарушения законодательства о налогах и сборах), своевременно отреагировать на возможное совершение налоговых правонарушений и определить необходимые мероприятия налогового контроля.

Принципы, заложенные в настоящей Концепции, позволят реализовать:

1. Формирование единого подхода к планированию выездных налоговых проверок.

2. Стимулирование налогоплательщиков в части соблюдения законодательства о налогах и сборах.

3. Повышение налоговой грамотности и дисциплины налогоплательщиков.

Планирование выездных налоговых проверок: что изменилось?

«Налоговая проверка», 2012, N 4

Об изменениях, внесенных в Концепцию планирования выездных проверок , рассказывает наш эксперт.

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] (далее — Приказ N ММ-3-06/[email protected]).

Концепция планирования выездных проверок и ее значение при отборе объектов проверки

Концепция планирования выездных проверок утверждена в целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствования организации работы налоговых органов при реализации полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, предоставленных НК РФ. Как отмечено в разд. 3 этого документа, обоснованный выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок невозможен без всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников. При этом определено, что к информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими функций, возложенных на налоговую службу, а к информации из внешних источников — информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная.

Проводимый с целью отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок анализ финансово-экономических показателей их деятельности содержит несколько уровней, в том числе:

  • анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики, который позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей;
  • анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики, проводимый по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;
  • анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, позволяющий определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган;
  • анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.
Читайте так же:  Налог на доходы физических лиц ооо

В соответствии с основными целями и принципами Концепции планирования выездных проверок выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок построен на целенаправленном отборе, тщательном и постоянно проводимом всестороннем анализе всей имеющейся у налоговых органов информации о каждом объекте независимо от его формы собственности и сумм налоговых обязательств. При планировании анализу подлежат все существенные аспекты как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом.

Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности которых свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Концепция планирования выездных проверок предусматривает проведение налогоплательщиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности по приведенным ниже критериям. При этом в разд. 4 документа определено, что общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться следующие:

В разд. 5 Концепции планирования выездных проверок указано, что предлагаемая система планирования позволит:

  • для налогоплательщиков — максимально уменьшить вероятность того, что выездная налоговая проверка в текущем году затронет законопослушного налогоплательщика, полностью исполнившего свои обязательства перед бюджетом;
  • для налоговых органов — выявить наиболее вероятные «зоны риска» (нарушения законодательства о налогах и сборах), своевременно отреагировать на возможное совершение налоговых правонарушений и определить необходимые мероприятия налогового контроля.

Регламентация проведения налоговых проверок направлена на достижение интересов участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Как отмечено в Письме ФНС России от 31.07.2007 N 06-1-04/505, подготовка и издание Критериев оценки рисков служат целям эффективного построения системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок — основной и наиболее эффективной формы налогового контроля. Налогоплательщик, соответствующий Критериям оценки рисков, с большой долей вероятности будет включен в план выездных налоговых проверок.

Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержден Приказом N ММ-3-06/[email protected]

Согласно Концепции планирования выездных проверок планирование выездных налоговых проверок — это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным.

Таким образом, в соответствии с Концепцией планирования выездных проверок планирование выездных налоговых проверок ведется на основе принципа двухсторонней ответственности — налогоплательщиков и налоговых органов, при соблюдении которого первые стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, а вторые — к обоснованному отбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Концепция планирования выездных проверок: редакция 2012 года

Приказом N ММВ-7-2/[email protected] в Концепцию планирования выездных проверок внесены изменения. Во-первых, претерпели изменения Критерии оценки рисков. Во-вторых, ФНС представила показатели налоговой нагрузки и рентабельности за 2011 г.

Приказ ФНС России от 10.05.2012 N ММВ-7-2/[email protected] «О внесении изменений в Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

Изменения в Критериях оценки рисков

Непредставление пояснений. Одним из критериев является непредставление налогоплательщиком пояснений налоговому органу. Формулировка данного критерия претерпела изменения.

Из представленных формулировок видно, что сфера применения этого критерия расширена.

Уровень заработной платы. В Письме Минэкономразвития России от 22.12.2011 N ОГ-Д05-2589 отмечено, что в последние годы изменен подход к организации контрольной работы налоговых органов. Акцент сделан на комплексном анализе финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и, как следствие, отказе от тотального контроля и переходе к контролю, основанному на критериях риска. В связи с этим ФНС разработала и утвердила Концепцию планирования выездных проверок, предусматривающую новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Данный процесс носит открытый характер, Критерии оценки рисков опубликованы на сайте ФНС www.nalog.ru.

Одним из критериев является выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ, при этом налоговый орган оценивает риски неуплаты налогов не только по одному критерию. Планируя выездные налоговые проверки, оценивают все аспекты деятельности налогоплательщика и отбирают для проверок налогоплательщиков, которые попали одновременно в несколько зон налоговых рисков.

Что касается такого критерия, как уровень заработной платы, Приказ N ММВ-7-2/[email protected] дополняет положения данного пункта абзацем следующего содержания: при выборе объектов для проведения выездных налоговых проверок налоговый орган учитывает также информацию, поступающую в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и иных контролирующих органов, о выплате налогоплательщиком неучтенной заработной платы («в конвертах»), неоформлении (оформлении с нарушением установленного порядка) трудовых отношений и иную аналогичную информацию.

Таким образом, количество факторов, которые налоговики будут учитывать при планировании проверок, расширилось.

Налоговая нагрузка и рентабельность: данные 2011 года

При проведении предпроверочного анализа налоговые органы учитывают данные налоговой нагрузки и рентабельности по отраслям. В Приказе N ММВ-7-2/[email protected] налоговики привели значения показателей за 2011 г. Представим их в таблице.

Видео (кликните для воспроизведения).

Расчет за 2010 и 2011 гг. произведен без учета поступлений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Источники

Значение планирования выездных налоговых проверок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here